Конец легенды: еще один фатальный удар по частным перевозкам

Совсем недавно мы опубликовали лонгрид "Привлеченка и односменка должны умереть". Кто читал - помнит, что большинству частных перевозчиков в провинциальных городах России придется радикально перестраивать модель своего бизнеса: в новых условиях придется вводить двухсменные графики и отказываться от привлеченного подвижного состава.

При этом консенсус-прогноз экспертной группы Города и Транспорта предсказывал болезненную и тяжелую адаптацию перевозчиков, уход с рынка откровенных продавцов мест на маршрутах. Однако "империя" не стала ждать действий "повстанцев" и нанесла "ответный удар" в догонку первому.

Федеральным законом от 03.07.2018 № 192-ФЗ отменяется норма, по которой при оказании услуг по перевозке пассажиров можно не выдавать контрольно-кассовый чек. Норма отменяется с 1 июля 2019 года. То есть, уже этим летом каждая "маршрутка" должна быть оборудована кассовым аппаратом и водитель должен давать при наличном расчете с пассажирами каждому кассовый чек как в любом приличном магазине. Исключение из правила одно - если расчеты осуществляются по безналу с применением автоматических терминалов. Привет, будущее.

Применение ККТ означает одно: что всю наличную выручку придется сдавать в кассу. До последнего рубля. Рисковать на месте водителей в стиле "денюшку брать - чек не давать" я бы не стал: тарифы ФНС на услугу "не дать чек" начинаются от 10 000 рублей на водителя и от 30 000 рублей - на перевозчика. А вы не задавались вопросом, почему даже в самых маленьких магазинах чек пробивают всегда, а в киосках бистро на остановках висят призывы от владельцев "заложить" продавца, если он продаст вам бутерброд без чека? Сорок тысяч за невыбитый чек - это дорого даже для X5 Retail.

Если все деньги надо сдавать в кассу (двести-триста рублей в день водители скорее всего присвоят при любом раскладе, но это погрешность), то смысла "вставать на маршрут" со своим автобусом для подавляющего большинства просто не будет: проще сдать его в аренду перевозчику по легальному договору и пойти на зарплату.

Еще один нюанс: законодательство о безопасности дорожного движения категорически против применения ККТ в маршрутных транспортных средствах. И нет оснований полагать, что ГИБДД отступит от своих позиций. Это означает необходимость переходить к транспортным картам - пассажир самостоятельно производит все операции, водитель контролирует лишь то, что оплата произошла. Все это ведет к тому, что следующим летом у нас должен появиться единый транспортный оператор - эмитент транспортных карт. Наличная оплата будет уходить в прошлое стремительно.

Сделаем небольшой прогноз, что появление единого оператора потребует вернуть большинство крупных и магистральных маршрутов муниципальному перевозчику. Частники смогут остаться только на ряде периферийных направлений. Система с транспортной картой без магистрального перевозчика не работает.

Для властей большинства нестоличных городов в том числе - Воронежа это предпоследний сигнал о необходимости срочной реформы городского пассажирского транспорта суть которой в следующем:

1. Возврат всех магистральных маршрутов муниципальному перевозчику.

2. Увеличения доли муниципального перевозчика на рынке до 67-75%.

3. Наделения муниципального перевозчика полномочиями оператора единой системы оплаты проезда.

В Воронеже смена эпох планировалась на март - май 2020 года. Плохая новость для бенефициаров нынешней системы частного извоза в том, что изменения должны будут произойти существенно раньше. Это - последняя зима. Потом - конец легенды. Кто-то возможно будет ностальгировать по этой эпохе, но XXI век на дворе делает неизбежным ее закат.


P.S. Совсем скоро будет третий материал серии - о третьем ударе по нынешней системе. Его рабочее название - "Электричество наступает: ДВС должен уйти из маршрутных перевозок".

Экспертная группа ВРО МОО "ГиТ"