Росгидромет трансформируют в успешное коммерческое предприятие

30.03.2018

Идею преобразования прогноза погоды в востребованную платную услугу глава федеральной службы Михаил Яковенко почерпнул у коллег из Новой Зеландии. Метеослужба киви является самой коммерчески успешной в мире. Сможет ли российское ведомство повторить успех?

Минприроды РФ предлагает трансформировать Федеральную службу по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет) и создать на ее базе отдельную государственную компанию, сообщил глава ведомства Сергей Донской на коллегии министерства.

"В качестве приоритетной мы рассматриваем задачу по реформированию системы Росгидромета и создания на его базе соответствующей государственной компании", - сказал он.

«Что это было?», - спрашивает герой фильма «Шырли-мырли», когда вместо задержания почти догнавшими его милиционерами остаётся в одиночестве. И на этот вопрос есть два ответа: простой и заумный.

Простой ответ

Глава Росгидромета Михаил Яковенко в период с 5 по 9 марта 2018 года посетил с рабочим визитом Австралию и Новую Зеландию, где ознакомился с опытом этих стран. 22 марта 2018 года он даже объяснил, чему научился за океаном.

"Моя позиция простая: не надо пресмыкаться и просить, надо зарабатывать. По этому пути пошел весь мир: самая суперэффективная в коммерческом отношении новозеландская служба - она первая акционировалась, она теперь ОАО со стопроцентным госучастием, которая зарабатывает очень приличные деньги. По такому же пути пошли англичане, они два года назад перешли из органов власти в акционерное общество опять же со стопроцентным госучастием. По такому же пути пытаются идти все остальные", - объяснил Яковенко.

Кроме этого глава Росгидромета пояснил, что акционирование ведомства упростит управление и повысит эффективность .

"В рамках существующей структуры органов власти и федеральных государственных бюджетных учреждений вы не можете перебросить деньги с одного учреждения на другое. Это проблема. В рамках госкорпорации или публично-правовой компании это проще делать", - сказал Яковенко.

Если с первой цитатой чиновника можно и поспорить (чуть ниже), то вторая содержит правду и ничего кроме правды. В раках исполнительской дисциплины чиновник не занимается управлением, а строго следует предписаниям. И наоборот, когда ведомство получает определенную свободу для управления, оно демонстрирует лучшие результаты. Так Минобороны РФ добилось свободного распоряжения 10% своего бюджета и сейчас является суперэффективным на фоне многих других министерств.

Заумный ответ

Новозеландская метеорологическая служба (НМС) акционировалась в 1992 году. И в первый же год при выручке в $22 млн показала прибыль в $1,5 млн. Супер-результат. С тех пор дела службы идут ещё лучше. Вероятно, история успеха и вдохновила главу Росгидромета затеять реформу.

Но, как обычно, историю успеха надо разбирать досконально. Для начала заметим, что в рамках исполнительной дисциплины НМС испытывала две основные проблемы: непозволительно медленное одобрение покупки оборудования и невозможность адекватного финансирования отдельных убыточных подразделений, которые обычно были расположены на островах. Общность проблем увидеть в приведенных выше цитатах Яковенко совсем не сложно. Можно утверждать, что именно эти факты стали спусковым крючком для реформы.

Но кроме этого, есть и своя обратная сторона медали. Реформа проводилась не только из-за желания самой НМС, но и по причине многолетней жесткой нехватки средств у правительства Новой Зеландии из-за вхождения Великобритании в ЕС. В тот период было акционировано много ведомств с задачей зарабатывать деньги и сократить госрасходы.

Кроме этого, перед акционированием около 8 лет велась подготовительная работа. По возможности были модернизированы наблюдательные пункты. Их оборудование было заменено на автоматическое. Проводилась компьютеризация всей службы с целью уменьшить расходы на персонал. К 30 июня 1992 году, моменты выделения службы в государственную компанию, весь персонал состоял из 256 человек. Никто реально не был уволен. Потребовалось 8 лет, чтобы постепенно почти в два раза сократить персонал за счёт выхода пожилых на пенсию.

Для сравнения, по итогам 2015 года Росгидромет отчитался, что "число работников по состоянию на 31 декабря 2015 года составило 33,2 тыс. человек. Снижение численности работников в 2015 году на 500 человек (14,9 %) произошло за счёт проведённых Росгидрометом мероприятий по оптимизации деятельности центрального аппарата, департаментов и управлений по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды. Средний возраст работников по учреждениям Росгидромета составляет 48 лет. Количество сотрудников пенсионного возраста составляет 18,3%, старше 55 лет – 33%, старше 45 лет – 60%".

Таким образом, вероятно, Росгидромет может провести туже операцию в течение 10-12 лет. Но судя по настроению его начальника, реформа произойдет быстрее.

Далее, выделившись в госкомпанию, НМС с самого начала не была определена на самообеспечение. Более 70% доходов было получено по контракту с министерством транспорта. Остальные почти 30% были получены как результат разработки востребованных информационных сервисов в плотной работе с потенциальными клиентами в подготовительный период. К настоящему моменту коммерческая составляющая в деятельности компании превысила 45%.

Может ли Росгидромет в настоящий момент сделать прогноз доходной части, нам неизвестно. Предположим, что может. Но знают ли об этом потенциальные клиенты, тоже пока остаётся под вопросом. Предположим, что знают.

Но что, с высокой долей вероятности, можно предсказать, что никакая служба ведомства не готова к работе в коммерческой среде, так как это совсем другая логика. Вероятно, предполагается найм команды маркетологов и продавцов, что несколько противоречит идее сокращения персонала, но не является совсем критичной проблемой.

Последний штрих. Есть некоторая вероятность, что территория России чуть больше территории Новой Зеландии. А, насколько нам представляется, точность прогноза зависит не столько от суперкомпьютера в центре обработки данных, сколько от наличие современных датчиков и оборудования на метеостанциях по всей стране и группировке спутников в космосе. Провел ли Росгидромет должную модернизацию именно этой части своей работы? Да, конечно, нет. Не стал бы глава организации заявлять о том, что ему надоело выпрашивать, если бы оборудование было развернуто в должной мере.

Это не критика технологической составляющей службы. Это практическая бизнес-логика. Без должной модернизации коммерчески выгодный продукт будет создать сложно. Просто на него не будет спроса.

Кстати, у новозеландских коллег всё тоже было совсем не так гладко, как кажется с первого взгляда. Управление авиации страны начало создавать параллельную собственную метеослужбу, так как подходы госкомпании управление авиации не устраивало. Но тогда вмешалось правительство и ударило авиаторов по рукам. Оно было не намерено допустить конкуренцию на этом рынке, чтобы не создавать проблем со снижением цены на услуги. Вероятно, через какое-то время аналогичная ситуация сложится и в России.

ФАС РФ, которая получила в конце прошлого года серьёзный картбланш, в рамках своей логики будет бороться за конкуренции, тем самым мешая становлению новой госкомпании.

Резюмируем

Идея выделения Росгидромета в отдельную госкомпанию заслуживает серьёзной проработки, стратегии перехода от госучреждения к коммерческому, выработки маркетингового плана и планомерной реализации с достаточным финансированием.

Если все составляющие головоломки сложатся, если команда, возглавляющая процесс окажется достаточно профессиональной и не торопясь преодолеет весь непростой путь, то можно будет заявить, что стратегия реформирования была удачной. Во всех бизнес-школах будут приводить историю Росгидромета, как пример отличного долгосрочного планирования и гениального воплощения непростой бизнес задачи в неопределенной внешней среде.

Но, к сожалению, пока вероятнее, что это авантюра. В том понимании, что реализация любой хорошей идеи без должной подготовки называется именно авантюрой.

Читайте подробности: