Российские банки формируют неофициальные «черные списки»

С апреля этого года в России действует двухуровневый механизм реабилитации клиентов-отказников, попавших в «черный список» недобросовестных пользователей Банка России и Росфинмониторинга. Но, как выяснило издание «Коммерсант», ряд финансовых организаций предпочитают не сталкиваться с процессом реабилитации и составляют собственные «отказные списки», не ставя в известность об этом контролирующие органы.

Как разъяснили изданию источники из финансовой сферы, после начала работы в этой системе в банки пошли «отказники», чьи операции были ранее заподозрены в мошеннических схемах, с заявками на исключение из списков. Финансовым организациям пришлось по разработанной программе самостоятельно принимать на первом этапе решение об устранении оснований в отказе проведения операций и удаления данных из базы.

На втором этапе, если банк отказывается отменить после пересмотра свое решение, «дело» отказника попадает в Банк России, где он пересматривает его совместно с представителями Росфинмониторинга.

Поскольку процедура реабилитации занимает достаточно длительное время, банки, по сведениям «Коммерсанта», стали отказывать клиентам без официального внесения в «черный список» Росфинмониторинга. Причем данные отказы нигде не фиксируются – физлиц обычно не уведомляют о его причинах, а клиент не настаивает на подтверждающей это бумаге. Таким образом, в крупных банках доля официальных отказов не превышает 0,01% от общего количества отказов. Клиенту придется проходить программу реабилитации в каждом из банков, куда он подавал заявку, тогда как при работающей системе ему нужно было бы пройти процедуру один раз.

Как отмечают в «Коммерсанте», Центробанк и Росфинмониторинг решить вопрос официально также не могут – так как законодательством он не предусмотрен. Отметим, что «черный список» Росфинмониторинга и Центрабанка рассылается организациями с июля 2017-го года.