Самый дешёвый стелс-истребитель

Как шведский истребитель JAS-39 Gripen стал «хитом продаж».

Самый дешёвый стелс-истребитель

Этот истребитель является одним из самых экспортируемых истребителей на территории пост-советского пространства. Изготовленный в 80-х годах, JAS-39 изначально создавался для ВВС Швеции. За счёт применения аэродинамической схемы «Утка», конструкторам удалось добиться сниженной радиолокационной заметности.

После распада СССР в странах Варшавского договора постепенно росла необходимость в замене постепенно устаревающего советского истребителя МиГ-29. Одним из вариантов был американский F-16. Но в странах Восточной Европы не оценили высокую стоимость американца — стоимость полёта на F-16 составляла 7000 долларов. Тот же МиГ-29 требовал лишь 4500 долларов за полёт. Именно на фоне этого кризиса на рынке вооружений и появился шведский Gripen. Стоимость его полёта составила 4700 долларов. К тому же на выбор повлияли и размеры территорий стран покупателей — в Восточной Европе нет необходимости в двухдвигательном F-16, а шведский истребитель идеально подходил для выполнения поставленных задач.

В результате, Gripen стали «хитом продаж». Первыми на него обратили внимание в Венгрии, затем в Чехии и Словакии. Таким образом истребитель и разошёлся по сторонам Варшавского договора. Покупатели отмечали, что управление истребителем одновременно напоминает МиГ-29, но при этом имеет и много общего с самолётами НАТО.

К шведскому самолёт присмотрелись и другие страны. Бразилия и Тайланд искали возможность обновить свой авиапарк, состоящий из устаревших истребителей F-5. И Gripen идеально подошёл на эту роль. В Южной Африке шведский самолёт также нашел применение, заменив французские «Миражи».

Еженедельник «Звезда»

https://zvezdaweekly.ru/