Супер секреты, как разговорить малыша!

10.03.2018

Супер секреты, как разговорить молчуна!

1. Убираем «Скажи» и «Повтори»
Не просите кроху: «Скажи: МА-МА, ДАЙ» или «ПОВТОРИ: «СО-БА-КА». И уж не вздумайте наказывать малыша за отказ или неправильное произнесение! Очень часто подобные просьбы приводят к такому явлению, как речевой негативизм – при вышеозначенных просьбах малыш крепко сцепляет зубы и бежит от Вас стремглав, либо просто игнорирует настойчивые просьбы мамы что-либо сказать.
Как же тогда быть? Секрет прост – играйте и во время игры озвучивайте то, что делаете:
• Вот кукла Ляля идет по дорожке: топ-топ-топ. Вот как Ляля топает». Слова должны быть простыми, а фразы – максимально короткими.
• «Паровозик гудит «ЧУ-Чу-у-у-у-у! Садись, Саша, прокачуууууу!!!» Эмоциональность – хороший способ привлечь кроху к игре. Используйте в речи разные интонации, меняйте тембр (окраску) голоса и добавляйте междометия – так кроха не только научится повторять за Вами простые слоги и слова, но и будет делать это очень выразительно!

Маме на заметку!
Постарайтесь контролировать себя и не срываться на «Скажи», «Повтори». Не ждите быстрых результатов. Пройдет день, два, может быть и месяц – и малыш начнет повторять за Вами! Главное – спокойно общаться и играть, вовлекать кроху в диалог, хотя бы формальный (сами задаете вопрос и после короткой паузы – отвечаете).

2. «Ти-ти! ПТИчка, леТИ» или как использовать в речи лепетные слова .

«Ти-ти». На их основе вводим слова «пТИчка» и «леТИ». На прогулке насыпьте зернышки и позовите птичек: «Птичка, леТИ, покушай. Вот, леТИт птичка. Кушай!». Потом просите малыша позвать птичек.
• «Мяу» и «ми». Если есть кошечка дома – отлично. Поиграйте так: «Киска, где твоя МИска? Давай молочка нальем! Вот, киса, молоко. Лакай!» Можете передразнить, как киска лакает язычком - это хорошее артикуляционное упражнение. «Вот, киса, МЯсо, кушай!»

3. «Даёшь контакт!»
Этот рецепт простой и очень естественный во взаимоотношениях мамы и малыша – чаще обнимайтесь! Барахтания, немного дурашливости, любовные пощипывания и покусывания только приветствуются! А ещё? Танцы, где Вы берётесь за руки, простые объятия после игры: «Как хорошо получилось!», да и просто посиделки на коленочках!

4. «Игрушки, на помощь!»
Игрушки – наши незаменимые помощники в развитии речи малыша. Они помогут внимание привлечь и познакомят с новыми словами – существительными, прилагательными, глаголами, местоимениями, научат пользоваться предлогами и строить фразы. Как?
С 1 года до 3 лет крохе для развития НЕОБХОДИМА манипуляция с предметами. Однако важно помнить, что развивает не сама по себе игрушка, предмет, а те действия и манипуляции, которые малыш с ними производит. А делает он это с Вашей помощью!

Как правильно играть с предметами, чтобы в речи крохи появлялись новые слова?
1. Существительные
Возьмите машинку, покажите крохе, назовите, что это: «Смотри – машина!» Продемонстрируйте все те разнообразные действия, которые с ней можно выполнять: катать, нагружать и высыпать кубики, катать любимую игрушку. Первоначально новое слово тесно связывается с тем предметом, который так назвали. Машинка – это именно вот эта – с желтой кабиной и красным кузовом! Когда кроха усвоит это понятие – «машина», покажите ему машинку другую – скажем, зелёную. Это тоже машина! И вот эта маленькая – тоже машина! И эта – с большими колесами! Так произойдет расширение понятия «машина», а малыш начнет лучше понимать речь окружающих.
2. Глаголы
Просите кроху совершить с игрушкой какие-либо действия: «Кати машинку. Вот так!», «Накладывай кубики. Вот, много кубиков положили». Кубики можно СКЛАДЫВАТЬ, СТРОИТЬ, СТУЧАТЬ, ПЕРЕКЛАДЫВАТЬ, СОБИРАТЬ, РАЗБИРАТЬ, ВОЗИТЬ – вот сколько глаголов можно присоединить только к одному существительному – КУБИКИ.
3. Прилагательные
Рассказывайте малышу в игре о различных качествах того предмета, которым вы в настоящий момент играете. Машинка может быть красная и синяя, большая или маленькая, тяжелая или легкая. Любимая мягкая игрушка малыша – мягкая, пушистая, бархатистая, нежная, ласковая, тёплая. Кубики твердые, жесткие, красные-желтые-синие, звонкие, деревянные, пластмассовые! «Потрогай, какая киска у нас мягонькая. Вот какая! Пушистая! Шкурка красивая, серенькая. Давай кисоньку погладим. Вот так, вот так - смотри, как кисе приятно, она глазки закрыла и песенку поёт».
4. Наречия
Мячик летит высоко, далеко; машинка едет быстро; игрушечная киска тоже бежит быстро, а черепашка ползет – медленно. У мишки каши много, а собачки – мало, дудочка играет тихо, грустно, а барабан – громко, радостно! В комнате игрушки прибрали: «Вот как стало чисто!». Озвучивайте эти и другие признаки предметов и действий, и малыш тоже начнет использовать их в речи.
5. Местоимения
В игре просите кроху: «Дай мне» и местоимение «тебе»: «Это мне кубик, а это – тебе», «Мне ложку (к примеру, играете в кухню и приготовили «кашу» из кубиков) и тебе ложку». «Моя очередь, твоя очередь». «Вот моя любимая куколка. А где твоя?», «Давай мишку укачаем. Он устал». Так легко и незаметно местоимения займут прочное место в словарике Вашего карапуза.
6. Предлоги.
Предлоги помогают ребёнку лучше понять пространственно-временные отношения и правильно строить фразы. Усвоение их происходит отлично и в игре, и в ходе уборки после неё. «Принеси мячик. Он В коробке. Спасибо!», «Ой! Кубики упали НА пол! Давай соберем!». Посади куколку ЗА стол. Будем чай пить». Давай игрушки уберем. Машинку поставим В гараж. Кубики положим В коробку. Мячики положим В ведро. А куколку куда посадим? Вот сюда – НА диванчик. Вот как хорошо стало!»
5. «Мама, помоги!» или как реагировать на жестовую речь
Этот рецепт для мам деток, предпочитающих жестовую форму общения. Как реагировать, если кроха СОВСЕМ не хочет говорить, но очень выразительно жестикулирует?
1. Начните работу с себя: проанализируйте, как Вы реагируете на такое поведение малыша.
Проговаривайте всё, что делаете: манипулируя игрушками, называйте их цвет и те действия, которые можно с ней производить: «Вот какой мячик! Красный! Яркий! Большой! Лёгкий! Давай его покатаем: вот так! Теперь мне кати – вот как здорово катится! Лови мячик (легонько бросаете его в ручки малыша так, чтобы поймал) – вот как ловко поймал!»

Так детки не только пополнят словарь, научатся понимать и использовать в речи предлоги, правильно строить простые фразы, но и овладеют навыками самообслуживания и планирования своей деятельности.