Кем был Михаил Калашников на самом деле

Предыдущая статья здесь

Основной вопрос нашего обзора: создал Михаил Калашников свой автомат сам, или за него это сделал "гениальный немецкий оружейник Хуго Шмайссер"? Был ли Шмайссер настолько гениален, что кроме него создать АК-47 было просто некому? Какие же основные аргументы приводят в своё оправдание сторонники " шмайссеровской" версии? Их несколько. Назовём основные:

1.Работа Хуго Шмайссера в СССР. Мол, гениального от рождения немецкого инженера пинками загнали в Ижевск, чтобы он поучил бестолкового русского механика.

2.Отсутствие специального технического образования у Калашникова.

3.Отсутствие у Калашникова других, более ранних конструкций . Вот, дескать, ничего не умел, и вдруг раз-и сразу мировая слава.

4. Внешнее сходство двух образцов.


С первым вопросом мы разбирались в предыдущих статьях, основательно перемыв косточки старику Хуго.Теперь, забегая немного вперёд, можно позволить себе небольшое лирическое отступление по поводу второго и четвёртого вопросов.
К вопросу№2. В процессе работы над любым механизмом технически образованный инженер-конструктор проводит соответствующие расчёты и получает результат. Механик- самоучка зачастую успешно добивается того же результата экспериментальным путём, т.е., "методом научного тыка". Именно так два американских брата-велосипедиста построили первый в мире самолёт. Авиационный институт они точно не заканчивали.Вот ведь парадокс: никакой аэродинамики ещё не было,а самолёт был! Так что все аргументы об отсутствии образования как у Михаила Калашникова, так и у Хуго Шмайссера-просто бред некоторых правдорубских «экспёрдов». Ведь конструкторские коллективы для того и создаются, чтобы идеи одного человека дополнялись опытом другого и знаниями третьего!
К вопросу№ 4. Подавляющее большинство существующих механизмов, от миниатюрных до гигантских, используют одинаковые в принципе детали: шестерёнки, рычаги, пружины и т.д.Но много ли на свете найдётся людей, готовых считать часы с кукушкой прообразом бульдозера? Хочу ещё раз подчеркнуть, что заимствование различных узлов и механизмов в конструировании-практика не только обычная, но и неизбежная!Талант конструктора в том и состоит , чтобы найти наиболее выгодное сочетание различных идей, как своих, так и чужих. И довести их до совершенства...
На этом покончим с лирикой (простите, если не либерастно вышло!) и перейдём к третьему вопросу. Так кем же был Михаил Тимофеевич Калашников? Родился он 10 ноября 1919 года в селе Курья Алтайской губернии. Его отец в 1930 году был раскулачен и сослан в Томскую область. Прошу запомнить этот факт. Мы вернемся к нему, когда придет пора подводить итоги нашего обзора.Опустим страницы босоногого детства и прыщавой юности. Сделаем вид, что нам это не интересно.Только обратим внимание на один "криминальный" момент. Закончив семь классов (обычная норма тех лет), Михаил Тимофеевич получил паспорт. Для этого подделал справку местной комендатуры, т.к. сыну кулака справка не полагалась.

Нужно отметить, что тогда, в предвоенные годы, по стране прокатился настоящий технический бум! Повальное увлечение техническим прогрессом стало "правилом хорошего тона" всей советской молодёжи! На заводах и фабриках ширилось рационализаторское движение. Различные технические кружки имелись практически в любом населённом пункте. В школах, в Домах пионеров юноши и девушки охотно ( и совершенно бесплатно) занимались не только теорией, но и практикой. Устройство автомобиля или самолёта знал практически любой школьник...


Первые, известные нам технические разработки Калашникова относятся к его воинской службе. В Красную армию он был призван осенью 1938 года.Окончив курсы, получил специальность механика-водителя танка.Служил в 12-й танковой дивизии Киевского особого военного округа в г. Стрый. Уже там разработал инерционный счётчик выстрелов из танковой пушки, приспособление к пистолету ТТ для повышения эффективности стрельбы через смотровые щели танка. Первым серьезным изобретением молодого танкиста стала разработка счётчика моторесурса танка. Эта конструкция была рекомендована к серийному производству в 1940 году.О важности разработки говорит тот факт, что Калашников был вызван для доклада к самому командующему округом генералу армии Георгию Жукову. По итогам беседы с командующим сержант направляется в Киевское танковое техническое училище для изготовления опытных образцов. А после в Москву для сравнительных испытаний и далее на Ленинградский завод имени Ворошилова, для доработки и запуска в серию. Но этим планам помешала война. Калашников направляется на фронт, и в боях под Брянском получает тяжёлое ранение.Идеей создания собственного образца автоматического оружия по-настоящему загорелся в госпитале. Появляются первые наброски и чертежи.В этом помогают собственные впечатления о боях и мнение товарищей по оружию.Особенно пригодились советы офицера-десантника, до войны работавшего в каком-то НИИ, хорошо знавшего системы стрелкового оружия и методы их создания.Его имя история, к сожалению, не сохранила. Известно только, что это был не Шмайссер.
Получив после госпиталя шестимесячный отпуск для восстановления здоровья, Михаил Тимофеевич вернулся в Матай, откуда был призван в РККА. Именно там, с помощью инженеров железнодорожного депо, через три месяца создал опытный образец своего первого пистолета-пулемета. После этого был командирован в Алма-Ату.В это время там находился в эвакуации Московский авиационный институт. В мастерских института был изготовлен более совершенный образец и представлен для оценки начальнику Военно-инженерной академии им. Ф. Э. Дзержинского А. А. Благонравову — выдающемуся учёному в области стрелкового оружия. Профессор отметил оригинальность конструкции и уникальность отдельных механизмов, но в целом отзыв был отрицательным. Первый опыт самостоятельного конструирования оружия оказался неудачным. Но опыт-дело наживное. И старшему сержанту рекомендовали немного подучиться. Позднее специалисты Главного артиллерийского управления Красной Армии сделали вывод: в настоящем виде своём оружие промышленного интереса не представляет, т.к.требует применения дефицитных и медленных фрезерных работ.

Но конструкция имеет и многие положительные стороны: малый вес, малая длина, наличие одиночного огня, удачное совмещение переводчика и предохранителя, компактный шомпол и пр. Продолжая совершенствовать свои конструкторские навыки, Михаил Тимофеевич создаёт два самозарядных карабина, образца 1944 и 1945 годов.
В них применён принцип отвода пороховых газов из ствола.

Прошу особо обратить внимание на образец 1945 года. Его передняя часть ничего не напомнила?

Особенности конструкции всех вышеперечисленных моделей представляют интерес в основном для тех, кто увлекается оружием более углубленно. Чтобы не утомлять основную массу читателей скучными техническими деталями, мы рассмотрим их в отдельных статьях. О пистолете-пулемёте здесь. О самозарядных карабинах здесь.
Как видим, способность находить собственные решения технических задач у Калашникова проявилась отчётливо. Шагнуть в бессмертие с первого раза не получилось. Но и бездарным выскочкой, каким его рисуют некоторые чудо-историки, Михаил Тимофеевич не был. Думаю, ответ на третий вопрос получен.На этом пора перейти к главному: рождению АК-47.

О том, как проводился конкурс, кто в нём участвовал и какое оружие было представлено читайте здесь.
Самое интересное впереди, не пропустите!