Сегодня мы поговорим о скандинавских разделениях по части кто кого главнее.

Ярл — высший, после конунга, титул в иерархии в средневековой Скандинавии, а также само сословие знати. Первоначально означал племенного вождя, позже стал означать титул верховного правителя страны. После появления национальных государств, ярлы стали доверенными лицами конунга и осуществляли его власть на местах. В наиболее распространённом значении ярлы - это знатные воины и предводители викингов.
Самое старая расшифровка титула "Ярл", вероятно, означает "свободный человек из хорошей семьи и высокого происхождения". На заре появления этого термина в обиходе остаются не ясными конкретные различая между ярлами и прочими вождями во множестве существовавшими в Дании и Норвегии. В раннее средневековье, аналогично конунгам, одни ярлы владели землей, возглавляли племя, были наместниками конунга, другие были безземельными и скитались на кораблях, занимаясь грабежами и торговлей, их называли - "Морскими ярлами". Ярлы представляли собой наиболее состоятельную и влиятельную часть скандинавского общества, каждый из них обычно имел при себе небольшую дружину из преданных ему воинов, готовых воевать за него. Иногда ярлы отправлялись в военный поход - тогда говорили что они решили "податься в викинги", то есть "отправиться в путешествие в поисках богатства и славы", к его походу присоединялись и многие свободные мужчины, влекомые жаждой наживы и приключении.

Их вооружение: Богатый ярл имеет дорогое, добротное оружие и доспех. На голове вендельский шлем, снабженный наносником с полумаской. Купол шлема украшен гребнем с хребтом, имеющим спереди и сзади головы змеев. Надбровные дуги декорированы в зверином стиле. Венец и каркасные полосы также имеют декоративную гравировку. Все украшения шлема сделаны из бронзы с серебрением и позолотой. Такой шлем в качестве дополнительной защиты мог снабжаться металлическими нащёчниками, а также кольчужной бармицей или стальными пластинами для защиты шеи, также нередко шлем украшался крыльями, но никак не рогами. Роскошные шлемы Вендельской эпохи (ок. 550-800 гг.) появились раньше эпохи викингов (ок. 790-1110 гг.), однако могли оставаться частью экипировки богатых воинов – херсиров, ярлов и конунгов. Прочее защитное снаряжение состоит из хауберка и круглого щита, украшенного характерным скандинавским декором. К поясу подвешен длинный нож-сакс. Ножны сакса сделаны из кожи с оправой из позолоченной бронзы. Ярлы нередко имели лошадей и даже умели неплохо ездить на них, но в бой всё же предпочитали вступать пешком. Меч являлся самым дорогим и престижным оружием. Лучшие клинки привозились из Франкского государства, а рукояти изготавливались в Скандинавии. Общая длина меча составляла около 90 см. Ножны и гарды украшались медью, золотом и серебром, а клинки покрывались рунами. Мечам присваивали звучные имена, например: "Золотая рукоять", "Добытчик", "Рвущий кольчуги", "Длинный и острый". Меч в эпоху викингов считался одушевлённым предметом, наделённым магическими свойствами. Говоря о мечах, воины использовали красочные и поэтические названия: Пламя Одина, Лёд Сражения, Змея Раны, Пёс Шлема, Боевая Змея, Огонь Щитов, Ужас Кольчуги, Язык Ножен, Огонь Морского Владыки.

Ко́нунг (прагерм. *kuningaz, др.-сканд. konungr, др.-англ. cyning) — северогерманский термин для обозначения верховного правителя. В эпоху зрелого средневековья этот термин соответствует понятию король (напр., шведский король Магнус Ладулос).

Этимология слова: точная этимология слова является дискуссионной и существует несколько версий. Согласно одной из них *kun означает родство, а термин — потомок правителя. Например, в Песни о Риге младшим сыном Ярла упомянут Кон, именуемый юным. В оригинале это имя звучит как др.-сканд. Konr ungr и означает «юный отпрыск».
М. И. Стеблин-Каменский определяет происхождение слова конунг прибавлением словообразовательного суффикса ingr/ungr к слову род (др.-сканд. Konr), а, следовательно конунг — человек из соответствующего рода, родственник. Согласно другим теориям, *kuning-az- переводится как «глава общины» или «принадлежащий женщине» (др.-сканд. kona — женщина), то есть богине-матери, что отражает статуса конунга как верховного жреца, но последняя версия мало состоятельна, на что указывает развитие термина в разных языках. Например, в древнеанглийском женщина будет cwene, в то время как род — др.-англ. cynn, а конунг — cyning. Слово «князь», которое есть во всех славянских языках, по распространенной версии также родственно слову конунг через древнегерманский корень *kun-ing- и является древним общеславянским заимствованием. Это заимствование встречается и в других негерманских языках: в финском и эстонском — kuningas; латышском — kungs (господин) и ķēniņš (король); литовском — kunigas или kunigaikštis; саамском — gonagas или konagas; татарском — kenäz; и другие. В ряде случаев заимствование шло не напрямую, а опосредованно через третьи языки, например, через русский. Также существует множество кеннингов для обозначения конунга, такие, например, как, упомянутый в Беовульфе, даритель колец — как способ отблагодарить своих.


Социальное положение: Как видно из Песни о Риге, конунги вышли из среды ярлов. Их появление связано с процессом образования национальных государств. Так как эти новые государственные образования появлялись в ходе борьбы ярлов за верховенство, то чем больше укрупнялось государство, тем больше возвышался один ярл над всеми остальными. В результате ярлы из верховных и самостоятельных правителей превратились в вассалов конунгов и их наместников.В период до принятия христианства конунг исполнял три функции:
судебную в ходе тинга;

военную во время войны;

жреческую во время жертвоприношений.

Положение конунгов являлось наследственным, но для того, чтобы вступить на престол, ему требовалось одобрение народа. Все сыновья и люди достаточного происхождения могли добиваться титула конунга (например, Оттар из Холугаланда добивался титула конунга). Это обстоятельство нередко приводило к двоевластию, когда два брата одновременно становились конунгами. В ранний период конунгу принадлежал один или несколько кораблей, дружина (др.-сканд. drótt) и обширный земельный надел — вотчина. Последнее нередко становилось причиной феодальных междоусобиц. В некоторых случаях конунг не имел земельных владений и вел странствующий образ жизни на корабле — таких конунгов называли сэконунгами (морскими конунгами).
В качестве жреца, конунг просил одобрения своих действий богами. Например, Эйрик Победоносный обращался к Одину на третий день Битвы на Фирисвеллире. Также конунг руководил блотом в важных общественных местах, таких как Храме Уппсалы. Отказ от этой обязанности мог стоить конунгу власти. Так случилось, например, с Хаконом Добрым, пытавшимся навязать христианство соплеменникам, а также с Анундом Гордске, из-за христианских убеждений отказавшийся участвовать в блоте и низложенный в 1070 году.