"Отмщение" Билла Плимптона (2016)

Классик независимой анимации и его контркультурный манифест о поражении маскулинности

"Отмщение" Билла Плимптона (2016)
"Отмщение" Билла Плимптона (2016)

В конце прошлого года на БФМ показывали новейшего, с корочкой Билла Плимптона (при пустом зале, безобразие!). Сейчас Билл собирает деньги про мультфильм про Трампа, хороший повод вспомнить, что же он наснимал ранее.

На БФМ показали его “Отмщение” (в позапрошлом, кажется, году фестиваль закрывался его же “Изменой”) - как обычно нарисованный целиком от руки, а в этот раз - еще и на собранные краундфандингом деньги. Бюджетные издержки чувствуются (сценарист и сорежиссер Джим Лухан озвучивал 70% персонажей в каком-то подвале), но всё это ерунда. Во-первых, Плимптон, король инди-анимации, всегда рисует так, будто каждый гениальный скетч приходит ему в голову в кафе - и он быстренько зарисовывает их на салфетке. Во-вторых, это, как говорится, подобранный для истории стиль: в “Отмщении” визуальная агрессивная простота и свобода контркультуры 70-х сочетается с нео-нуарным сюжетом про страшную тайну лос-анджелесского губернатора по прозвищу Deathface.

Губер - бывший рестлер с характерной фигурой и эффектным шрамом на глазу, которого охраняет орда байкеров из банды Inland emperors (привет, Дэвид Линч). На носу благотворительный концерт, который должен принести городу (вернее, губернатору) кучу денег, а тут боевитая лучница Лана выкрадывает опасную для имиджа видеокассету. Чтобы найти пропажу, Deathface нанимает четырех лучших детективов - пробивную афроамериканку, исполина-азиата, похожего на барсука мужичка по прозвищу Туз Пик и дядечку по имени Родд Росс, который ведет расследовательскую деятельность при помощи старушки-матери. Вместе с Россом зритель и путешествует по этому адищу современного Лос-Анджелеса, который, по Плимптону и Лухану, отличается от 70-х исключительно компьютерами и смартфонами. Байкерские разборки, сумасшедшие секты, ряженные под Ку-Клукс-Клан, транслирующий через микрофон отчаяние радио-ведущий и прочие прелести ушедшей эпохи.

"Отмщение" Билла Плимптона (2016)
"Отмщение" Билла Плимптона (2016)

Сходу всё это напоминает дуракавалятельный, но мозголомный “Врожденный порок” Пинчона, хорошо экранизированный Полом Томасом Андерсоном (благо анимация Плимптона похожа на бюджетный хулиганский трип), но дальше начинает обрастать условными референсами со страшной силой - достаточно сказать, что в “Отмщении” легко обнаружить переклички со всей ранней фильмографией Тарантино, от “Криминального чтива” и “Джеки Браун” до “Убить Билла”, так как Квентин дитя фильмов и сериалов 60-70 с их приматом крутизны.

Плимптону и Лухану именно эта концетрированная и преимущественно маскулинная крутизна и нужна - для ёрнического и изобретательного рассказа о конце прекрасной (?) брутальности. В финале она терпит многократное и многослойное фиаско (хотя творящийся на экране цирк и выглядит вполне как самоцель).

"Отмщение" Билла Плимптона (2016)
"Отмщение" Билла Плимптона (2016)

Канал «Тинтина вечно заносит в склепы» — кино, театр, комиксы и снова кино