Хорватия твёрдо намерена построить невыгодный терминал СПГ

30.03.2018

Хорватия давно мечтает стать главным южным хабом Европы для сжиженного природного газа. Проект то тормозится, то набирает обороты. Сейчас началась фаза активности, которая может закончится реализацией проекта.

На прекрасном хорватском острове Крк планируется возвести терминал СПГ. Конечно, у проекта есть масса противников среди экологов и лоббистов туристической отрасли. Но сегодня мы затронем другую тему. В этом крайне противоречивом проекте в тугой узел завязались всё возможные европейские проблемы использования СПГ, прежде всего американского.

Начнем с того, что проект в этом году вроде бы как ускорился после многолетней стагнации. Еврокомиссия выделила €100 млн, что в теории составляет около 30% стоимости возведения терминала, под обещание завершить строительство к декабрю 2019 года. Правительство Хорватии немедленно придало проекту стратегический статус. Вероятно, это означает реальное желание завершить проект любой ценой. Осталось найти недостающие €340 млн.

Европа стремится уменьшить зависимость от российского газа, который упорно увеличивает долю на европейском энергетическом рынке. Всплеск активности вокруг проекта произошёл после отравления в Солсбери. Лоббисты проекта воспользовались ростом антироссийских настроений после гневного выступления премьер-министра Великобритании Терезы Мэй.

Стоит заметить, что европейские дебаты о снижении зависимости от российского газа проходят на фоне роста потребности в газе как таковом. Для понимания общего контекста просто необходимо вспомнить германский проект «Энергетического переворота», который предусматривает полный отказ от угольной и ядерной энергетики. Сухая статистика говорит об успешных усилиях по сворачиванию угольной отрасли. Выработка электроэнергии с помощью газа в прошлом году в Европе превысила выработку с использованием угля.

С другой стороны, самообеспеченность газом в Европе в прошлом году упала ниже 50%. Кроме энергетики газ может использоваться и в других отраслях экономики. Например, Европейская ассоциация компаний по переделке транспорта на использование метана предсказывает небывалый подъем своей отрасли, так как электромобили спасут Европу только в долгосрочном периоде. И, вероятнее всего, только её богатую северную часть.

Препятствия преодолены

8 марта 2018 года проект получил одобрение о комиссии по защите окружающей среды. В докладе комиссии заявлено, что при соблюдении всех должных мер природа не пострадает.

В другом докладе, который подготовила нанятая правительством Хорватии консалтинговая компании, указывается, что туристическая отрасль тоже никоим образом не будет ущемлена. В качестве примера отсутствия негативного влияния приводится успешный опыт Литвы. Напомним, что опыт успешен только в плане отсутствия воздействия на туризм. В плане стоимости импортируемого СПГ для нужд экономики литовский проект несколько далёк от совершенства. Даже Латвия и Эстония, которые с радостью заменили бы всё российское, не хотят покупать СПГ у Литвы, так как цены очень высоки. Единственным выгодополучателем импорта СПГ Литвой является единственный поставщик - США. Напомним 23 августа 2017 года президент Трамп лично поздравил Литву с получением первой партии СПГ из Америки.

Несмотря на замечание некоторых экспертов:
- что сравнивать туристические отрасли Хорватии и Литвы не совсем корректно, так как 20% ВВП маленькой Хорватии формируется за счёт приезжих,
- что положительное решение по проекту породит множество исков от «зелёных»,
ожидается, что правительство Хорватии принятием специального закона уже в апреле даст окончательный зелёный свет строительству терминала. Несколько протестных демонстраций воодушевленных жителей правительство не взволновало.

Дополнительным поводом для недовольство жителей стало то, что правительство параллельно увеличило тарифы для «чистой» энергетики, что привело к увеличению счётов домохозяйств.

Совсем коротко об экономике проекта

В этом районе есть три конкурирующих действующих терминала, которые никогда не были полностью загружены. Терминал компании Exxon Mobile в Адриатическом море является единственным из них, чья загрузка превышает 50%. По итогам 2017 года она составила 71%. Два других не могут преодолеть отметку в 10%.

Зато США уже выразили полную и безоговорочную поддержку проекта. По итогам своего визита в США министр МВД Хорватии Давор Божинович сообщил, что получил полную поддержку от энергетических властей США.

Кроме этого строительные компании предупредили, что после введения стальных пошлин Трампа, строительство подорожает на 5%. Но эти предупреждения пока не столь важны, так как США отложили введение пошлин в отношении ЕС до 1 мая. А вот то, что с высокой степенью вероятности будет построено не один, а фактически два терминала, завораживает своей "рациональностью".

США настаивают на скорейшем вводе терминал, поэтому будет начато возведение плавучей версии. Но амбиции Хорватии лежат далеко за пределами пропускной способности плавучей версии, которая в три раза меньше стационарной на земле. Поэтому планируется построить и наземную часть терминала.

Резюмируем

Когда политические интересы начинают превалировать над экономикой, что вообще характерно для XXI века, включая Россию, то о рентабельности некоторых проектов не стоит разговаривать. Стоит говорить о геополитике, ответственном развитии, важности «встать плечом к плечу с союзниками». Если это достаточная плата за разбазаривание денег, то это дело европейских налогоплательщиков.

Хотя не все члены Европарламента считают также. 25% членов Европарламента недавно голосовали против списка европейских проектов в области СПГ, считая, что терминалы СПГ отбирают финансирование от более важных энергетических инициатив ЕС.

Читайте подробности: