Какой он — музей РЖД?

В Библиотечном переулке, 6, корпус 2, открылся Музей железных дорог России, размещенный в старом депо XIX века и пристройке к нему. Старое хранилище, располагавшееся у перронов Варшавского вокзала, снесли ради строительства жилого микрорайона от ЛенспецСМУ.

Музей железнодорожной техники имени Чубарова, как прежде назывался Музей ОЖД, был создан в 2001 году. Он представлял собой выставку старых локомотивов и прочих вагонов, поставленных у перронов закрывшегося тогда же Варшавского вокзала. Из капитальных зданий были только одноэтажные кассы. Посмотреть на экспозицию любой желающий мог из-за забора, не покупая билеты.

Фото Дмитрия Ратникова
Фото Дмитрия Ратникова

Затем «Российские железные дороги» стали развивать идею застройки бывшего путевого развития Варшавского вокзала жильем. Девелопером в 2012 году объявило себя АО «ССМО „ЛенспецСМУ“». Условием сделки стало в том числе перебазирование музея. Ему решили возвести полноценный комплекс между Балтийским вокзалом и улицей Шкапина. Проектирование доверили ООО «Архитектурное бюро „Студия 44“» Никиты Явейна, а финансирование и строительство взяло на себя ЛенспецСМУ.

Фото Дмитрия Ратникова
Фото Дмитрия Ратникова

В состав комплекса включили старое паровозное депо (оно было построено в XIX веке для нужд Петербургской железной дороги; кстати, по документам датируется 1955 годом), которое к тому моменту уже не использовалось по назначению, и новое здание в похожей архитектуре. Между ними задумали стеклянный переход. Внутри зданий положили рельсы, чтобы экспонаты стояли на них.

Фото Дмитрия Ратникова
Фото Дмитрия Ратникова

По решению КГИОПа нашлось новое предназначение для поворотного круга. Прежде он стоял невдалеке от Митрофаньевского тупика и числился памятником. Он представлял собой круглую яму и проржавевший механизм, давно пришедший в негодность. По итогам историко-культурной экспертизы, проведенной членом Всероссийского общества охраны памятников Маргаритой Штиглиц, была дана рекомендация сохранить круг на историческом месте, но при этом специалист допустила возможность переноса объекта наследия в другое место.

Поворотный круг в составе музея. Фото Дмитрия Ратникова
Поворотный круг в составе музея. Фото Дмитрия Ратникова

Госпожа Штиглиц с удивлением рассказывала «Канонеру», что КГИОП принял рекомендацию к сведению довольно своеобразно — и «нарисовал» поворотный круг возле Балтийского вокзала, где на тот момент было пустое место. Так пустырь стал памятником регионального значения «Поворотный круг Варшавского вокзала». Спустя некоторое время отреставрированную конструкцию установили на это место, вырыв яму. Никита Явейн пояснял «Канонеру», что оставить круг там же, где и прежде, было нельзя, поскольку в соответствии с проектом планировки он попадал в границы перспективного перекрестка Измайловского бульвара и Альбуминной улицы (эти названия, одобренные топонимической комиссии, вскоре должны стать официальными). Так элемент Варшавского вокзала плавно перешел в состав нового музея.

Поворотный круг на прежнем месте, у Варшавского вокзала. Фото Дмитрия Ратникова
Поворотный круг на прежнем месте, у Варшавского вокзала. Фото Дмитрия Ратникова

В июне 2016 года стартовал процесс перегона ретролокомотивов с Варшавского вокзала в Шушары, на станцию Паровозный Музей, чтобы оттуда после косметического ремонта отправить их к вокзалу Балтийскому. Процесс шел оперативно: в августе читатель «Канонера» заметил один из паровозов в новом здании, причем затаскивали его туда волоком из-за отсутствия рельсов. Так же, по всей видимости, поступали и с остальной старой техникой. Перевозка продолжалась в том числе осенью. По крайней мере в октябре 2016-го некоторые вагоны, в том числе поезд ЭР-200, еще стояли у перронов Варшавского.

Музей ОЖД на перронах Варшавского вокзала. Декабрь 2011 года. Фото Дмитрия Ратникова
Музей ОЖД на перронах Варшавского вокзала. Декабрь 2011 года. Фото Дмитрия Ратникова

Когда старая площадка музея опустела, ее передали в руки группы «Размах». Она по заказу «Российский железных дорог» вела демонтаж железнодорожной инфраструктуры. В частности, именно «Размах» демонтировал единственный путь, сохраненный для перевозки экспонатов, а также малярную мастерскую. Под ковш экскаваторов попали и вокзальные перроны вместе с музейными кассами. Произошло это предположительно весной 2017 года.

Снос перронов Варшавского вокзала. Фото Дмитрия Ратникова
Снос перронов Варшавского вокзала. Фото Дмитрия Ратникова

А в октябре 2017 года состоялось торжественное открытие Музея железных дорог России, как он теперь называется. Мероприятие приурочили к 180-летию железных дорог России: 30 октября 1837 года из Петербурга в Царское Село отправился первый пассажирский поезд. Новый адрес музея — Библиотечный переулок, 4, корпус 2.

Фото Дмитрия Ратникова
Фото Дмитрия Ратникова