Что такое налоговый мониторинг?

В представленном материале будут рассмотрены положения Налогового кодекса Российской Федерации, связанные с особенностями осуществления налогового контроля в форме налогового мониторинга (раздел V.2).

Налоговый мониторинг представляет собой способ расширенного информационного взаимодействия, при котором организация предоставляет налоговому органу доступ в режиме реального времени к данным бухгалтерского и налогового учета, что, в свою очередь, освобождает организацию от проведения камеральных и выездных налоговых проверок и сохраняет за налоговым органом возможность проверки полноты и своевременности исчисления (уплаты) налогов и сборов. Это следует из письма ФНС России от 17.12.2014 N ЕД-4-2/26194.
Исходя из пункта 1 статьи 105.26 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), предметом налогового мониторинга являются правильность исчисления (удержания), полнота и своевременность уплаты (перечисления) налогов, сборов, страховых взносов, обязанность по уплате (перечислению) которых возложена на организацию.
Предметом налогового мониторинга в отношении участника консолидированной группы налогоплательщиков также является правильность определения полученных им доходов и осуществленных расходов для целей исчисления и уплаты налога на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков.
При этом не является предметом налогового мониторинга в отношении ответственного участника консолидированной группы налогоплательщиков правильность определения другими участниками консолидированной группы налогоплательщиков полученных доходов и осуществленных расходов для целей исчисления и уплаты налога на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков.
Налоговый мониторинг проводится налоговым органом на основании решения о проведении налогового мониторинга.
По общему правилу, если иное не установлено пунктом 3 статьи 105.26 НК РФ, организация вправе обратиться в налоговый орган с заявлением о проведении налогового мониторинга при одновременном соблюдении следующих условий:
- совокупная сумма налога на добавленную стоимость, акцизов, налога на прибыль организаций и налога на добычу полезных ископаемых, подлежащих уплате в бюджетную систему Российской Федерации за календарный год, предшествующий году, в котором представляется заявление о проведении налогового мониторинга, без учета налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, составляет не менее 300 миллионов рублей.
В данном случае при определении совокупной суммы налогов учитываются налоги, обязанность по уплате которых возложена на организацию как на налогоплательщика и налогового агента.
Для организации, являющейся участником консолидированной группы налогоплательщиков, в совокупную сумму налогов включается сумма налога на прибыль организаций, определяемая на основе полученных ею доходов и осуществленных ею расходов, учитываемых при формировании консолидированной налоговой базы;
- суммарный объем полученных доходов по данным годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности организации за календарный год, предшествующий году, в котором представляется заявление о проведении налогового мониторинга, составляет не менее 3 миллиардов рублей;
- совокупная стоимость активов по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности организации на 31 декабря календарного года, предшествующего году, в котором представляется заявление о проведении налогового мониторинга, составляет не менее 3 миллиардов рублей.
Отметим, что согласно пункту 3 статьи 105.26 НК РФ для организаций, в отношении которых налоговый мониторинг уже проводится, сделано исключение. Так, для принятия налоговым органом в порядке, предусмотренном пунктом 4 или пунктом 7 статьи 105.27 НК РФ, решения о проведении мониторинга в отношении этих организаций выполнение указанных условий необязательно.
Периодом, за который проводится налоговый мониторинг, является календарный год. При этом срок проведения налогового мониторинга начинается с 1 января года указанного периода и оканчивается 1 октября года, следующего за указанным периодом.

Для справки. Приказом ФНС России от 07.05.2015 N ММВ-7-15/184@ утверждены формы документов, используемых при проведении налогового мониторинга, и требований к ним, а также требования к регламенту информационного взаимодействия и требования к составлению мотивированного мнения налогового органа.

В регламенте информационного взаимодействия отражаются:
- порядок представления налоговому органу документов (информации), связанных с исчислением (удержанием), уплатой (перечислением) налогов, сборов, страховых взносов в электронной форме, и (или) доступ к информационным системам организации, в которых содержатся указанные документы (информация);
- порядок ознакомления налогового органа с подлинниками документов (в случае необходимости);
- порядок отражения организацией в регистрах бухгалтерского и налогового учета доходов и расходов, объектов налогообложения и налоговой базы, сведения о регистрах бухгалтерского учета, об аналитических регистрах налогового учета;
- информация о системе внутреннего контроля организации за совершаемыми фактами хозяйственной жизни и правильностью исчисления (удержания), полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) налогов, сборов, страховых взносов.
Если в представленном регламенте информация будет отражена не полностью, налоговый орган не позднее одного месяца со дня получения заявления о проведении налогового мониторинга сообщает об этом организации с требованием представить в течение 10 дней необходимые пояснения (дополнительные документы, информацию) и (или) внести соответствующие изменения (дополнения) в регламент информационного взаимодействия.
Исходя из пункта 7 статьи 105.26 НК РФ, под системой внутреннего контроля понимается совокупность организационной структуры, методик и процедур, утвержденных организацией:
- для упорядоченного и эффективного ведения финансово-хозяйственной деятельности (в том числе достижения финансовых и операционных показателей, сохранности активов);
- для выявления, исправления и предотвращения ошибок и искажения информации при исчислении (удержании) налогов, сборов, страховых взносов, полноты и своевременности их уплаты (перечисления);
- для своевременной подготовки бухгалтерской (финансовой), налоговой и иной отчетности организации.
Система внутреннего контроля должна соответствовать требованиям к организации системы внутреннего контроля, установленным федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Согласно статье 105.27 НК РФ заявление о проведении налогового мониторинга представляется организацией, в отношении которой не проводится налоговый мониторинг, в налоговый орган по месту нахождения данной организации не позднее 1 июля года, предшествующего периоду, за который проводится налоговый мониторинг.
Организация, отнесенная к категории крупнейших налогоплательщиков, представляет заявление о проведении налогового мониторинга в налоговый орган по месту ее учета в качестве крупнейшего налогоплательщика.
Форма данного заявления утверждена Приказом ФНС России от 07.05.2015 N ММВ-7-15/184@.
Отметим, что вопрос о подаче организациями, в отношении которых проводится налоговый мониторинг, заявления о проведении налогового мониторинга на следующий налоговый период был рассмотрен в письме ФНС России от 04.07.2016 N ЕД-4-15/11937@. В документе сказано, что в соответствии с пунктом 1.1 статьи 105.27 НК РФ в ходе проведения налогового мониторинга организация вправе представить заявление о проведении налогового мониторинга за следующий период не позднее 1 сентября последнего периода проведения налогового мониторинга, в отношении которого налоговым органом может быть принято решение в соответствии с пунктом 7 статьи 105.27 НК РФ.
Согласно пункту 7 статьи 105.27 НК РФ в течение двух периодов, следующих за периодом проведения налогового мониторинга на основании решения, принятого в соответствии с пунктом 4 статьи 105.27 НК РФ, налоговый мониторинг проводится на основании решения налогового органа, принятого в отношении каждого из указанных периодов. Такое решение принимается налоговым органом в случае, если организация до 1 декабря года, предшествующего следующему периоду проведения налогового мониторинга, не обратилась с заявлением об отказе в проведении налогового мониторинга.
Из вышеизложенного следует, что у организации, в отношении которой проводится налоговый мониторинг, право представления заявления о проведении налогового мониторинга за следующий период возникает в последнем периоде проведения налогового мониторинга.
Последний период проведения налогового мониторинга истекает по окончании двух периодов, следующих за периодом проведения налогового мониторинга на основании решения, принятого в соответствии с пунктом 4 статьи 105.27 НК РФ.
В результате если организация (в отношении которой проводится налоговый мониторинг), изъявившая желание продолжить проведение налогового мониторинга в течение последующих двух периодов, не обратилась с заявлением об отказе в проведении налогового мониторинга, то у такой организации не возникает обязанности представлять заявление о проведении налогового мониторинга за указанные периоды.
Помимо заявления, согласно пункту 2 статьи 105.27 НК РФ организации следует также представить:
- регламент информационного взаимодействия;
- информацию об организациях, о физических лицах, которые прямо и (или) косвенно участвуют в организации, представляющей заявление о проведении налогового мониторинга, и при этом доля такого участия составляет более 25 процентов;
- учетную политику для целей налогообложения организации, действующую в календарном году, в котором представлено заявление о проведении налогового мониторинга;
- внутренние документы, регламентирующие систему внутреннего контроля организации.
Организация, представившая заявление о проведении налогового мониторинга, до принятия налоговым органом решения о проведении налогового мониторинга или решения об отказе в проведении налогового мониторинга может отозвать его на основании письменного заявления.
В случае отзыва заявления о проведении налогового мониторинга такое заявление не считается поданным.


По результатам рассмотрения заявления и прилагаемых к нему документов налоговый орган принимает одно из следующих решений: о проведении налогового мониторинга или об отказе в его проведении.
Формы указанных решений утверждены Приказом ФНС России N ММВ-7-15/184@ и содержатся соответственно в Приложениях N 6 и N 7.
Решение об отказе в проведении налогового мониторинга должно быть мотивированным.
Основанием для принятия решения об отказе в проведении налогового мониторинга являются:
- непредставление или представление не в полном объеме организацией соответствующих документов (информации);
- несоблюдение организацией условий, предусмотренных статьей 105.26 НК РФ;
- несоответствие регламента информационного взаимодействия установленным форме и требованиям к регламенту информационного взаимодействия;
- несоответствие применяемой организацией системы внутреннего контроля установленным требованиям к организации системы внутреннего контроля.
Решение о проведении налогового мониторинга (решение об отказе в проведении налогового мониторинга) направляется организации в течение пяти дней со дня его принятия.
Статья 105.28 НК РФ регламентирует порядок досрочного прекращения налогового мониторинга.
Это возможно в следующих случаях:
- неисполнение организацией регламента информационного взаимодействия, которое стало препятствием для проведения налогового мониторинга;
- выявление налоговым органом факта представления организацией недостоверной информации в ходе проведения налогового мониторинга;
- систематическое (два раза и более) непредставление налоговому органу в ходе проведения налогового мониторинга документов (информации), пояснений (статья 105.29 НК РФ).
Налоговый орган уведомляет в письменной форме организацию о досрочном прекращении налогового мониторинга в течение десяти дней со дня установления какого-либо из указанных обстоятельств.
В силу статьи 105.29 НК РФ налоговый мониторинг проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями по месту нахождения налогового органа.
При проведении налогового мониторинга налоговый орган вправе истребовать у организации необходимые документы (информацию), пояснения, связанные с правильностью исчисления (удержания), полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) налогов и сборов, а также привлекать эксперта и специалиста.
Истребуемые документы (информация), пояснения могут быть представлены в налоговый орган лично или через представителя, направлены по почте заказным письмом или переданы в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи.
Представление документов на бумажном носителе производится в виде заверенных организацией копий. Не допускается требование нотариального удостоверения копий документов, представляемых в налоговый орган (должностному лицу), если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
В случае если истребуемые у организации документы составлены в электронной форме по установленным федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, форматам, организация вправе направить их в налоговый орган в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи.

Для справки. Порядок направления требования о представлении документов (информации) и порядок представления документов (информации) по требованию налогового органа в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи утверждены Приказом ФНС России от 17.02.2011 N ММВ-7-2/168@.

В ходе проведения налогового мониторинга налоговый орган не вправе истребовать у организации документы, ранее представленные в налоговый орган в виде заверенных организацией копий.
Мотивированное мнение налогового органа отражает позицию налогового органа по вопросам правильности исчисления (удержания), полноты и своевременности уплаты (перечисления) налогов и сборов. Оно направляется организации при проведении налогового мониторинга, а подписывается руководителем (заместителем руководителя) налогового органа.
Форма и требования к составлению мотивированного мнения утверждены Приказом ФНС России N ММВ-7-15/184@ и содержатся соответственно в Приложениях N 4 и N 5.
Налоговый орган составляет мотивированное мнение по собственной инициативе или по запросу организации.
Мотивированное мнение по запросу организации должно быть направлено этой организации налоговым органом, получившим запрос, в течение одного месяца со дня получения указанного запроса.
Срок направления мотивированного мнения по запросу организации может быть продлен налоговым органом на один месяц для истребования у этой организации или у иных лиц документов (информации), необходимых для подготовки мотивированного мнения.
В случае несогласия с мотивированным мнением организация в течение одного месяца со дня его получения представляет разногласия в налоговый орган, которым составлено это мотивированное мнение.
Статья 105.31 НК РФ регламентирует особенности проведения взаимосогласительной процедуры.
Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, после получения разногласий и материалов, представленных налоговым органом, инициирует проведение взаимосогласительной процедуры.
Взаимосогласительная процедура проводится руководителем (заместителем руководителя) федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, в течение одного месяца со дня получения разногласий и материалов, представленных налоговым органом, с участием налогового органа, которым составлено мотивированное мнение, и организации (ее представителя), которая представила разногласия.
По результатам взаимосогласительной процедуры федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, уведомляет организацию об изменении мотивированного мнения либо оставлении мотивированного мнения без изменения.
Уведомление об изменении мотивированного мнения либо оставлении мотивированного мнения без изменения подписывается руководителем (заместителем руководителя) федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Оно вручается или направляется организации в течение трех дней со дня его составления.
Организация в течение одного месяца со дня получения уведомления об изменении мотивированного мнения либо оставлении мотивированного мнения без изменения уведомляет налоговый орган, которым составлено мотивированное мнение, о согласии (несогласии) с мотивированным мнением с приложением документов, подтверждающих выполнение указанного мотивированного мнения (при их наличии).

Задать вопрос или заказать пособие можно тут

С уважением к вашему бизнесу,

Сушонкова Елена

Уже в продаже электронное методическое пособие "Все об уточненной налоговой декларации" автора Сушонковой Елены

Узнай, как правильно исправить ошибки в налоговых декларациях

Уже в продаже электронное методическое пособие "Все о счетах-фактурах" автора Сушонковой Елены

Узнай, как правильно исчислить налог на добавленную стоимость без ошибок в счетах-фактурах

Подписывайтесь на нас:

ВК Facebook Дзен Одноклассники Telegram Teletype

Список всех публикаций блога вы найдёте на главной странице канала

Материал подготовлен с использованием системы КонсультантПлюс

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ

КАК ОБЖАЛОВАТЬ РЕШЕНИЕ НАЛОГОВОГО ОРГАНА ПО НАЛОГОВОЙ ПРОВЕРКЕ?

КАКОВ ПОРЯДОК ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ДОКУМЕНТОВ, ИСТРЕБУЕМЫХ НАЛОГОВЫМ ОРГАНОМ?

Осуществление мероприятий налогового контроля и рассмотрение материалов налоговой проверки