Дом храбрых

3 April 2018

Первое впечатление — фильм будет полностью по-американски «правильный», патриотично-политкорректный, со звёздно-полосатыми флагами на каждом углу и высокими речами от каждого героя о равенстве и долге перед Родиной. Но это только на первый взгляд. Можно ли дать краткую оценку — скорее всего нет.

Фильм интересен тем, что раскрывает протекание посттравматического синдрома, на который жалуются многие ветераны, но до которого часто никому нет дела. Даже Натаниэль Фик в своей книге «Морпехи» особо указал, что именно возврат домой самое страшное испытание, и часто кроме семьи и друзей ничто не спасает от того, чтобы не залезть на вышку и не начать отстреливать окружающих, пока тебя самого не пристрелит полицейский.

Первоначально в фильме вызывает отторжение некоторая инфантильность завязки. Главные герои политкорректно оказались двумя афроамериканцами и двумя белыми, присутствует девушка. Все герои сведены сценарием для удобства в Ираке в одно место. Дальше фильм лучше сразу разделить на две части — военную и гражданскую.

Военная выглядит несколько блёкло, если Вы желаете искать полную аутентичность. Используется всё, что было под рукой, техники немного и в итоге американская колонна вперемешку состоит из американских HMMWV и французских грузовиков ACMAT (видимо снимали в Марокко или Египте), а авиационную поддержку всем и везде оказывает один и тот же старый медицинский UH-1. В противовес этому бой в городе снят на очень высоком уровне, не скомкано с адекватным поведением героев. В общем, пример для наших Михалковых, Бондарчуков и прочих любителей снимать патриотическое кино, нарезая в один ряд кучу клипов из эффектной, но часто пустой шелухи.

Однако, война тут фактически вторична. Главные герои представляют разные слои общества и после возвращения домой проблемы у них так же возникают разные. Поднимается проблема людей-«батареек», которых сделали солдатами, научили убивать или хотя бы заставили привыкнуть, что это происходит регулярно рядом. Их отправили воевать, как батарейки, обязательно идущие в комплекте к винтовкам и танкам. А когда они вернулись, то окружающие, после пары высоких речей, разговаривают с ними, как с вернувшимися с того света, а вместо помощи отправляют их болтать в группы взаимопомощи, выписывают тонны таблеток и так без конца, пока использованная «батарейка» не станет безопасной, а как — уже другая проблема, но именное ей и посвящен фильм.

Основная идея ярко раскрашивается социальными особенностями жизни разных слоев. Здесь всё. Почти весь набор сегодняшних проблем современного развитого общества, от системных до бытовых. Показывается нудная борьба за получение мнимой инвалидности ради пособия, восприятие работы дилером, как обычной работы, ветеранская скидка в 10% вместо работы, нежелание окружающих вникать в чужие переживания. Даже наглядно показывается ставшая распространённой и критикуемая методика работы полиции, когда важно не задержание и расследование, а нейтрализация, и в результате мёртвый преступник выгоднее живого.

Одновременно раскрываются и личные переживания и проблемы героев. Их проблемы с отношениями, ощущение себя неполноценными, поиск понимания, внимания, полноценных отношений, желание высказаться. Ярко рисуется и проблема самовосприятия героев, как сильных людей, переживших много запредельного для обывателя, от это любое внимание со стороны рассматривается, как подачка и попытка пожалеть из-за неполноценности, отсюда постоянные конфликты с окружающими, агрессия, срывы. И всё от понимания, что они больше не те люди с ружьями, которые всегда правы и которых боятся все окружающие.

И всё это ведет к одному финалу — нейтрализация «батрейки». Кто-то возвращается в армию, кто-то погибает, кто-то остаётся вечным ненормальным с военным нашивками, а кто-то возвращается к внешне нормальной обычной обывательской жизни, где человек с ружьем не бог, а наоборот, взбесившийся всеобщий враг вне закона.

Одним словом, каждый герой — небольшая, но непростая новелла, одна из граней сложного современного общества с множеством нюансов и оговорок. Отдельно на фоне остальных можно выделить героев Сэмюэля Джексона и Джессики Бил, однако это скорее связано с богатым сюжетным их злоключений, нежели с хорошей или плохой игрой конкретных актёров.

Один лишь недостаток — слащавость, глянцевость картинки, но это сейчас общий недостаток таких современных фильмов про «одноэтажную Америку».

Сюжет: 8 из 10

Качество исполнения: 6 из 10

7 из 10