Я сказал прихожанам: «Богу все равно, что у вас в тарелке»

31.03.2018

Можно ли в пост отойти от гастрономии и направить себя ко Христу Воскресшему, и как нашей традиции мешает античная философия - дискуссию, начатую игуменом Петром (Мещериновым) продолжает настоятель русскоязычного прихода свт. Николая Чудотворца в Лимассоле (Кипр) священник Георгий Видякин.

Не нужно ломать себя об колено

– С одной стороны пост – это понятно, что не гастрономия, а с другой стороны ведь и правда все нередко сводится к гастрономической сути. О. Петр говорит, что не остается резерва. Как резерв искать? От чего отказываться?

– Из года в год в период Великого поста появляется множество статей, напоминающих о том, что гастрономическая составляющая – не  главное. Та настойчивость, с которой в этом убеждают православных читателей, заставляет задуматься, что наверно все-таки пищевые ограничения занимают одно из основных мест как в самой дисциплине поста, так и в нашем отношении к нему, иначе не пришлось бы постоянно говорить об одном и том же.

При этом мало у кого хватает решимости заявить: «Да, пищевые ограничения – не главное, поэтому, если не можете или не хотите – не поститесь». Хотя, казалось бы, должен последовать именно такой вывод. В реальности же обычно говорится: «Пища, конечно, не главное, главное – людей не есть, но от мяса, молочного, яиц и рыбы тоже хорошо бы воздержаться». В итоге, как справедливо, отмечает отец Петр Мещеринов, резерва у многих хватает только на диету, а на духовное делание сил не остается.

Виной этому, как мне кажется, характерная для многих несамостоятельность и своего рода «духовный инфантилизм». Люди не умеют сами оценивать свои силы. Ведь так часто говорится, что мера поста у каждого своя, но людей не приучают брать на себя ответственность за ту меру, которую они сами себе определяют.

И начинаются походы к батюшке «за послаблением», потому что, с одной стороны, хочется кушать, с другой – хочется переложить с себя ответственность за съеденный кусок красной рыбы на священника, который «уж как-нибудь там с Богом договорится». Отец Петр справедливо замечает, что важна вариативность.

Все мы знаем, и нам регулярно об этом напоминают, об уставной норме поста. Хотя, справедливости ради, надо отметить, что уставная норма тоже подается в облегченной форме – например, никто не настаивает на пище без масла или сухоядении Великим постом. Для сравнения я бы отметил, что на Кипре, где я служу, постящиеся миряне более тщательно стараются следовать Типикону в этом вопросе.

Так вот, все мы знаем об уставных требованиях. Это самая высокая планка, если можешь ей следовать – молодец. Дальше важно адекватно посмотреть на свои силы и свой духовный уровень. Не просто повторять как мантру «я хуже всех», «все спасутся, только я погибну», но со смирением увидеть, что вот это у меня легко получится, вот это – получится с некоторым усилием, а вот это лучше пока отложить до следующего раза.

Говоря прямо – если ты чувствуешь, что тебе по ряду причин невозможно выполнить полностью предписания Типикона, то выполняй то, что можешь, исходя из своих собственных сил.

И это не только пищи касается, конечно. Не нужно ломать себя и свой внутренний мир об колено. Тогда и резерв сил останется.