Британский хоррор о мужестве в скандинавских лесах (спойлеры?)
Посмотрел тут еще одного сына Netflix - хоррор “Ритуал” Дэвида Брукнера, который раньше выходил в свет только с товарищами в составе разных страх-альманахов, а тут рискнул отлучиться в лес один. Разумеется, будет спойлеры, но давайте я постараюсь вовремя предупредить (хоть и не сторонник спойлерофобии), ну или почитайте симпатичный текст на RR почти без них (хотя там такой намек, что с такими намеками и враги не нужны, как говорится).
Группа немолодых мужчин во главе с Рейфом Споллом (сын великого Тимоти Сполла) отправляется в горы Швеции, чтобы проветриться и почтить память недавно погибшего друга (его убили наркоманы в алкомаркете). В силу возраста и трагического повода, мужчины немного тоскуют, хоть и хорохорятся, особенно тяжко Споллу, так как он стоял прям напротив покойного приятеля, когда все приключилось, и теперь чувствует вину. В самый неподходящий момент этой поминальной прогулки один из квартета неловко падает - очнулся гипс, зачеркнуто, вывих. Друзья по-братски решили товарища не мучить и срезать через лес - а в лесу вскрытые олени на ветках висят и руны какие-то на коре, а тут еще подкрался проливной дождь, загнавший их в стремную хижину. Далее начинается странное.
В принципе, уже на рунах можно догадаться, что это немного напоминает “Ведьму из Блэр”, но без всех утомившего мокьюментари-кокетства, более того в какой-то момент это начинает уходить в сторону третьей “Ведьмы” (которая “Новая глава”) и немного “Ведьмы” Эггерса, что довольно здраво, учитывая, насколько затасканы популярные в этой области мифологии. Дальше, о усталый путник, могут проследовать только взрослые и видевшие фильм, так как безжалостно будут освежеваны сюжетные подробности, которые ты, возможно, не хочешь знать заранее.
Сначала я хотел написать, что в хорроре затасканы создания из староанглийской мифологии, но вовремя осекся, так как “Ведьма” ровно про них, в сущности (и там все спасает какая-то небывалая и убедительная хтонь), а вот “Ритуал” наеживает мастерски: там такой густой английский говорок, что в какой-то момент забываешь, что четверо мужичков выбрались по печальному поводу в Швецию. Забывать про это, конечно, нельзя, как и про чувство вины персонажа Рейфа Сполла (хотя про это ему напоминают то товарищи, то видения). Все эти вещи немного неоднозначно, но неглупо работают в смычке, хотя трудно представить хоррор, который выиграл от объяснения, что же происходило на самом деле. С другой стороны - половина эффекта какого-нибудь “Кловерфилда” в том, что точный ответ все-таки дан.
Так вот банальное название “Ритуал” тут работает на нескольких уровнях: как сразу и ожидаешь, речь про языческий ритуал (местные викки подкармливают ётуна), но не только про него. Брукнер, сценарист Джо Бартон и автор одноименного романа Адам Невилл явно подразумевают еще два ритуала: прощание с покойником и выполнение его если не последней воли, то какой-нибудь мечты (вместо него); плюс обряд инициации, который обнаруживает в мальчике мужчину - в противном случае он трус (как не полезший драться с наркоманами Сполл). Одно ловко цепляется за другое: “Ритуал” явно балансирует между цивилизованной и первородной сторонами человеческой личности, которые регулярно конфликтует, особенно в стрессовых ситуациях. Резонно предположив, что если есть какой-то смысл в похоронном ритуале, то, возможно, и от ведьминских скандинавских обрядов есть какой-то прок, создатели вставляют это допущение во вполне драматическую конструкцию, а заканчивают все - таки обрядом инициации, когда Сполл, натурально, с древним топором в руке выбегает из леса аки берсерк. Результат у этого акта мужества, к слову, такой же, как и трусости (если не печальнее).
Про другие фильмы Netflix: “Окча”, “Машина войны”, “Парадокс Кловерфилд”, “Немой”, "Аннигиляция".
***
канал “Тинтина вечно заносит в склепы” (кино, комиксы, театр и снова кино)