“Горечь” (2009) Элен Катте и Бруно Форцани

Убер-формалистский хоррор про взросление и подавление сексуальности

Убер-формалистский фильм три возраста девушки Аны. В детстве она завороженно смотрит на труп дедушки, а также становится свидетельницей родительского секса - и эрос с танатосом повергают её в ужас, заставляют детское сознание идти трещинами, видеть многочисленные отражения реальности и бояться загадочной руки в черной перчатке. Став постарше, Ана идет с мамой в магазин - и сталкивается с невыносимым противоречием: вокруг мерещатся радости плоти, но вместе с тем они кажутся ей отвратительными. В третьей новелле она вступает в схватку то ли с насильником, то ли с внутренними демонами, то ли с проросшим семенем безумия.

Собственно, сюжет здесь достаточно формален, Катте и Форцани, в первую голову, отлично жонглируют формой и звуком (то издевательски тихим, то раздражающе громким), и первая новелла - это вообще слеза комсомолки: “Суспирия”, если бы её снимал Гай Мэддин, за такое и палец не жалко, а потом кино одно приёма стремительно начинает утомлять. Не спасают ни отголоски “В моей коже”, ни что-то еще порочно-летнее-французское - вероятно, можно даже приписать к французскому экстремизму (тут и “три фильма в одном”, и немного радикальный финал, и осмысление базовых ценностей, в общем-то, в духе той же де Ван).

В зрительских отзывах прочел замечательную и (как обычно бывает) совершенно не подкрепленную доводами теорию, что это кино про борьбу с патологией - что в каком-то смысле правда: кажется, “Горечь” - это кино про борьбу личности с патологией лицемерных догм, которые в итоге заставляют везде видеть насильников, а собственное возбуждение принимать за происки врагов России, зачеркнуто, еще каких-нибудь негодяев. в общем, убедительный довод как посмотреть у Катте и Форцани что-то еще, так и не делать этого (но я-то, конечно, сделаю).

слушать подкаст о кино Monday Karma про хоррор-2017

канал “Тинтина вечно заносит в склепы” (кино, комиксы, театр и снова кино)