Стоит ли смотреть фильм "Игры разумов"?

4 May 2019
616 full reads
3,5 min.
1,1k story viewsUnique page visitors
616 read the story to the endThat's 52% of the total page views
3,5 minutes — average reading time

Давайте сразу договоримся, что плохие фильмы я здесь вообще описывать не буду. Если я попаду на кинофильм, который (по моему мнению) плох — я просто пожму плечами и выключу его. И не буду отнимать ваше время на информацию о том, чего смотреть не стоит.

Те фильмы, которые я описываю — как минимум стоят того, чтобы вы о них прочитали и, если у вас возникнет такое желание — составили о нем собственное мнение. Которое вполне может отличаться от моего: все-таки это творчество, а значит — субъективно.

The Professor and the Madman / Игры разумов

2019 год, реж. Фарад Сафиниа

Ирландское кино (на самом деле — и американское и английское) , которое снял иранский сценарист и режиссер.

Как сценарист, Фарад уже зарекомендовал себя крепким профессионалом на фильме Мэла Гибсона "Апокалипсис" (2006), в качестве режиссера — этот фильм считается его дебютом. Картина достаточно высоко отмеченная профессионалами из IMDb: 7.40. Достаточно хорошо для дебюта иранского режиссера, достаточно плохо для фильма Мэла Гибсона. Но — обо всем по порядку.

постер фильма The Professor and the Madman (Игры разумов)
постер фильма The Professor and the Madman (Игры разумов)
постер фильма The Professor and the Madman (Игры разумов)

Название фильма "Профессор и безумец" в русском прокате решили адаптировать на "Игры разумов", сознательно или несознательно заставив зрителя (и поисковые системы сети) путать его с оскароносным фильмом 2001 года "Игры разума"... Оставим это на их совести.

Сам фильм, казалось бы, целиком соответствует ожиданию зрителя: добротный классический драматически-исторический фильм для неспешного просмотра взрослыми людьми с высшим образованием в семейном кругу.

Добротное кино про Англию середины XIX века, про создание знаменитого 12-томного Оксфордского словаря английского языка. И про любовно-интеллектуальные драмы вокруг этого: в меру чопорные зависть, деньги, безумство и страсть.

"Британской короне принадлежит половина мира. И каждый поданный английской королевы обязан обращаться к ней на английском языке".

кадр из фильма The Professor and the Madman (Игры разумов)
кадр из фильма The Professor and the Madman (Игры разумов)
кадр из фильма The Professor and the Madman (Игры разумов)

Фильм поначалу полностью оправдывает зрительские ожидания: атмосфера, антураж, две линии, два ключевых первонажа, которых играют звездные актеры: ученый-самоучка Джеймс Мюррей (Мэл Гибсон), и военный хирург американской армии Уильям Честер Майнор (Шон Пенн), безумец и добровольный помощник в этой работе.

Мэл Гибсон и Шон Пенн во время съемок фильма
Мэл Гибсон и Шон Пенн во время съемок фильма
Мэл Гибсон и Шон Пенн во время съемок фильма

В полной мере присутствует и любовная драма — великолепная игра Натали Дормер выводит ее героиню тоже в главную сюжетную линию фильма.

Натали Дормер в фильме The Professor and the Madman (Игры разумов)
Натали Дормер в фильме The Professor and the Madman (Игры разумов)
Натали Дормер в фильме The Professor and the Madman (Игры разумов)

Кажется, все хорошо: неторопливое и достаточно элегантное развитие сюжета, болезненно-странная любовная линия, красота постановки каждого кадра... Та красота, которую мы ждем от классического английского кино / классического английского романа. Но вдруг, приблизительно в середине фильма, что-то ломается.

Вдруг пропадает лучшее, что было в фильме — хороший вкус. И начинается мыльная мелодрама.

Полное впечатление, что в фильм ворвались разъяренные продюсеры и начали орать: "Это будет скучно, народ не поймет... Вот тут добавьте слезу, вот тут сделайте кульбит попроще, а это — вообще скомкайте и выкиньте в корзину... Будьте проще — и люди к вам потянутся, а мы отобьем бабки".

И это впечатление — не обманчивое.

кадр из фильма The Professor and the Madman (Игры разумов)
кадр из фильма The Professor and the Madman (Игры разумов)
кадр из фильма The Professor and the Madman (Игры разумов)

Немного любопытного закулисья. С упомянутого вначале американского проекта "Апокалипсис" началась карьера Фарад Сафиниа в Голливуде, его творческое сотрудничество с Мэлом Гибсоном и этот фильм.

В далеком 1999 году Мэл Гибсон выкупил права на экранизацию книги Саймона Уинчестера «Кроуторнский хирург» и начал работать над фильмом. Но что-то его постоянно отвлекало, что-то категорически не устраивало и, наконец, он отдал творческие бразды правления своему другу-соратнику и одному из сценаристов Фараду, оставшись творческим вдохновителем идеи и звездной приманкой для инвесторов.

Здесь можно вспомнить, что как раз в это время Гибсон окончательно разругивается со всем голливудским бомондом и причин этому много: и творческие и финансовые и даже политические.

Сроки выхода фильма много раз нарушались, бюджет вышел далеко за пределы оговоренного и прокатчик взбунтовался: фильм был отдан на доработку команде других режиссеров (Фарада Сафиниа даже вычеркнули из титров). На Гибсона и Сафиниа подали в суд, а фильм, полностью готовый уже в 2016 году, получил ограниченный мировой показ только в 2019, без серьезного рекламного бюджета.

Все эти три года Мэл Гибсон боролся за первоначальный сюжет, пытаясь изменить навязанную кинокомпанией концовку, боролся безуспешно...

И, наверное — он был прав, если даже я, при просмотре этого фильма и не зная всей этой истории, вдруг почувствовал, что в фильме что-то сломалось, что весьма неплохое кино стало смываться в банальный ширпотреб.

"фильм балансирует на тонкой грани между полным унынием и интересными сюжетными линиями"

"Многое зарыто в этом фильме, но мало что сработало"

"Фильм заслуживает просмотра — кому-то для общего развития, кому-то пофилософствовать о наказании и искуплении, кому-то полюбоваться на отличных актеров..."

приблизительно так реагирует на фильм наш российский зритель, печатающий свои отзывы на "Кинопоиске". Я же добавлю, что, при всем этом, фильм может вызвать отклик в душе и заставить думать о каких-то очень серьезных вещах. Хотя очень жаль, что условное "Бабло" опять внесло коррективы в "Творчество".

Резюмирую:

Если рассматривать фильм по классификации

  • Фильм надо посмотреть
  • Фильм можно посмотреть
  • Фильм можно не смотреть

Фильм с интересом посмотрят любители костюмированных драм и Англии эпохи середины XIX века.

Люди, связанные с лингвистикой, с интересом, хотя и хмыкая временами, посмотрят этот фильм.

Молодым людям, напротив, в фильме может не хватить экшена, динамики, мультяшности.

Остальным можно посмотреть этот фильм. А можно и не смотреть.

.

____________

*

Автор текста, ведущий "Скифской площади": Игорь Знаешев

Еще почитать про кино: