Утечку персональных данных из Facebook тщательно проверят из-за выборов Трампа

Федеральная торговая комиссия США и парламентский комитет Великобритании начали расследование в отношении незаконного предоставления социальной сетью информации о пользователях. Причиной расследования можно назвать деятельность британских аналитиков Cambridge Analytica, которые «заставили» американских избирателей выбрать Дональда Трампа.

Федеральная торговая комиссия (FTC) США начала проверку Facebook на предмет возможного нарушения соглашения о правилах использования персональных данных, сообщило ведомство.

В свою очередь, профильный комитет британского парламента пригласил главу и владельца социальной сети Фейсбук (Facebook) Марка Цукерберга принять участие в слушаниях об использовании персональных данных и распространении фейковых (заведомо ложных) новостей.

Усиление надзора над Facebook началось после бурного обсуждения в СМИ возможного значения британской компании Cambridge Analytica для победы Трампа. Проще говоря, есть подозрение, что Facebook незаконно предоставила персональные данные «гениальным аналитикам и PR-специалистам» из Кэмбриджа для вмешательства в выборы США на стороне Трампа. А те, в свою очередь, эти выборы и выиграли. Вероятно, Россия уже не настолько виновата в победе Трампа, как заявлялось ранее. Нашлись более виноватые.

Как Cambridge Analytica воспользовались Фейсбук

Кульминацией шумихи стала, вероятно статья в The New York Times «Как косультанты Трампа эксплуатировали персональные данные Фейсбука о миллионах людей» (How Trump Consultants Exploited the Facebook Data of Millions) от 17 марта 2018 года.

Это статья якобы напрямую побудила власти начать проверку социальной сети. Статья представляет собой журналистское расследование, проведенное Мэтью Розенбергом (Matthew Rosenberg), Николасом Конфессоре (Nicholas Confessore) и Кэрол Кадвалладр (Carole Cadwalladr). Ниже приведем выжимку из материала, который у журналистов называется «для долгого чтения» (longread).

В 2014 году, когда стартап (новая компания) Кембридж Аналитика (Cambridge Analytica) был нанят республиканским донором Робертом Мерсером (Robert Mercer) за $15 млн, то ему не хватало первичных данных, чтобы использовать свою разработку в области психографического моделирования (программное обеспечение) для составления профилей избирателей и начала влияния на них на американских промежуточных выборах.

Поэтому «Кембридж Аналитика» получила персональные данные более 50 млн пользователей из Фейсбук без разрешения социальной сети. Расследование, проведенное The New York Times совместно с The Observer of London, как новое мощное психологическое оружие обеспечило результаты выборов в США.

Кристофер Уайли (Christopher Wylie), один из основателей Кембридж Аналитика, который работал в до конца 2014 года охарактеризовал её руководителей как беспринципных: «Для них правила не имеют значения. Для войны любые средства хороши. Они хотят вести культурную войну в Америке, а Кембридж Аналитика – арсенал для ведения этой войны».

По словам некоторых бывших сотрудников Фейсбук, Кембридж Аналитика платила за получение персональных данных через подставную аналитическую компанию для якобы проведения научных исследований. Сама социальная сеть сперва отрицала утечку информации, но в пятницу (ред. – 16 марта 2018 года) её признала:

«Это была афера и обман. Мы предпримем все необходимые меры против всех виновных сторон», - заявил вице-президент и заместитель главного юридического советника Фейсбук Пол Груол (Paul Grewal).

В свою очередь, руководитель Кембридж Аналитики Александр Никс (Alexander Nix) неоднократно отрицал факт использования данных из Фейсбук. В последний раз он сделал это в феврале на слушаниях в парламенте США. Следователи из Конгресса США спрашивали Никса о роли фирмы в предвыборной кампании Трампа.

Кроме этого, специальный прокурор Министерства юстиции Роберт Мюллер затребовал электронную переписку сотрудников Кембридж Аналитика, которые работали на команду Трампа. Он сделал это в рамках расследования о российском вмешательстве в выборы.

Учредитель «ВикиЛикс» Джулиан Ассанж в октябре 2017 года сообщил, что Никс обращался к нему во время предвыборной кампании за частной электронной перепиской Хиллари Клинтон, соперницы Трампа на выборах.

Редакция SULARU: в данном месте достаточно много текста мы сильно сокращаем из-за его явной желтизны. Вкратце, Кэмбридж Аналитика получила финансирование от Мерсера путем обещаний сделать того «серым кардиналом» США и ухаживанием Никса за дочерью Мерсера. Ниже фото неотразимого ловеласа.

Чтобы получить финансирование Кэмбридж Аналитике надо было представить Мерсеру готовый продукт. Путем больших усилий компания создала психографические профили в общенациональном масштабе на основе наработок психометрическоого центра Кембриджского университета. Так как центр отказался напрямую работать, то это проделал бывший сотрудник центра доктор Александр Коган, который затем уехал в Россию.

Коган ранее преподавал в университете психологию и знал о методике психометрического центра. Коган создал собственное приложение. Компания оплатила все его расходы, составившие более 800 тысяч долларов, а также разрешила ему сохранить копию для его личных исследований, что зафиксировано в электронной переписке «Кембридж Аналитика» с ученым и ее финансовой отчетности. Именно Коган получал данные от Фейсбук для «научных целей». В итоге он передал британцам более 50 миллионов черновых профилей пользователе, из которых лишь 270 000 человек согласились на сбор данных о них. Работа Когана позволила команде Кэмбридж Аналитики представить Мерсеру обещанные модели.

Никс на слушаниях в Конгрессе вышеизложенную версию журналистов отрицал. Он назвал работу Когана бесполезной.

Редакция SULARU: в данном месте мы ещё раз сокращаем достаточно много текста из-за той же желтизны. Вкратце, компания Кэмбридж Аналитика изначально была пустышкой и только потом превратилась в гениального манипулятора, который овладел с помощью технологий сознанием миллионов американцев.

В ответ на запрос журналистов «Кембридж Аналитика» заявила, что Никс не играл стратегической или оперативной роли в американской предвыборной кампании.

По версии The New York Times, выполняя указания Брэда Парскейла (Brad Parscale), который в 2016 году был у Трампа директором по цифровым технологиям, «Кембридж Аналитика» формировала целевые аудитории для цифровой и телевизионной рекламы, призывала к сбору средств, моделировала явку избирателей и разработала маршруты поездок Трампа с целью получения максимальной поддержки. Все эти мероприятия самым критичным образом повлияли на рузультаты выборов.

"Опасность" работы Кэмбридж Аналитика

Журналисты американского издания обеспокоены, что после успешной компании Трампа Кембридж Аналитика успешно вмешивается в выборы по всему миру. В январе этого года телеканал «Ченел Фор Ньюс» (Channel 4 News) показал съёмку скрытой камерой, на которых Александр Никс хвастался использованием подставных компаний и бывших шпионов в интересах своих клиентов. Вчера тот же канал сделал заявление о причастности британцев к подкупу политиков и использованию «девушек с заниженной социальной ответственностью» для сбора компромата. По сведения телеканала Кэмбридж Аналитика участвовала в более чем 200 предвыборных кампаниях по всему миру, включая Нигерию, Кению, Чехию, Индию и Аргентину.

Резюмируем

Рациональному сознанию сложно представить, что одно программное обеспечение настолько изменило картину избирателей, что они поменяли свое мнение о Трампе кардинально.

Вся «вина» Кэмбридж Аналитики заключается не в успешном анализе предпочтений, а в возможном незаконном способе получения персональных данных. Это обычное уголовное преступление, которое должно быть расследовано, а виновные при наличии вины наказаны.

Более того, политизация работы британцев возможна, но тогда надо получить объективные данные о том, что именно благодаря совершенным британским алгоритмам успешная рекламная компания Трампа за гонорар в $15 млн поменяла сознание большей части американцев. Предтавьте, что ваш мозг может быть досканально изучен за $0,3, или что-то около 20 рублей. Цифра получена простым делением $15 млн на количество незаконно полученных персональных данных - 50 млн профилей.

А если это будет доказано, то тогда надо полносотью запретить сбор первичных данных пользователей, чтобы подобное никогда не повторилось, так как других способов защиты информации пока не существует. Проще говоря, надо запретить все социальные сети во всём мире. И надо запретить только потому, что есть подозрения, что аналитики, которые по долгу службы работают с массивами данных, задёшево помогли выбрать неудобного президента США.

В любом случае, акции Facebook подешевели в понедельник на 6,8% и еще на 5,5% во вторник. Капитализация компании за два дня сократилась на $60 млрд.