Т-44

Компоновка среднего танка Т-44. Советские танки времен Великой Отечественной войны.

История среднего танка Т-44 началась в 1940 г. сразу после принятия на вооружение легендарного среднего танка Т-34 внимание конструкторов переключилось на поиск решений проблем усиления броневой защиты и повышения огневой мощи без увеличения массы и габаритов машины.

Танк Т-44. Советские танки времен Великой Отечественной войны.

Уже в 1940-1941 гг. конструкторское бюро Харьковского паровозостроительного завода начинает прорабатывать проект танка Т-34М, в котором за счет уменьшения экипажа на одного человека (заряжающий) и повышения массы машины до 32 т удалось максимальную толщину брони довести по корпусу до 75 мм, а по башне — до 90 мм. Кроме того, был увеличен и боекомплект пушки до 100 выстрелов. С целью уменьшения массы ходовой части предполагалось уменьшить диаметр опорных каткое и ввести поддерживающие катки. На танк предполагалось установить новую восьмискоростную коробку передач и более мощный двигатель В-2К. Учитывая имеющийся запас по модернизации танка Т-34, в эти же годы прорабатываются варианты его модернизации и традиционными способами — увеличением веса машины. Были проекты танка Т-34 с массой 36, 40 и 50 т, максимальной толщиной брони 75, 90 и 120 мм, пушками 57, 76, 107 мм соответственно. С началом Великой Отечественной войны работы над этими машинами были приостановлены.

Первый изготовленный образец танка Т-44. На танке у люка механика-водителя есть специальная рубка. Советские танки времен Великой Отечественной войны.

К идее вернулись только в 1942 г. на Челябинском Кировском заводе, где в течение года шли работы по среднему танку КВ-13.

Работы по модернизации танка Т-34 продолжались и в 1943 г. В марте конструкторским бюро завода № 183 (г. Нижний Тагил) был предложен опытный образец танка Т-43, собранного па базе узлов и агрегатов среднего танка Т-34. Форма корпуса в основном была сохранена, но увеличена толщина брони бортов, лобовой и кормовой частей корпуса, а также башни. Были перераспределены члены экипажа танка (вместо стрелка-радиста введен наводчик орудия). Люк механика-водителя был размещен справа. Масса машины возросла до 34,1 т.

Вторая по счету опытная машина Т-44 с оригинальной конструкцией люка механика-водителя. Советские танки времен Великой Отечественной войны.

Даже после принятия на вооружение танка Т-44 были попытки модернизировать Т-34. Конструкторским бюро завода № 183 (г. Нижний Тагил) в 1945 г. был предложен опытный образец танка Т-34-100. Он создан на базе серийного танка Т-34-85 с установкой в новую башню 100-мм пушки и спаренного пулемета. На предложенном образце курсовой пулемет отсутствовал. По сравнению с танком Т-34-85, увеличен диаметр погона башни, в то же время снижена высота башни, топливные баки перенесены в отделение управления, несколько изменена ходовая часть. Масса машины возросла до 33 т. Из-за возросшей мощности орудия силовые передачи не позволяли вести огонь с ходу. Было изготовлено несколько опытных экземпляров танка Т-34-100.

Общий вид танка Т-44. Советские танки времен Великой Отечественной войны.

Таким образом, к моменту начала разработки танка Т-44 стало ясно, что модернизация машины за счет уменьшения количества или перераспределения членов экипажа без изменения конструкции корпуса и компоновки моторно-трансмиссионного отделения приводит к увеличению массы и габаритов машины и не дает желаемых результатов. Требовались новые смелые решения, и они были найдены. При разработке танка Т-44 был внесен целый «букет»» новшеств. Главными из них были: изменение конструкции корпуса танка, перекомпоновка моторно-трансмиссионного отделения, упразднение рабочего места стрелка-радиста.

Вид сверху на танк Т-44. Советские танки времен Великой Отечественной войны.

Общий вид над моторно-трансмиссионным отделением танка Т-44. Советские танки времен Великой Отечественной войны.

Схема размещения экипажа в танке Т-44. Советские танки времен Великой Отечественной войны.

Отделение управления танка Т-44. Советские танки времен Великой Отечественной войны.

Углы обзора командира танка Т-44. Советские танки времен Великой Отечественной войны.

Углы обзора механика водителя танка Т-44. Советские танки времен Великой Отечественной войны.

Передний перископ МК-4 у механика водителя в танке Т-44. Советские танки времен Великой Отечественной войны.

Люк механика-водителя в танке Т-44. Советские танки времен Великой Отечественной войны.

Защитное устройство передней смотровой щели у механика - водителя в танке Т-44. Советские танки времен Великой Отечественной войны.

Бортовой перископ механика-водителя. Советские танки времен Великой Отечественной войны.

Кресло механика-водителя в танке Т-44. Советские танки времен Великой Отечественной войны.

Общий вид башни танка Т-44. Советские танки времен Великой Отечественной войны.

Сидения членов экипажа в танке Т-44. Советские танки времен Великой Отечественной войны.

Боевое отделение в башне танка Т-44. Советские танки времен Великой Отечественной войны.

Приборы наблюдения в башне танка Т-44. Советские танки времен Великой Отечественной войны.

Крыша над моторно-трансмиссионным отделением танка Т-44. Советские танки времен Великой Отечественной войны.

Рамки пулеметных дисков в танке Т-44. Советские танки времен Великой Отечественной войны.

Хомутковая укладка снарядов в танке Т-44. Советские танки времен Великой Отечественной войны.

Пушка, установленная в башне танка Т-44, вид сбоку. Советские танки времен Великой Отечественной войны.

Пушка, установленная в башне танка Т-44, вид сверху. Советские танки времен Великой Отечественной войны.

Механизм затвора пушки танка Т-44. Советские танки времен Великой Отечественной войны.