Отличие цели от средства

19.03.2018

Чтобы достичь определенной цели, необходимо совершить некоторые действия. Зачастую при ее формулировке люди описывают вместо самой цели способы достижения цели. Что часто в значительной степени влияет на итоговый результат.

Например, учитель может выдать школьную программу по своему предмету, поставив цель в этом, или задаться целью, чтобы ученики усвоили эту программу. Разница принципиально и понятна всем, причём даже по собственному школьному опыту.

В жизни нам больше хочется иметь дело с людьми, которые ориентированы именно на конкретные цели, а не на процесс, ибо обратное – признак непрофессионализма.

Важно изначально отделить средства достижения от самой цели, которую мы хотим достичь. Ведь конкретная цель и способ ее достижения – это разные явления.

Прежде всего, определяя конкретную цель вместо способа ее достижения, вы увеличиваете исход того, что задача будет воспринята сотрудником полностью адекватно. Определяя конкретную цель вместо средства достижения цели, вы значительно снижаете вероятность формальности исполнителя при выполнении задачи.

Согласно закону о рекламе, необходимо чтобы по радио в конце каждой рекламы звучала скороговорка о её лицензии и сертификации - это обязательное требования исходя из закона о рекламе. И ведь они действительно звучат, не так ли? Из-за неразборчивости их не может расслышать даже тот, кто вдруг захочет. Поскольку задача состоит в том, чтобы слова про сертификацию прозвучали, без конкретизации обязанности чтобы хоть кто-то их понял. И это яркий пример, потому как средство для достижения цели не направленны на субъекты влияния(слушателей), а на сам процесс, ради процесса.

Независимость исполнителя поставленной задачи не достигается установкой для него ряда задач. Работнику постоянно необходимо присутствие своего начальника для определения следующей задачи – и это тоже распространенная проблема.

Если вместо конкретной цели рабочие получают задачи, как средства достижения этой цели, то не удивительно, что руководитель получает десятки звонков с вопросами, находясь на выходном или больничном. Это тормозит работу процессов, ломает их и снижает КПД руководителя.

Больше интересной информации читайте в нашем Телеграм канале