Идеальное интерактивное кино. Впечатления от игры Until dawn

Про Until dawn я хотел написать ещё тогда, когда впервые прошёл её 2 года назад. Но эмоции поутихли и желание писать пропало. Сейчас же я вновь погрузился в мир игры, когда её начала проходить моя жена. Время от времени я подсаживаюсь рядом, смотрю какой выбор она делает, спрашиваю о том, почему она выбрала тот или иной вариант и слежу за её реакцией на сюжетные повороты.

Until dawn берёт формулу слэшера о подростках, столкнувшихся с неизвестным древним злом, и упаковывает его в обёртку постмодернистской деконструкции жанра в духе You’re Next. Но так как это игра, то большая часть черт слэшера начинает работать несколько иначе. Подростки приехали в старый особняк у чёрта на куличках. Что они скорее всего будут делать? — Правильно! Пугать друг друга и шкериться по углам, чтобы заняться сексом. Но знают ли они о том, что «зло» идёт? Понимают ли они необходимость того, что нужно отбросить разногласия и личную неприязнь к друг другу, чтобы объединиться и работать сообща? — До определённого момента нет. И игрок находится в том же положении, что и каждый персонаж: чувствует, что что-то не так, но забивает на это и пытается себя хоть как-то развлечь. Этому и посвящена первая треть игры, в которой подростки разбредаются по округе и оказываются в шаге от смерти.

Игра не даёт тебе возможности вырваться из сюжета, но позволяет время от времени повести себя так, чтобы не увеличивать энтропию. Не убивать животных, не сраться по мелочам, не оскорблять друзей, когда этого можно не делать. И эта система микровзаимодействий влияет на черты персонажа и отношение к нему всех остальных героев. В этом аспекте игра позволяет проследить динамику взаимоотношений между всеми героями и сдерживать самые эмоциональные реакции героев. Вместе с этим, во время каждой экшн-сцены скорость реакции и выбор того, как действовать, влияет на общий сюжет. Случайное падение в дальнейшем может стоить жизни одному из героев. И всё это деконструирует жанр даже больше, чем сюжет, так как показывает и даёт почувствовать то, что ощущает персонаж. «Дурак, куда ты бежишь?! Ну, ты чего, это же было очевидно! Почему ты такой идиот?!» — это набор фраз, которые как нельзя лучше описывают большинство действий героев слэшеров. И ты произносишь их не находясь в шкуре подростка, зная многим больше, чем знает он. А тут почти каждый неправильный выбор персонажа, почти каждая грубая реплика в адрес друзей — твой выбор.Это ты ошибаешься. Это ты умираешь. Это идиотский сюжет, который ты сам создаёшь.

Для меня Until dawn — один из главных систем-селлеров PlayStation 4, причина, почему вы должны взять консоль у друга, зайти к нему в гости или даже приобрести её сами. Один из самых чувственных опытов, который при должном погружении ещё долго будет мучить вас кошмарами и напоминать о сделанных ошибках.

Авторы: редакция портала Good Old Nerpach

Этот и другие тексты дайджеста: https://gonerpach.ru/survivorship-bias-5/