Как появился шоколад "Алёнка", один из символов СССР

Символов счастливого детства у советского ребенка было немало - это и газировка за 3 копейки из автомата, и пятикопеечный билет в кино на детский сеанс и мороженое "Эскимо". Еще одним символом детства эпохи СССР стал шоколад "Аленка". Разумеется, до появления "Аленки" шоколад в стране был, хотя и не очень-то много, но именно эти плитки стали наиболее удачным брендом.

фото с сайта fishki.
фото с сайта fishki.

История шоколадной плитки "Аленка" началась с пленума ЦК КПСС на котором встал вопрос о доступном и вкусном шоколаде для граждан Советского Союза. Заседание было посвящено сельскому хозяйству, поэтому плитка должна была стать молочной.

Если партия говорит "Надо!", принято было отвечать "Есть!", тем более ситуация касалась того, что будет есть народ. Фабрики изготовляющие кондитерские изделия практически сразу начали разрабатывать свои рецепты, чтобы представить их партийному руководство. Вот только с этими рецептами поначалу совершенно не везло. Попасть в яблочко не удавалось целых 2 года - то молока в рецепте оказывалась меньше необходимого и шоколад не имел подходящего вкуса, то наоборот, молока был излишек и шоколад вообще не желал формоваться. Однако попытки не пропали втуне - в 1966 году "Красный Октябрь" добился идеального результата.

фото с сайта ucrazy.ru
фото с сайта ucrazy.ru

Как появилось название нового продукта доподлинно неизвестно. К самым популярным вариантам относятся - имена дочерей Терешковой и Гагарина, или известная сестрица Аленушка из детской сказки. Первоначально планировалось дать название именно "Аленушка" а для обертки использовать репродукцию одноименного полотна Васнецова. Однако "Красный Октябрь" опоздал - шоколадки с таким названием и репродукцией на обертке начала выпускать другая фабрика вкусностей. Произошел классический случай описываемый словами "Не спеши, а то успеешь". Дело в том, что на картине Васнецова Аленушка изображена босиком. По мнению начальства это намекало на сложности с наличием обуви в стране победившего социализма. Допустить намеки, что в стране самого счастливого детства в мире люди ходят босиком невозможно.

фото с сайта news.tut.by
фото с сайта news.tut.by

Поскольку подходящей картинки для нового бренда не оказалось, руководство "Красного Октября" приняло решение создать новую картинку. По заявке фабрики "Вечерняя Москва" объявила о конкурсе на лучшее фото маленькой девочки, которая станет лицом нового шоколада. Фотографий было прислано довольно много, но их не использовали - за основу взяли рисунок 8-месячной дочери художника "красного Октября. Звали миловидную девочку Леночкой, так что попадание оказалось стопроцентным. Кое-какие детали, конечно, были изменены.

С течением времени образ голубоглазой Аленки в платке спорадически менялся - она превращалась в Снегурочку, получала в руки цветы, одевалась в пальтишко или платьице. Все попытки изменить вид обложки претерпевали неудачу - хотя шоколадки под бумагой были одинаковые, народ предпочитал плитку со ставшим привычным рисунком. Были попытки сделать Аленку постарше и даже придумали девочке приятеля Кузю, но после очередного эксперимента следовал возврат к полюбившейся всем картинке.

,фото с сайта ucrazy.ru
,фото с сайта ucrazy.ru

Дочь художника 2Красного октября" прекрасно знала, что ее детское изображение растиражировано по всей стране. За подобное положено платить денежную компенсацию, и в 2000 году Елена Герназ подала в суд. Однако надеждам женщины разбогатеть не удалось осуществиться - суд отклонил иск. И в самом деле - у шоколадной Аленки глаза синие, а у госпожи Герназ карие.

фото с сайта news.boyarka.name
фото с сайта news.boyarka.name

А шоколадные плитки продолжают пользоваться любовью детворы и взрослых - их ежедневное производство достигает порядка 200 000 штук.

Возможно, вам будет интересно: Сладости СССР. Наши полузабытые вкусняшки