Психология: Фридрих Ницше и его философия

10.03.2018

Испытания начинаются с того как произносится его имя, в английском произношении первый слог произносится как "ни" - Knee(колено), второй как "ча" - cha, получаем - Нича. Затем нам стоит вернутся к некоторым его необычных и провокационных выражений:

Что меня не убивает делаем меня сильнее.
Бог умер и мы его убили.

....и к его большим усам.

Но когда мы узнаем его поближе мы откроем для себя мыслителя, чарующего мудрого и очень полезного. Фридрих Ницше родился в 1844 в тихой деревушке Восточной части Германии где его отец работал священником, он был невероятно хорош в школе и в университете. И так преуспел в истории Древней Греции, что его сделали профессором в Йельском университете, когда его было всего 2О лет. Но его официальная карьера так и не пошла дальше, ему настолько надоели его знакомые академики, что он уволился и переехал в Зильс-Мария что в Швейцарских Альпах. Где Ницше тихо жил и работал над своими творениями, в том числе: "Рождение трагедии", "Человеческое", "Слишком человеческое", "Так говорил Заратустра", "Генеалогия добра и зла".

У него было множество проблем, он не ладил с семьей, "мне не нравится моя мать и для меня болезненно даже слышать голос своей собственной сестры" , женщины отвергали его, книги Ницще не продавались и когда ему было всего 44 у него случился нервный срыв, когда в Турине он увидел как извозчик бьет свою лошадь. Он догнал его, обнял лошадь крикнул: "я понимаю тебя". Он так и не восстановился после этого и умер спустя 11 гнетущих лет, но его философия была полна героизма и величия.

Он был пророком того что он называл "самоопределением", процессом с помощью которого сильный духом человек, которого Ницше называл "убермэньшем", преодолевал сложившиеся обстоятельства и трудности что бы справится со всем, что предоставляется жизнь. По его же словам Ницше хотел что бы его работа научила вас как стать тем кем вы являетесь на самом деле. Его мысль крутиться вокруг 4 рекомендаций:

  • Возобладайте над завистью. По Ницше "зависть" - это большая часть жизни, еще сохранившееся влияние христианства учило всех быть сдержанным к своим завистливым помыслам, они были олицетворением зла. Поэтому мы прячем их от себя и других, по Ницше же в зависти нет ничего плохого, потому что мы используем ее как ориентир того, чего мы действительно хотим. Каждая личность, которая заставляет нас завидовать должна рассматриваться как личность кем мы однажды можем стать, писатель, которому завидуешь, магнат или шеф подсказывают кем вы однажды можете стать. Однако Ницше не верил что мы всегда достигаем того чего хотим, его собственная жизнь его достаточно сильно потрепала. Он просто настаивал на том, что мы должны признать свои действительные желания, проиграть с ними героическую битву и только потом горевать о поражении с благородным достоинством. Вот что такое быть уберменьшем.
  • Не быть христианином. Ницше было что сказать о христианстве, он писал: "во всем новом завете только один человек заслуживает уважения и это Понтий Пилат - римский губернатор. Это было грубым выражением, но его настоящая цель была более тонкой и интересной. Его возмущало то, что христианство защищало своих людей от их зависти. По версии Ницше, христианство возникло в поздней Римской Империи в умах боязливых рабов, которым не хватало смелости заполучить то, чего они действительно хотели. Поэтому они придумали философию, которая делала их трусость добродетелью, он называл это "рабской маралью". Христиане, которых он называл довольно грубо - стадом, желали наслаждаться настоящими источниками удовольствия: положение в обществе, секс, высокий интеллект, креативность, но они были неспособны получить их. Поэтому они создали лицемерное вероучение осуждающее все то чего они хотели, но за что не боролись из за своей слабости, при этом превознося все то, что у них есть, что они не хотели. И так в системе ценностей христиан отсутствие секса обернулось целомудрием, слабость стала добротой, покорность людям, которых ненавидишь стала послушанием. И фраза Ницше: "неспособность отомстить стало способностью к прощению". Христианство стало огромной машиной по отказу от благ.
  • Никогда не пить алкоголь. Сам Ницше пил только воду и в особых случаях молоко. И считал, что мы должны поступать так же, он не делал акцент на какой то определенной диете. Идея восходила к основе его философии, которая заключается в изречении: "У европейской цивилизации есть два величайших наркотика: христианство и алкоголь". Он ненавидел алкоголь, по той же причине, что и христианство. Потому что обе эти вещи приглушают боль и успокаивают нас.
"Вещи хороши такими какие они есть, подрывая нашу волю изменять нашу жизнь к лучшему, алкоголь дарит проходящее чувство удовлетворения, которое может быть фатальным к улучшению наших жизней."

Ницше был одержим идеей, что действительно ценные вещи могут вредить. "Как мало вы знаете о человеческом счастье, Вы - покладистые люди" - писал он, "секрет радостной жизни в том, что бы жить опасно. Стройте ваши города на склонах Везувия!".

4. Бог мертв. Драматическая догма Ницше что бог мертв не просто какое то праздное утверждение как это обычно кажется, не смотря на его изречение на счет христианства, Ницше не думал что конец Веры это что нибудь развеселое. Религиозные верования были ложными и он об этом знал, но при этом заметил что они были ОЧЕНЬ полезными в плане преодоления жизненных проблем. Ницше считал, что пропасть оставленная религией в идеале должна быть заполнена культурой, он имел в виду философию, живопись, музыку, литературу, культура должна быть заменить "священное" писание. Тем не менее Ницше был крайне насторожен каким образом образом нынешняя среда относится к культуре его времени. Он верил что университеты убивают гуманитарные науки, превращая их в сухие академические упражнения, вместо того что бы использовать их для чего они и были созданы - быть путеводителями по жизни. Он восхищался как греки использовали драму практическим лечебным способом, как повод для успокоения и духовного обучения, и хотел что бы его эпоха была сравнительно амбициозна в этом вопросе. Он призывал к реформации в которой сознательные люди приведут к концу веру и заполнять пропасти, образовавшиеся после ликвидации веры философией и искусством.

"Каждая эра отражает определенные психологические испытания" - думал Ницше и задание философа, найти и решить их. Для Ницше ХIХ век пошатнулся под воздействием двух событий: демократии и атеизма. Первое угрожало развязать руки неконтролируемой зависти, а второе угрожало оставить людей без руководства и морали. В отношении обоих Ницше оставил милое невероятно привлекательное исполненное усатостью руководство.

Друзья мои, на этом все. Спасибо за просмотр, если вы дочитали до этого момента, поздравляю, вы узнали новое, а значит стали умнее.