Франкенштейн пятого поколения

10.03.2018

Планомерное развитие Китая до статуса сверхдержавы, разумеется, невозможно без создания современного оружия и в этом году ВВС Китая приняли на вооружение истребитель пятого поколения J-20, именуемый также «Черный орел». Первый показ J-20 состоялся ещё в ноябре 2016-го во время авиакосмического салона Airshow China-2016, который проходил в городе Чжухай, и в сообщении по этому поводу было сказано, что Китай в ближайшее десятилетие планирует обогнать США в качестве крупнейшего игрока на авиационном рынке и показать свои амбиции в деле укрепления обороноспособности страны.

Работами над созданием «Черного орла» занимается китайская корпорация Chengdu Aircraft Industry Corporation, и известно, что первый полет J-20 совершил еще в 2011 году. За последние годы Китай совершил действительно впечатляющий рывок вперед, и если раньше эта страна в основном занималась копированием иностранных образцов вооружения, то сегодня КНР вполне способна сама производить технику самого высокого класса.

Истребитель J-20 был разработан группой конструкторов, под руководством Янг Вея (Yang Wei), который до этого работал над созданием FC-1 и J-10. С именем Янг Вея многие связывают успехи китайской военной авиации и хотя, возможно, эти оценки несколько преувеличены, но Янг действительно превратился в весьма влиятельного профессионала. Янг Вей сумел получить высшее образование в 19 лет, а уже в 35 стал главным конструктором авиационного КБ, которое штампует военные самолеты высокого качества.

Точной информации о характеристиках нового китайского истребителя очень мало, практически ничего не известно о составе бортового оборудования или особенностях конструкции. Экспертам приходится давать оценку новой машине, используя лишь ее немногочисленные фотографии.

Есть и еще один интересный момент заключается в том, что в конце 80-х в СССР начались собственные разработки истребителя пятого поколения, они проводились в ОКБ им. Микояна. Машина получила обозначение МиГ 1.44, она несколько раз поднялась в воздух, но в 2000 году этот проект был закрыт. Дело в том, что китайский J-20 очень напоминает так и нереализованный советский проект МиГ 1.44. Многие эксперты считают, что некоторые наработки, полученные в ходе этого проекта, и чертежи были переданы Китаю.

Истребитель Чэнду J-20 выполнен по аэродинамической схеме «утка» с передним горизонтальным оперением (ПГО), оснащен вертикальным двухкилевым оперением и подфюзеляжными гребнями. Самолет имеет треугольное крыло с наплывами и довольно внушительные размеры: его длина составляет 21-23 метра, а взлетный вес истребителя эксперты оценивают в 35-40 тонн.

Плоские борта фюзеляжа J-20 имеют такой же угол наклона, что и цельноповоротные вертикальные стабилизаторы, а передняя часть фюзеляжа имеет острые очертания, характерные для всех истребителей-«невидимок» пятого поколения. Экипаж самолета состоит из одного человека, фонарь кабины пилота выполнен по распространенной беспереплетной схеме, которая улучшает обзор для летчика и уменьшает ЭПР машины.

J-20 оснащен двумя двигателями, близко расположенными друг к другу. Есть информация, что пока на прототипах самолета используются российские АЛ-31ФН, однако в будущем китайцы планируют устанавливать на J-20 WS-15 – собственный двигатель.

Шасси самолета имеет три опоры, переднее колесо убирается с поворотов вперед, а основные стойки – в отсеки боковых бортов (как на F-22), что, вероятно, указывает на расположение внутренних отсеков для вооружения, сходное с американским истребителем.

Аэродинамическая схема машины — это практически полное повторение нереализованного МиГ 1.44, да и размеры самолетов во многом сходны. Однако есть и существенные отличия. Микояновская машина имела большее по площади крыло, что снижало удельную нагрузку на него и увеличивало маневренность советского истребителя. Передняя часть китайского истребителя явно копирует американский F-22, а форма воздухозаборников — F-35.

В итоге в лице J-20 Китай получил этакого «Франкенштейна», слепленного из технических решений, принадлежащих разным конструкторским школам, машинам и поколениям. Однако, несмотря на все это необходимо признать, что темпы развития китайского авиапрома действительно впечатляют и руководство страны не жалеет ресурсов на исследования, которые ведутся сразу по многим направлениям.