Штурмовик Туполева

10.03.2018

В период Второй Мировой войны не только немецкие конструкторы разрабатывали необычные виды оружия, но и наши, советские КБ активно проектировали всевозможные «вундервафли». Одной из таких новинок, так и не попавших в серийное производство стали образцы штурмовых самолетов Ту-2Ш, созданных конструкторским бюро Туполева под самый конец войны. Основным новшеством этих штурмовиков стала целая батарея автоматов ППШ из которых, по задумке конструкторов, должен был открываться шквальный огонь по пехоте противника.
Старт этой работе был дан в 1944 году, когда начальник отдела вооружения А.Надашкевич и главный инженер С.Савельев из конструкторского бюро Туполева предложили объединить пистолеты-пулеметы Г.Шпагина в одну батарею и использовать ее на штурмовых самолетах для поражения пехотных подразделений противника. Для этого ППШ установили на специально спроектированную платформу, на которой были установлены 88 единиц ППШ (11 рядов по 8 пистолетов-пулеметов). Каждый из них обеспечивался магазином в 71 боеприпас калибра 7.62-мм, а сама платформа крепилась в бомбовом отсеке самолета. Для установки батареи ППШ, получившей название «Огненный ёж» выбрали штурмовой бомбардировщик Ту-2С, который и стал основой для смертоносной «газонокосилки».

Для начала штурмового огня, пилот открывал бомбовой отсек самолета и при помощи спецприцела мог выкашивать живую силу противника. Для производства перезарядки платформа с батареей ППШ спускалась тросами вниз из отсека.

Решение о постановке батарей ППШ на два самолета Ту-2С утвердили на совещании в 1944 году у главного маршала авиации А.Новикова. Через декаду после совещания Туполев обратился к ГИ ВВС А.Репину о выделении ОКБ ППШ в количестве 180 единиц образца 1941 года. К ним попросил дисковые магазины на каждый ППШ и полный боезапас, который составил 15 тысяч патронов.

В 1946 году, созданная на платформе батарея ППШ «огненный ёж» успешно прошла полигонные летные и боевые испытания. Новинка подтвердила свою эффективность – плотный огонь по выбранной цели, но существенные недостатки – кратковременность применения и необходимость наземной перезарядки - перевесили все плюсы. В результате, для достижения заданных требований, а именно для эффективного поражения пехотных подразделений противника, решили использовать кассетные малокалиберные бомбы.

Еще одним недостатком был итоговый вес всей батареи с боезапасом, составлявший вместе с платформой 550-600 килограмм. Вкупе с небольшим подъемным весом самолетов тех лет (в 40-50 годы он составлял где-то 1.5 -3 тонны), оказалось проблематичным разместить на борту достаточное количество дополнительного вооружение и обеспечить беспрерывную подачу боеприпасов. Однако, в истории военной авиации Ту-2Ш остался единственным в мире самолетом, использовавшим такое количество стволов на борту.