«Не лети так жизнь…» Владимир Качан

11 May

7 мая 2021 года за 11 дней до своего Дня рождения ушел Владимир Качан советский и российский актёр, музыкант, писатель. Народный артист Российской Федерации. Он стал очередной жертвой коронавируса. В его планах был концерт «Неюбилей» в клубе "Гнездо глухаря", актеру должно было исполниться 74 года. Активно продавались билеты. В апреле он рассказывал на пресс-конференции о стихах своего друга Леонида Филатова. Были планы, роли. Но все внезапно оборвала болезнь и смерть. Так нелепо, и так рано.

Владимир Качан. Фото с Яндекс.Картинок
Владимир Качан. Фото с Яндекс.Картинок
Владимир Качан. Фото с Яндекс.Картинок

Хотя сам он говорил, что давно уже существует в трех измерениях: театр, литература и музыка. В разные периоды жизни творческие приоритеты могли меняться местами. В последнее время его больше увлекала именно литературная работа. И как говорил в одном из интервью Владимир Качан: «Почему литературная работа мне дороже всего? Потому что в процессе написания я сам себе и режиссер, и осветитель, и костюмер, и артист. Кто хотите! И я в прозе выражаю себя и как артист, и как музыкант, потому что проза требует определенной ритмизации и темпа в изложении. Когда люди спрашивают: «Зачем вы пишете?», – то многие не знают, что ответить – то ли это желание прославится, то ли напрасная жажда денег? А у меня есть четкий и честный ответ на этот вопрос: я пишу, потому что мне нравится этим заниматься. Я люблю это, не меньше, чем сочинять музыку».

Владимир Качан самодостаточный актёр и музыкант. Не менее талантлив своих друзей-звёзд. Но всегда почему-то в тени... И тем не менее абсолютно цельный человек, актёр, музыкант, писатель. Народный артист Российской Федерации и этим всё сказано. Дешёвой популярности он не искал, сплетни и неприглядные истории из прошлого своих звёздных друзей, не распускал. А достойно занимался своим делом.

Родился Владимир Андреевич Качан 18 мая 1947 года в Уссурийске. Школьные годы будущий актер провел в Риге. И там же он познакомился с человеком, который стал его другом на многие годы.

Фото с Яндекс. Картинок
Фото с Яндекс. Картинок
Фото с Яндекс. Картинок

Самый старинный друг, с которым Качан учился в десятой рижской школе, – это Михаил Задорнов. Владимиру было 13, а Михаилу 12 лет. Они не только учились в одной школе, но и жили в ста метрах друг от друга. А познакомились, когда играли в настольный теннис. Задорнов прекрасно играл. И Володя, проиграв, решил взять реванш… Отец Владимира Качана был военным юристом, мечтавшим, чтобы сын стал поэтом. А он стал актером, писателем и музыкантом. Когда на экраны вышел фильм «Звезда пленительного счастья», миллионы девушек мгновенно влюбились в его голос, исполнявший «Песенку кавалергарда» Булата Окуджавы и Исаака Шварца.

В Щукинское театральное училище Владимир поступил не сразу, а в результате дополнительного набора, когда уже стал студентом филфака Латвийского университета. На дополнительный набор народу было еще больше, но взяли троих - Нину Русланову, Александра Кайдановского и Владимира Качана.

Еще на 1 курсе Щуки Леонид Филатов и Владимир Качан написали песни, которые стали народными, и народ слагает о них легенды до сих пор. Попробуем приоткрыть занавес и узнать, как на самом деле появились некоторые из них, авторство которых кому только не приписывалось.

А началось все с комнаты №39 общежития Щукинского училища.

Волею судьбы и тех, кто заселяет студентов в общежитие, Владимир Качан оказался в одной комнате с Леонидом Филатовым, Борисом Галкиным, Леонидом Пярном и Сергеем Вараксиным. В таком составе ребята прожили до третьего курса, а потом уже трое друзей - Качан Филатов и Галкин сняли небольшую двухкомнатную квартиру на Большой Никитской.

Леонид Филатов уже тогда писал стихи, а Владимир Качан начал их петь. Ему показал несколько аккордов приятель актер Геннадий Шаповалов, и Владимир начал сочинять музыкальное сопровождение и исполнять песни под гитару.

Как и все студенты театральных вузов, да и вообще все студенты они проводили довольно фестивальную юность. Особенно на первом, втором курсе. Плотные занятия шли во время сессий, и, естественно, приоритет был у специальных предметов, а что касается общеобразовательных, то тут было по-разному. Кроме того это было время начавшихся песен... В общем, фестиваль сплошной. А благодаря их первой песне «Ночи зимние» к ним постоянно приходили слушатели... Как говорил Качан: «Фестиваль непрекращающийся….»

Песня «Ночи зимние» конечно, о любви. Несчастной, от какой страдают и мучаются. Из воспоминаний Качана: «Появилась песня ночью, на кухне в общаге. Филатов дописывал слова: «Живу, дышу и что-то делаю, и каждый день схожу с ума! А за окном такая белая, такая черная зима...» Я стоял рядом с гитарой наготове. Сколько же народу мужского пола собиралось в нашей комнате, чтобы послушать эту песню. И не потому, что она была так хороша, просто каждый переживал свою проблемную любовную историю, свои неразделенные чувства. Почему-то она располагала к откровенным разговорам, цепляла за душу, хотя была несколько примитивна. Исполнять рекомендовалось отрешенно, задумчиво, глядя куда-то вверх. Успех был грандиозный. Мы такого не ожидали и очень вдохновились. Сочиняли быстро. Сразу же проходили премьеры».

Все приходили слушать Филатова и Качана, и они были так вдохновлены этим успехом, что через пару месяцев родилась самая популярная песенка, которая жива по сей день, которую знают и поют. «Оранжевый кот, или цветная Москва». Все-таки Леонид Филатов гений! Да, его блестящие актерские работы просто безупречны, но его стихи... Вот уже столько десятилетий они любимы. Их можно перечитывать, и прослушивать сотни раз. Эти вроде такое простое, но такое потрясающее стихотворение Леонид Филатов написал в далеком 1965 году. Филатов часто называл свои стихи просто "стишками". Мол, пописываю... Пьесы собственного сочинения Леонид Филатов и вовсе называл просто "фигней"...Хотя к своему литературному творчеству он всегда относился более, чем серьезно... Сам Леонид Филатов почти никогда не пел. По словам Владимира Качана, "песни и танцы - это не про Леню". В театральном училище для него уроки вокала и пластики были весьма мучительны. "Оранжевый кот" стал настоящим хитом тех лет, да и сейчас эту песню можно слушать бесконечно. В ней столько добра...Вроде ничего такого в ней нет... Но не полюбить ее совершенно невозможно.

О пятерке из 39-й комнаты (Филатов, Качан, Галкин, Пярн, Вараксин) уже тогда по училищу ходили легенды, поскольку они всегда что-нибудь придумывали. Особенно горазд на придумки был Леня Филатов.

Как вспоминал Владимир Качан в своей книге «Аплодисменты после…».

- На занятиях по актерскому мастерству мы должны были делать самостоятельные отрывки, за которые студенты получали плюсы или поощрения, которые зачитывались при экзамене. Они должны были подготавливать самостоятельные отрывки и их играть. Мы не загружали себя поиском литературного материала, а сразу обращались к Лёне. Педагогам говорили, что представляем фрагменты пока неизвестных в России опусов зарубежных драматургов. И можно сказать, что пускались просто на наглые вещи. Филатов писал одноактные пьесы или отрывки из пьес под вымышленными именами польских или итальянских драматургов. И будущие актеры эти отрывки играли. После заседания кафедры вся пятерка 39-ой комнаты стабильно получала плюсы. Преподавателям отрывки очень нравились. Так это было легко и здорово написано, по-моцартовски. Причем в два-три дня Филатов их писал так лихо. И вот нам потом рассказывали, что творилось на этих обсуждениях. Преподавателям стыдно было признаться в своей не эрудированности, в своей некомпетентности, и поэтому педагоги говорили друг другу: «А, я знаю этого драматурга.» «Да, конечно. Но хорошо бы еще что-нибудь его почитать.» «А вы знаете?» «Конечно, у меня дома его книги.» А он выдуман. То есть фамилия автора выдумана. Автор Филатов. И как в сказке о голом короле никто не скажет, нет того мальчика, который скажет, что король-то голый, что нет такого драматурга. Вся кафедра изображала друг перед другом литературную эрудицию, а на самом деле это написал Леонид Филатов.

Конечно, это не осталось тайной, и в итоге было обнародовано. Разоблачение настигло внезапно, и развязка оказалась печальной. Играли сцену из якобы неопубликованной, и найденной по случаю пьесы Артура Миллера. Все педагоги зашлись в похвалах американскому автору, популярному тогда в советском театре. Восторги зашкаливали, получалось, что удачным показом студенты Щуки обязаны исключительно гениальному тексту. Правдолюб Боря Галкин не выдержал несправедливости и вступился: «Да это Лёня Филатов написал». Повисла тягостная пауза. Ректор Борис Захава, увлекавшийся Миллером, побагровел. Педагоги впали в оцепенение, некоторые неловко ухмылялись. Молчание прервала грозная фраза: «Вы понимаете, что сделали из нас идиотов?» Будущие актеры начали искренне оправдываться, говорили, что не хватает времени искать зарубежные пьесы, в итоге, слово за слово, признались: и другие тексты — плоды Лёниного таланта. Простили нескоро. Не обижался только Юрий Васильевич Катин-Ярцев — один из самых любимых педагогов. Он, как выяснилось, давно подозревал студентов 39-ой комнаты в розыгрыше и ожидал, когда Филатов сочинит что-нибудь за Шекспира или Гёте.

В 1996 году вышли альбомы "Диалог тридцать лет" и "Оранжевый кот", песни, написанные на стихи Леонида Филатова. Многие из этих песен стали народными, так называемыми народными.

И самая легендарная песня «Мы шатались на Пасху по Москве по церковной» упорно приписывалась народом неизвестному белоэмигранту... Эта песня зажила своей жизнью. Когда Филатов и Качан сочинили эту песню, а она называется «Дневник прапорщика Смирнова», авторов произведения вызвали в райком комсомола. И там их мягко предупредили, чтоб Качан лучше не пел: что это такое за сочувствие судьбе белогвардейского офицера… Это был первый или второй курс. Никто тогда не понял, что задумана она была, как жанровая зарисовка, как стилизация, почти как надрывная пародия.

Как говорил Владимир Качан: - Я ведь ее серьезно не пел никогда.

- Мне рассказывали, что один, да скорее не один деятель искусств, покорял девочек этой песней и еще песней «Провинциалка». Девочки сразу таяли и падали. То есть мы с Филатовым имеем косвенное отношение ко многим романам.

Владимир Качан, Леонид Филатов, Михаил Задорнов. Фото с Яндекс. Картинок
Владимир Качан, Леонид Филатов, Михаил Задорнов. Фото с Яндекс. Картинок
Владимир Качан, Леонид Филатов, Михаил Задорнов. Фото с Яндекс. Картинок

С песней «Пушкин» творилось тоже нечто подобное. Один молодой человек, актер в фильме "Молодые" спел эту песню и заявил, что это он ее написал. На что Филатов ответил:" Ну и черт с ним, мы еще сочиним." А спустя годы, однажды Владимир Качан возвращался с гастролей, и в привокзальном ресторане провинциального города N решил поужинать. Ресторан полутемный, в дальнем углу сидит компания молодых людей, один из них поет песню "Пушкин".

Как вспоминал позднее эту историю Качан:

- Я подхожу к ним, согретый 150-ю граммами водки и так без агрессии, а из любопытства спрашиваю: «А кто сочинил эту песню?» Они ужасно удивились, отвечают: «Как! Вы не знаете? Это, ( ну допустим Сидоров, не помню кого они назвали) сочинил. У него такая трагичная история!»

Я говорю: «Какая?» « Вы представляете он смог сочинить в своей жизни только одну песню, и так видно выложился весь в нее, так всего себя в нее вложил, что потом опустошился весь, больше ничего не смог написать, "исписался" и спился.» Мне эта история представляется новеллой про плагиатора.

Так или иначе гениальная и просто хорошая поэзия действительно рождает острое желание попробовать самому что–то этакое сделать, ну попытаться хотя бы, чтобы потом воскликнуть, как Пушкин над «Борисом Годуновым»: “Ай да Пушкин! Ай да сукин сын! ” — только про себя . Хочется, чтобы вот так, как у него: “И руки тянутся к перу, перо — к бумаге, минута — и стихи свободно потекут ”. И действительно, в такие моменты у Филатова руки тянутся к перу, у меня — к гитаре, и рождаются песни. Над ними нельзя, конечно, воскликнуть: “Ай да мы, сукины сыны! ” Но хотя бы “Щукины сыны ” — уже можно.

В 70-е годы Владимир Качан работал в Эстрадном оркестре под управлением Леонида Утесова.

Качана пригласил туда Константин Григорьевич Певзнер, руководитель ансамбля «Реро». Утесов был уже старенький и фактически оркестром руководил Певзнер. Утесов послушал, как поет Качан, прослезился, он тогда уже часто плакал, и взял его в оркестр солистом. Слушая «Полицая» много раз на репетициях, патриарх эстрады плакал. Но Качан ответил отказом, так как не мог подвести труппу детского театра. Ибо на нём висело много спектаклей. Пришлось ему 7 лет совмещать работу в ТЮЗе с работой у Леонида Утёсова. В основном там Владимир Качан пел песни, написанные с Леонидом Филатовым.

А с советским композитором и дирижёром Константином Певзнером Качан познакомился, еще будучи студентом. Певзнер тогда услышал песни Филатова и Качана, они ему жутко понравились, и он купил у для своего ансамбля две песни «Просто так» и «Вертится земля» по тем временам за баснословные для студентов - 150 рублей. Впоследствии Песня «Вертится земля» получила второе рождение. Она прозвучала в художественном фильме «Время радости» 2008 года режиссера Валерия Рожнова, где главный герой в исполнении Владимира Качана спел ее своей возлюбленной.

В народ шагнула и наша «Провинциалка», ее пели часто в разных компаниях, не зная, кто сочинил. Мужчины видели в ней мощную силу для любовных атак. Если проникновенно исполнить или хотя бы вовремя запустить на магнитофоне, редко какая девушка устоит. Об этом нам говорили часто, - вспоминал Владимир Качан. - Прошло много лет. В Студии звукозаписи ко мне подошел один из работников с шокирующим признанием - в молодости он добивался успеха у женщин с помощью «Провинциалки».

Фото с Яндекс. Картинок
Фото с Яндекс. Картинок
Фото с Яндекс. Картинок

Сложно сказать, кем Владимир Качан был больше: актером, музыкантом, бардом, писателем... Он с успехом играл знаковые роли на сцене театра. Писал музыку для текстов, которые сочинял его друг Леонид Филатов. Писал повести, рассказы, фельетоны, пародии. Принял участие в работе более чем над 50 кинофильмами. Исполнял свои песни так, что в его голос были влюблены поголовно все девушки 70-х. Ирина Алферова просила его, чтобы он продолжал петь, не переставая, его все время хочется слушать, а еще говорила, что в оперетте он пел профессионально, в отличие от других актеров (хотя, к слову, музыкального образования он не получал). А Юлия Рутберг отметила, что Владимир очень умен, очень образован, очень талантлив и не терпит дилетантства. А Татьяна Устинова, в авторской передаче которой он принял участие, призналась, что поет он с легкой грустинкой, но в голосе слышна его улыбка, а это высший пилотаж.

Помимо театра и кино, за свою творческую карьеру Владимир Качан выпустил 16 музыкальных альбомов. Песни написаны на стихи Леонида Филатова, Алексея Дидурова, Петра Вегина, Юрия Левитанского, Валерия Шульжика, Юрия Ряшенцева, Дмитрия Быкова и других. Он автор нескольких книг. В начале апреля 20-го года увидела свет 7 книга «На костылях любви»

В пресс - релизе к этой книге Владимир Качан сказал: - Почему у книги столь необычное название - «На костылях любви»?

- Все просто: так называется один из рассказов. В нем встречаются два пожилых лица, которые уже ни на что не надеются в этой жизни. Они спокойно ее доживают. Но потом им все-таки улыбается надежда. И в конце они обретают какое-то свое личное счастье.

Мне вообще это свойственно: я хочу, чтобы все кончалось хорошо.

К сожалению в реальной жизни так происходит далеко не всегда 7 мая Владимира Качана не стало.

В предисловии к альбому «Оранжевый кот» Михаил Задорнов написал: «Сегодня артисты и торгуют и становятся пошляками в угоду "большинству". Ни Володя, ни Леня никогда до этого не унижались. Леня никогда не писал стихов по заказу, Володя никогда не сочинял музыку на стихи, которые ему не нравятся. Ни тот, ни другой никогда не меняли взглядов из-за денег. Это значит, что они очень талантливые люди...»

Радио Рыжий Сентябрь