Найти в Дзене
Хочу в СССР

Как обстояло дело с бензином в СССР

фото с сайта drive2.ru
фото с сайта drive2.ru

Еще анализируя ход боевых действий в Германо-Польской войне 1939 года германские генералы обратили внимание на высокий расход бензина в танковых войсках. Связано это было с тем, что германские танки проводили свои операции на максимальных оборотах двигателя. Верховное командование Германии также обратило внимание на этот факт, и танкисты получили неслабое внушение. Топливо было стратегическим сырьем и повышенный расход не приветствовался даже в победных операциях. В своих беседах танковые генералы завидовали танкистам Советского Союза где литр топлива стоил дешевле стакана газировки.

Действительно, перед Второй мировой войной Советский Союз добывал немало нефти. Часть ее шла на экспорт, в те же Германию и Италию, часть перерабатывалась собственными предприятиями. Бензина вырабатывалось реально изрядно, а частных автомобилей было мало. Приобрести бензин проблемы не составляло - вот только это был бензин низкого качества. Своего высокооктанового бензина было мало - а капризные авиационные двигатели на низкокачественном топливе нормально летать не желали. Авиационный бензин приходилось закупать в Соединенных штатах Америки.

После Второй мировой войны картина с потреблением бензина в СССР изменилась. Стремительно начал расти частный автопарк, в народном хозяйстве появились не только американские "Студебеккеры", но и мощные автомобили собственного производства. "Холодная война" не давала возможности закупать топливо за рубежом - пришлось расширять и усовершенствовать собственную нефтеперерабатывающую промышленность. Бензина в стране стало больше и его качество явно улучшилось. Причем продаваемое на автозаправках топливо соответствовало требованиям ГОСТов.

фото с сайта belayastoriya.ru
фото с сайта belayastoriya.ru

Весьма показательными выглядят отпускные цены на бензин установленные 1 января 1969 года.

А-66 - 60 коп

А-72 - 70 коп

А-76 - 75 коп

АИ-93 - 95 коп

АИ-98 - 1 р 05 коп

Б-70 авиационный - 1 р 20 коп

фото с сайта drive2.ru
фото с сайта drive2.ru

На первый взгляд цены кажутся недешевыми, особенно в пересчете на тогдашнюю зарплату. Но это цены не за литр топлива, а сразу за 10 литров. Дело в том, что минимальное деление счетчиков тогдашних бензоколонок было в 5 литров. Самих заправочных станций было немного, поэтому доехав до заправки человек заливал бак до упора, да нередко еще и пару 20-литровых канистр про запас. В гаражах и сараях автолюбителей также нередко имелся свой запас в несколько сот литров. Учитывая невысокую стоимость бензина, остановить любого шофера и попросить 3 литра доехать до заправки было нормальным явлением.Платить за услугу не требовалось.

В начале 70-х бензин стал немного дороже - примерно на 5 коп, а низкооктановый А-66 начали выводить из продажи. К средине 80-х из продажи исчез и А-72.

Зато 1978 год привел к резкому скачку цен - примерно в 2 раза, еще в 2 раза цена на топливо поднялась в 1981 году. К этому моменту за 10 литров А-76 требовалось выложить 3 рубля, а за такое же количество АИ-93 следовало выплатить 4 рубля.

-4

Правда затем партия и правительство решили позаботиться о населении и рост цен на бензин прекратился до самых 90-х, когда процессы распада Советского Союза разогнали неконтролируемый рост цен буквально на все товары. Но на автомобилистов свалилась иная беда - дефицит бензина.

Многие заправки стояли с обмотанными вокруг колонок заправочными шлангами - зато машин рядом с ними не было. Это означало, что топлива нет и, по-видимому, не предвидится. Зато если вокруг заправки роились автомобили, то топливо там точно имелось. Вот только требовалось выждать немалую очередь, да и гарантии, что топливо не закончится именно на вашем автомобиле никто не давал.

Возможно, вам также будет интересно:

Гордость советского автопрома. Машины, за которые СССР было не стыдно,

Покупка машины в СССР. Нелегкое дело, скажу я вам

Рекомендуем почитать
Документы, вакансии и контакты