Гарантии и компенсации работникам, привлекаемым к исполнению государственных или общественных обязанностей

Основные гарантии и компенсации работникам, привлекаемым к исполнению государственных или общественных обязанностей, установлены ст. 170 ТК РФ.

Ни Трудовой кодекс РФ, ни иные законодательные акты не дают четкого определения понятия подобной обязанности.

В общем виде можно сказать, что государственной или общественной обязанностью является обязанность, возлагаемая на граждан государством, по временному выполнению функций, направленных на обеспечение основных государственных и (или) общественных интересов.

Согласно ст. 170 ТК РФ работодатель обязан освобождать работника от работы с сохранением за ним места работы (должности) на время исполнения им государственных или общественных обязанностей в случаях, если в соответствии с Трудовым кодексом РФ и иными федеральными законами эти обязанности должны исполняться в рабочее время. Государственный орган или общественное объединение, которые привлекли работника к исполнению государственных или общественных обязанностей, в указанных случаях выплачивают работнику за время исполнения этих обязанностей компенсацию в размере, определенном Трудовым кодексом РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ либо решением соответствующего общественного объединения.

Условиями подобного освобождения от работы являются:

- необходимость исполнения государственных или общественных обязанностей именно в рабочее время;

- привлечение работников к исполнению государственных или общественных обязанностей в рабочее время предусмотрено Трудовым кодексом РФ или иными федеральными законами (это весьма важная деталь: нормативное регулирование иного уровня (акты государственных органов, акты органов власти субъектов РФ) в данном случае не может возложить на работодателя указанную обязанность).

Если работник находится в период привлечения к исполнению государственных или общественных обязанностей в ежегодном оплачиваемом отпуске, отпуск согласно ст. 124 ТК РФ должен быть продлен или перенесен на другой срок, определяемый работодателем с учетом пожеланий работника.

Статья 170 ТК РФ не предусматривает обязанности работодателя сохранить за работником на этот период его заработок, возлагая обеспечение работника денежным вознаграждением на соответствующие государственные органы или общественные объединения, привлекающие работников к исполнению государственных или общественных обязанностей, однако в некоторых случаях, установленных отдельными федеральными законами, на работодателя возлагается и эта обязанность (см., например, ст. 7 Федерального закона от 30.05.2001 N 70-ФЗ "Об арбитражных заседателях арбитражных судов субъектов Российской Федерации").

Рассмотрим круг субъектов, на которых может распространяться данная гарантия.

Во-первых, гарантии и компенсации, предусмотренные ст. 170 ТК РФ, предоставляются гражданам в связи с организацией и проведением выборов, референдумов, реализацией гражданами активного избирательного права.

Члену комиссии с правом решающего голоса может производиться дополнительная оплата труда (вознаграждение) за работу в комиссии по подготовке и проведению выборов, референдума. За членом комиссии с правом решающего голоса, освобожденным на основании представления комиссии от основной работы на период подготовки и проведения выборов, референдума, сохраняется основное место работы (должность), и ему выплачивается компенсация за период, в течение которого он был освобожден от основной работы. Размеры и порядок выплаты компенсации и дополнительной оплаты труда (вознаграждения) устанавливаются комиссией, организующей соответствующие выборы, референдум, за счет и в пределах бюджетных средств, выделенных на проведение этих выборов, референдума.

Член комиссии с правом решающего голоса до окончания срока своих полномочий, член комиссии с правом совещательного голоса в период избирательной кампании, кампании референдума не могут быть уволены с работы по инициативе работодателя или без их согласия переведены на другую работу (ст. 29 Закона об основных гарантиях избирательных прав).

С учетом того что избирательная комиссия формируется на различные сроки, в том числе весьма длительные, вопрос о "неприкосновенности" для работодателя работников, входящих в указанные комиссии, был предметом рассмотрения Конституционного Суда РФ, указавшего следующее.

Конституция РФ закрепляет в качестве одной из основ конституционного строя РФ свободу экономической деятельности (ст. 8), которая предопределяет содержание права каждого на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (ч. 1 ст. 34). Реализация указанных конституционных прав предполагает наделение работодателя рядом правомочий, позволяющих ему в целях эффективного осуществления экономической деятельности и рационального управления имуществом самостоятельно и под свою ответственность принимать необходимые кадровые решения (подбор, расстановку и увольнение персонала), в том числе увольнять работника, виновного в неисполнении или ненадлежащем исполнении обязанностей по трудовому договору, что является законным основанием для расторжения трудового договора по инициативе работодателя.

Осуществляя правовое регулирование трудовых отношений с участием лиц, выполняющих публично значимые функции в качестве членов избирательных комиссий, законодатель, руководствуясь необходимостью достижения целей, связанных с обеспечением реализации гражданами конституционного права избирать и быть избранными в органы государственной власти и местного самоуправления, вправе устанавливать определенные ограничения в осуществлении работодателями их прав и экономических свобод, что само по себе не может рассматриваться как нарушение норм Конституции РФ. В то же время, соблюдая баланс конституционных прав, свобод и законных интересов обеих сторон трудового договора, являющийся условием гармонизации трудовых отношений в Российской Федерации как социальном правовом государстве, законодатель обязан соблюдать принцип соразмерности вводимых им ограничений конституционно значимым целям и не допускать искажения существа прав работодателя как стороны соответствующего трудового правоотношения.

По буквальному смыслу положения п. 19 ст. 29 Закона об основных гарантиях избирательных прав исключается возможность увольнения по инициативе работодателя любого лица, являющегося членом избирательной комиссии с правом решающего голоса, в течение всего срока его полномочий (равно как и увольнения лица, исполняющего с правом совещательного голоса полномочия члена избирательной комиссии в период избирательной кампании), причем по любому из предусмотренных ст. 81 ТК РФ оснований, включая грубое нарушение своих трудовых обязанностей заместителем руководителя организации. Соответственно, и судебная практика исходит из того, что для признания увольнения работника незаконным достаточно лишь подтвердить его членство в избирательной комиссии с правом решающего либо совещательного голоса, не давая оценки обстоятельствам совершенного им правонарушения.

Таким образом, действующее законодательство и практика его применения придают запрету на увольнение по инициативе работодателя лиц, осуществляющих полномочия членов избирательных комиссий, абсолютный характер, что, по сути, означает освобождение таких работников от ответственности в виде увольнения за грубое нарушение трудовых обязанностей и необходимость продолжения с ними трудовых правоотношений даже в случае причинения работодателю значительного материального ущерба.

Между тем, как следует из правовой позиции Конституционного Суда РФ, выраженной в Постановлении от 20.02.1996 N 5-П, гарантии, предоставляемые членам избирательных комиссий, в том числе в трудовых правоотношениях, не являются их личной привилегией, имеют публично-правовой характер, призваны служить публичным интересам, обеспечивая их повышенную охрану законом именно в силу осуществляемых ими публично значимых полномочий, ограждая их в соответствующий период от необоснованных преследований и способствуя беспрепятственной деятельности избирательных комиссий, их самостоятельности и независимости.

Выступая лишь способом обеспечения исполнения публично значимых функций, запрет на увольнение работника - члена избирательной комиссии по инициативе работодателя не должен трактоваться как исключающий любую возможность его увольнения за грубое нарушение трудовых обязанностей, в том числе когда оно не имеет отношения к исполнению полномочий члена избирательной комиссии. Иное понимание сути запрета на увольнение работника - члена избирательной комиссии как гарантии его независимости, обеспечиваемой в публично значимых целях, создает возможность злоупотребления правом, предоставляет данному лицу необоснованные по сравнению с другими работниками преимущества, нарушает баланс частных и публичных интересов, искажает существо принципа свободы труда и в силу этого противоречит предписаниям ст. ст. 8, 19, ч. 1 ст. 34, ч. 2 ст. 35, ч. 1 ст. 37 и ч. 3 ст. 55 Конституции РФ.

Вопрос о том, являлось ли увольнение способом оказания давления, преследования либо наказания лица в связи с исполнением им полномочий члена избирательной комиссии, в каждом конкретном случае разрешается судом в ходе рассмотрения иска этого лица о восстановлении на работе.

См.: Определение Конституционного Суда РФ от 16.01.2007 N 160-О-П.

Гарантии и компенсации предоставляются также гражданам в связи с их выдвижением в кандидаты в выборный орган, на выборную государственную или муниципальную должность. Так, работодатель, представитель нанимателя, командир воинской части, администрация образовательной организации, в которых работает, служит, проходит альтернативную гражданскую службу, военные сборы, учится зарегистрированный кандидат, со дня регистрации кандидата до дня официального опубликования результатов выборов обязаны по заявлению, рапорту зарегистрированного кандидата освободить его от работы, службы, военных сборов, учебных занятий в любой день и на любое время в течение этого срока.

Во время проведения выборов зарегистрированный кандидат не может быть по инициативе работодателя, представителя нанимателя, администрации образовательной организации уволен с работы, со службы, отчислен из образовательной организации или без его согласия переведен на другую работу, в том числе на работу в другую местность, а также направлен в командировку, призван на военную службу, на военные сборы или направлен на альтернативную гражданскую службу.

Время участия зарегистрированного кандидата в выборах засчитывается в общий трудовой стаж по той специальности, по которой он работал до регистрации в качестве кандидата (ст. 41 Закона об основных гарантиях избирательных прав).

При Центральной избирательной комиссии РФ, избирательных комиссиях субъектов РФ, а в случаях, предусмотренных законом, и при иных комиссиях создаются контрольно-ревизионные службы с привлечением руководителей и специалистов из государственных и иных органов и учреждений, включая Банк России, публичное акционерное общество "Сбербанк России", территориальные учреждения Банка России в субъектах РФ. Указанные органы и учреждения по запросу соответствующей избирательной комиссии не позднее чем через один месяц со дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов, официального опубликования решения о назначении референдума обязаны откомандировать специалистов в распоряжение комиссий. При этом в распоряжение Центральной избирательной комиссии РФ, избирательной комиссии субъекта РФ специалисты откомандировываются на срок не менее пяти месяцев, а в распоряжение иной комиссии - на срок не менее двух месяцев.

На срок работы в контрольно-ревизионных службах специалисты, указанные в п. 2 ст. 60 Закона об основных гарантиях избирательных прав, освобождаются от основной работы, за ними сохраняются место работы, установленные должностные оклады и иные выплаты по основному месту работы, им также может выплачиваться вознаграждение за счет средств, выделенных на подготовку и проведение выборов и референдумов (п. 3 ст. 60 Закона об основных гарантиях избирательных прав).

Отказ работодателя предоставить предусмотренный законом отпуск зарегистрированному кандидату, доверенному лицу зарегистрированного кандидата, избирательного объединения для проведения агитационной и иной предусмотренной законом деятельности, способствующей избранию зарегистрированного кандидата, списка кандидатов, а равно отказ работодателя освободить от работы в установленном законом порядке члена избирательной комиссии, комиссии референдума для участия в подготовке и проведении выборов, референдума влечет наложение административного штрафа в размере от 1500 до 2 тыс. руб. (ст. 5.7 КоАП РФ).

Во-вторых, ряд гарантий и компенсаций установлен для граждан, привлекаемых к осуществлению правосудия, в гражданском, уголовном, арбитражном и административном судопроизводстве.

Так, Федеральным законом от 20.08.2004 N 113-ФЗ "О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации" предусмотрены компенсации гражданам, привлекаемым к осуществлению правосудия в качестве присяжных заседателей. Согласно ст. 11 указанного Закона за время исполнения присяжным заседателем обязанностей по осуществлению правосудия соответствующий суд выплачивает ему за счет средств федерального бюджета компенсационное вознаграждение в размере одной второй части должностного оклада судьи этого суда пропорционально числу дней участия присяжного заседателя в осуществлении правосудия, но не менее среднего заработка присяжного заседателя по месту его основной работы за такой период.

Присяжному заседателю возмещаются судом командировочные расходы, а также транспортные расходы на проезд к месту нахождения суда и обратно в порядке и размере, установленных законодательством для судей данного суда. За присяжным заседателем на время исполнения им обязанностей по осуществлению правосудия по основному месту работы сохраняются гарантии и компенсации, предусмотренные трудовым законодательством. Увольнение присяжного заседателя или его перевод на другую работу по инициативе работодателя в этот период не допускаются. Время исполнения присяжным заседателем обязанностей по осуществлению правосудия учитывается при исчислении всех видов трудового стажа.

Кодексом РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность за воспрепятствование явке в суд присяжного заседателя. Согласно ст. 17.5 КоАП РФ воспрепятствование работодателем или лицом, его представляющим, явке в суд присяжного заседателя для участия в судебном разбирательстве влечет наложение административного штрафа в размере от 500 до 1 тыс. руб.

Гарантии также установлены для свидетелей, экспертов, специалистов и переводчиков, которые были вызваны соответствующим должностным лицом в суд для выполнения предусмотренных Гражданским процессуальным кодексом РФ или Уголовно-процессуальным кодексом РФ обязанностей.

Так, лицо, вызванное в качестве свидетеля, обязано явиться в суд в назначенное время и дать правдивые показания. Свидетель может быть допрошен судом в месте своего пребывания, если он вследствие болезни, старости, инвалидности или других уважительных причин не в состоянии явиться по вызову суда.

Свидетель имеет право на возмещение расходов, связанных с вызовом в суд, и на получение денежной компенсации в связи с потерей времени (ст. 70 ГПК РФ). Свидетелям, экспертам, специалистам и переводчикам возмещаются понесенные ими в связи с явкой в суд расходы на проезд, расходы на наем жилого помещения и дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства (суточные).

Работающим гражданам, вызываемым в суд в качестве свидетелей, выплачивается денежная компенсация исходя из фактических затрат времени на исполнение обязанностей свидетеля и их среднего заработка. Неработающим гражданам, вызываемым в суд в качестве свидетелей, выплачивается денежная компенсация исходя из фактических затрат времени на исполнение обязанностей свидетеля и установленного федеральным законом МРОТ.

Эксперты, специалисты и переводчики получают вознаграждение за выполненную ими по поручению суда работу, если эта работа не входит в круг их служебных обязанностей в качестве работников государственного учреждения. Размер вознаграждения экспертам, специалистам определяется судом по согласованию со сторонами и по соглашению с экспертами, специалистами (ст. 95 ГПК РФ).

Отсутствие работника на работе в связи с явкой в суд по вызову суда является уважительной причиной отсутствия на работе, что лишает работодателя права привлекать работника к дисциплинарной ответственности.

Как следует из материалов гражданского дела по иску о восстановлении на работе, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула, возмещении морального вреда, И. допрашивалась 28 марта 2012 г. в качестве свидетеля по ходатайству представителя истца.

3 апреля 2012 г. в суде участниками заседания заявлено ходатайство о дополнительном допросе И. Суд определил удовлетворить данное ходатайство и допросить ее в присутствии представителя ответчика, после чего судебное заседание было отложено на другой день.

При таких обстоятельствах судебная коллегия считает, что пребывание И. в качестве свидетеля в суде 3 апреля 2012 г. было вызвано необходимостью, продиктованной обстоятельствами рассматриваемого дела, а судом предпринимались действия по ее вызову.

Следовательно, издание приказов о наложении в отношении И. дисциплинарного взыскания в виде выговора, а также о лишении стимулирующих выплат было необоснованным. С учетом этого решение суда подлежит отмене с принятием нового решения об удовлетворении исковых требований.

См.: Апелляционное определение Верховного суда Республики Тыва от 05.03.2013 N 33-120/2013.

Круг участников судопроизводства, имеющих право на получение гарантий и компенсаций в соответствии со ст. 170 ТК РФ, является закрытым. Так, Гражданский процессуальный кодекс РФ не предусматривает в числе лиц, которые обязаны явиться по вызову суда и за которыми сохраняется рабочее место, представителей сторон. Соответственно, граждане, являющиеся представителями в гражданском процессе, обязаны согласовать свое отсутствие на рабочем месте с работодателем, в противном случае их отсутствие не может быть расценено как отсутствие по уважительной причине.

Удовлетворяя исковые требования о восстановлении М. на работе, суд первой инстанции, ссылаясь на ст. 170 ТК РФ, исходил из того, что причина ее отсутствия на работе является уважительной, так как наличие повестки о вызове в суд в качестве представителя Н. по гражданскому делу не может быть отнесено к прогулу.

Судебная коллегия, проверяя решение суда в апелляционном порядке, обоснованно не согласилась с данным выводом суда первой инстанции, основанном на неверном применении норм материального права. В силу ст. 170 ТК РФ работодатель обязан освобождать работника с сохранением за ним места работы (должности) на время исполнения им государственных или общественных обязанностей в случаях, если в соответствии с данным Кодексом и иными федеральными законами эти обязанности должны исполняться в рабочее время.

Таким образом, судебной коллегией правомерно указано на то, что приведенная норма закона не может быть применена для разрешения этого спора, поскольку, участвуя в судебном заседании в качестве представителя, М. государственных или общественных обязанностей, о которых идет речь в ст. 170 ТК РФ, не исполняла, отсутствовала на рабочем месте без соответствующего разрешения работодателя более четырех часов, что было установлено в ходе судебного разбирательства.

См.: Определение Московского городского суда от 21.02.2013 N 4г/5-1276/13.

Явка свидетеля, специалиста, эксперта, переводчика, понятого по вызову дознавателя, следователя или суда является обязанностью указанных граждан. Согласно ст. 131 УПК РФ к процессуальным издержкам отнесены, в частности:

- суммы, выплачиваемые потерпевшему, свидетелю, их законным представителям, эксперту, специалисту, переводчику, понятым, а также адвокату, участвующему в уголовном деле по назначению дознавателя, следователя или суда, на покрытие расходов, связанных с явкой к месту производства процессуальных действий и проживанием (расходы на проезд, наем жилого помещения и дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства (суточные));

- суммы, выплачиваемые работающим и имеющим постоянную заработную плату потерпевшему, свидетелю, их законным представителям, понятым в возмещение недополученной ими заработной платы за время, затраченное ими в связи с вызовом в орган дознания, к следователю, прокурору или в суд;

- вознаграждение, выплачиваемое эксперту, переводчику, специалисту за исполнение ими своих обязанностей в ходе уголовного судопроизводства, за исключением случаев, когда эти обязанности исполнялись ими в порядке служебного задания.

Вышеуказанные суммы выплачиваются по постановлению дознавателя, следователя, прокурора или судьи либо по определению суда.

Суд первой инстанции, устанавливая уважительность причины отсутствия истицы на работе 2 октября 2012 г., правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела.

Несмотря на то что суд первой инстанции уважительность причин рассматривал с учетом применения ст. 170 ТК РФ, судебная коллегия не усматривает оснований для иной оценки установленной совокупности конкретных обстоятельств и мотивов отсутствия работника на работе.

Судебная коллегия соглашается с тем, что истица должна была прибыть в прокуратуру и в суд по официальному вызову, хотя бы это касалось защиты ее личных прав. Возможность посещения данных государственных органов в нерабочее время не установлена. Также суд первой инстанции правомерно учел удаленность нахождения рабочего места истицы от зоны движения общественного транспорта общего назначения, что очевидно влияет на возможность ее прибытия на работу. В апелляционной жалобе ответчиком не приводится доводов, опровергающих целесообразность данного мотива как невиновного поведения работника.

См.: Определение Пермского краевого суда от 12.08.2013 N 33-7452.

Правительством РФ установлены порядок и размеры возмещения процессуальных издержек, связанных с производством по уголовному делу, издержек в связи с рассмотрением гражданского дела, административного дела, а также расходов в связи с выполнением требований Конституционного Суда РФ. Так, п. п. 32, 34 Положения о возмещении процессуальных издержек, связанных с производством по уголовному делу, издержек в связи с рассмотрением гражданского дела, административного дела, а также расходов в связи с выполнением требований Конституционного Суда Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 01.12.2012 N 1240, установлено следующее.

Выплата денежных сумм работающим и имеющим постоянную заработную плату потерпевшему, свидетелю, их законным представителям и понятым в возмещение недополученной ими заработной платы (денежного содержания (денежного довольствия)) за время, затраченное ими в связи с вызовом в орган дознания, к следователю, прокурору или в суд по уголовному делу, производится в порядке, предусмотренном п. п. 25 - 29 данного Положения, при представлении справки, содержащей сведения о среднем дневном заработке указанных лиц, выданной работодателем (справки с места службы о размере месячного денежного содержания государственных гражданских служащих, месячного денежного довольствия военнослужащих и приравненных к ним лиц, выплачиваемых в соответствии с законодательством РФ), а также копии трудовой книжки.

Выплата указанных сумм производится исходя из фактических затрат времени на исполнение обязанностей указанными лицами, их среднего дневного заработка, исчисляемого в порядке, установленном ст. 139 ТК РФ, размера месячного денежного содержания, а в случаях с военнослужащими и приравненными к ним лицами - исходя из фактических затрат времени на исполнение обязанностей указанными лицами и размера месячного денежного довольствия.

При этом неполный рабочий день, затраченный лицом в связи с производством по уголовному делу, засчитывается за один рабочий день (восемь часов).

Возмещение денежных сумм, причитающихся переводчику и свидетелям, участвующим в рассмотрении гражданского дела, производится на основании судебного постановления, вынесенного по письменному заявлению указанных лиц или их представителей, с приложением соответствующих документов после выполнения переводчиком и свидетелями своих обязанностей.

Возмещение переводчику и свидетелям понесенных ими в связи с явкой в суд расходов на проезд, на наем жилого помещения, а также дополнительных расходов, связанных с проживанием вне места постоянного жительства (суточных), производится с учетом требований и на основании документов, указанных в п. п. 2 - 18 названного Положения.

Выплата работающим гражданам, вызываемым в суд в качестве свидетелей по гражданскому делу или по административному делу, денежной компенсации производится при представлении справки, содержащей сведения о среднем дневном заработке указанных лиц, выданной работодателем (справки с места службы о размере месячного денежного содержания государственных гражданских служащих (месячного денежного довольствия военнослужащих и приравненных к ним лиц), выплачиваемого в соответствии с законодательством РФ), а также копии трудовой книжки, заверенных в установленном законодательством РФ порядке.

Выплата указанных сумм производится исходя из фактических затрат времени на исполнение обязанностей указанными лицами и их среднего дневного заработка, исчисляемого в порядке, установленном ст. 139 ТК РФ, размера месячного денежного содержания, а в случаях с военнослужащими и приравненными к ним лицами - исходя из фактических затрат времени на исполнение обязанностей указанными лицами и размера месячного денежного довольствия.

При этом неполный рабочий день, затраченный лицом в связи с производством по гражданскому делу, засчитывается за один рабочий день (восемь часов).

За работающими гражданами, вызываемыми в арбитражный суд в качестве свидетелей, сохраняется средний заработок по месту их работы за время отсутствия в связи с их явкой в суд. Свидетели, не состоящие в трудовых отношениях, за отвлечение их от обычных занятий получают компенсацию с учетом фактически затраченного времени исходя из установленного федеральным законом МРОТ (ст. 107 АПК РФ).

В арбитражных судах граждане также могут привлекаться к исполнению обязанностей арбитражных заседателей. Арбитражными заседателями арбитражных судов субъектов РФ являются граждане РФ, наделенные в порядке, установленном Федеральным законом "Об арбитражных заседателях арбитражных судов субъектов Российской Федерации", полномочиями по осуществлению правосудия при рассмотрении арбитражными судами субъектов РФ в первой инстанции подведомственных им дел, возникающих из гражданских правоотношений.

В соответствии со ст. 1 этого Закона арбитражные заседатели привлекаются к рассмотрению дел по ходатайству стороны, разрешаемому в порядке, установленном Арбитражным процессуальным кодексом РФ. Указанное ходатайство может быть заявлено до начала рассмотрения дела по существу.

Арбитражному заседателю пропорционально количеству рабочих дней, в течение которых он участвовал в осуществлении правосудия, соответствующим арбитражным судом субъекта РФ за счет средств федерального бюджета выплачивается компенсационное вознаграждение в размере одной четвертой части должностного оклада судьи данного арбитражного суда, но не менее пятикратного МРОТ, установленного законодательством РФ.

Арбитражному заседателю возмещаются командировочные расходы в порядке и размере, которые установлены для судей при командировании в пределах Российской Федерации (ст. 6 указанного Закона).

Кроме этого, за арбитражным заседателем в период осуществления им правосудия сохраняются средний заработок по основному месту работы, а также гарантии и льготы, предусмотренные законодательством РФ (п. 3 ст. 7 рассматриваемого Закона).

Участники процесса об административном правонарушении также имеют право на предоставление им гарантий и компенсаций, предусмотренных ст. 170 ТК РФ.

Согласно ст. 25.14 КоАП РФ потерпевшему, его законным представителям, свидетелю, специалисту, эксперту, переводчику и понятому возмещаются в установленном Правительством РФ порядке расходы, понесенные ими в связи с явкой в суд, орган, к должностному лицу, в производстве которых находится дело об административном правонарушении.

Труд специалиста, эксперта и переводчика оплачивается в порядке, установленном Правительством РФ.

Положением о возмещении расходов лиц в связи с их явкой по вызову в суд, орган, к должностному лицу, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, а также об оплате их труда, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 04.03.2003 N 140, установлено, что потерпевший, свидетель, специалист, эксперт, переводчик и понятой, привлекаемые для участия в осуществлении процессуальных действий по делам об административных правонарушениях, имеют право на возмещение понесенных ими расходов в связи с их явкой по вызову в суд, орган, к должностному лицу, в производстве которых находится дело об административном правонарушении. Указанные расходы включают в себя расходы на проезд, расходы по найму жилого помещения и суточные.

Специалисты, эксперты и переводчики получают денежное вознаграждение за работу, выполненную ими по поручению суда, органа, должностного лица (за исключением случаев, когда эта работа входит в круг их служебных обязанностей либо когда она выполняется ими в качестве служебного задания), по нормам оплаты, установленным Минтрудом России.

В-третьих, работа, выполняемая в рамках осуществления функций налоговых органов, также обеспечивается рядом гарантий и компенсаций со стороны государства.

Согласно ст. 131 НК РФ свидетелям, переводчикам, специалистам, экспертам и понятым возмещаются понесенные ими в связи с явкой в налоговый орган расходы на проезд, на наем жилого помещения и дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства (суточные).

Переводчики, специалисты и эксперты получают вознаграждение за работу, выполненную ими по поручению налогового органа, если эта работа не входит в круг их служебных обязанностей.

За работниками, вызываемыми в налоговый орган в качестве свидетелей, сохраняется за время их отсутствия на работе в связи с явкой в налоговый орган заработная плата по основному месту работы.

Суммы, причитающиеся свидетелям, переводчикам, специалистам, экспертам и понятым, выплачиваются налоговым органом по выполнении ими своих обязанностей.

Согласно Положению о порядке выплаты и размерах сумм, подлежащих выплате свидетелям, переводчикам, специалистам, экспертам и понятым, привлекаемым для участия в производстве действий по осуществлению налогового контроля, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 16.03.1999 N 298, переводчики, специалисты и эксперты получают денежное вознаграждение за работу, выполненную ими по поручению налогового органа, если эта работа не входит в круг их служебных обязанностей, по нормам оплаты, утвержденным Минтрудом России по согласованию с Минфином России.

За лицами, вызываемыми в налоговый орган в качестве свидетелей, за время их отсутствия в связи с этим на работе сохраняются место работы (должность) и средний заработок по основному месту работы.

В-четвертых, ряд гарантий и компенсаций установлен в связи с исполнением гражданами воинской обязанности и связанных с военной службой мероприятий Федеральным законом от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе".

Так, гражданам, участвующим в мероприятиях по обеспечению исполнения воинской обязанности, поступления на военную службу по контракту или поступления в мобилизационный людской резерв, за время участия в указанных мероприятиях по месту их постоянной работы выплачивается средний заработок, им возмещаются расходы, связанные с наймом (поднаймом) жилья и оплатой проезда в другую местность и обратно, а также командировочные расходы.

Граждане на время медицинского освидетельствования, медицинского обследования или лечения для решения вопросов о постановке их на воинский учет, об обязательной подготовке к военной службе, о призыве или добровольном поступлении на военную службу, поступлении в мобилизационный людской резерв, призыве на военные сборы, а также на время исполнения ими других обязанностей, связанных с воинским учетом, обязательной подготовкой к военной службе, призывом или добровольным поступлением на военную службу, поступлением в мобилизационный людской резерв и призывом на военные сборы, освобождаются от работы или учебы с сохранением за ними места постоянной работы или учебы и выплатой среднего заработка или стипендии по месту постоянной работы или учебы, им возмещаются расходы, связанные с наймом (поднаймом) жилья и оплатой проезда от места жительства (работы, учебы) и обратно, а также командировочные расходы.

Граждане на время прохождения военных сборов освобождаются от работы или учебы с сохранением за ними места постоянной работы или учебы и выплатой среднего заработка или стипендии по месту постоянной работы или учебы.

Гражданам, проходящим военные сборы, и гражданам, пребывающим в мобилизационном людском резерве, предоставляются также иные денежные выплаты, устанавливаемые федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ.

Правила компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", утверждены Постановлением Правительства РФ от 01.12.2004 N 704.

В-пятых, член Общественной палаты РФ на время участия в работе пленарного заседания Общественной палаты РФ, совета Общественной палаты РФ, комиссий и рабочих групп Общественной палаты РФ, а также на время осуществления полномочий освобождается работодателем от выполнения трудовых обязанностей по основному месту работы с сохранением за ним места работы (должности).

Члену Общественной палаты РФ возмещаются расходы, связанные с осуществлением им полномочий члена Общественной палаты РФ, а также выплачивается компенсация в размере, определенном законом, иным нормативным правовым актом, за счет средств федерального бюджета (ст. 13 Федерального закона от 04.04.2005 N 32-ФЗ "Об Общественной палате Российской Федерации").

Порядок возмещения расходов и выплаты компенсаций членам Общественной палаты РФ установлен Постановлением Правительства РФ от 04.12.2007 N 839 "О возмещении расходов и выплате компенсации членам Общественной палаты Российской Федерации, связанных с осуществлением ими соответствующих полномочий".

В-шестых, добровольные пожарные по месту работы или учебы освобождаются от работы или учебы без сохранения заработной платы (для работающих граждан), но с сохранением за ними места работы или учебы, должности на время участия в тушении пожаров или несения ими службы (дежурства) в расположении добровольной пожарной команды или добровольной пожарной дружины либо прохождения ими профессионального обучения, если их участие в тушении пожаров или несении службы (дежурства) либо профессиональное обучение осуществляется в рабочее или учебное время с согласия руководителя организации по месту работы или учебы добровольного пожарного.

Физическое лицо приобретает статус добровольного пожарного с момента обязательной регистрации этого лица в реестре добровольных пожарных.

Добровольные пожарные команды и добровольные пожарные дружины, которые привлекли добровольных пожарных в рабочее или учебное время к участию в тушении пожаров или несению службы (дежурства) либо прохождению профессионального обучения, выплачивают за счет средств, предусмотренных на содержание подразделения добровольной пожарной охраны, добровольным пожарным за время отсутствия по месту работы или учебы компенсацию в размере и порядке, которые определены соответствующими общественными объединениями пожарной охраны (ст. ст. 13, 18 Федерального закона от 06.05.2011 N 100-ФЗ "О добровольной пожарной охране").

С уважением к вашему бизнесу,

Сушонкова Елена

ПОСЕТИТЕ НАШ ИНТЕРНЕТ-МАГАЗИН

Уже в продаже электронное методическое пособие "Все об уточненной налоговой декларации" автора Сушонковой Елены

Узнай, как правильно исправить ошибки в налоговых декларациях

Уже в продаже электронное методическое пособие "Все о счетах-фактурах" автора Сушонковой Елены

Узнай, как правильно исчислить налог на добавленную стоимость без ошибок в счетах-фактурах

Подписывайтесь на нас:

ВК Facebook Дзен Одноклассники Telegram Teletype

Список всех публикаций блога вы найдёте на главной странице канала

Материал подготовлен с использованием системы КонсультантПлюс

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ

Выговор работнику за оскорбление руководства через мессенджер в нерабочее время - незаконен

Новые требования по охране труда на автотранспорте

10 видео Кадровый учет

Как принять на работу вынужденного переселенца?

Можно ли привлечь работодателя к ответственности за выплату зарплаты ниже прожиточного минимума

10 видео зарплата и кадры

Как уволить руководителя организации при ее ликвидации?

В КАКИХ СЛУЧАЯХ ПРАВОМЕРНО УВОЛЬНЕНИЕ НЕТРЕЗВОГО РАБОТНИКА?

Какие выгодные для ИП условия включить в трудовые договоры с работниками

ВПРАВЕ ЛИ РАБОТОДАТЕЛЬ ШТРАФОВАТЬ РАБОТНИКА?

Можно ли оформить срочный трудовой договор, если работник будет работать дистанционно и по совместительству?

КАК ПРАВИЛЬНО УВОЛИТЬСЯ ПО СОБСТВЕННОМУ ЖЕЛАНИЮ?

Установлен ли для коммерческой организации верхний предел выходного пособия при увольнении по соглашению сторон?

ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ РАБОТОДАТЕЛЬ НЕ ПРИНИМАЕТ ЗАЯВЛЕНИЕ ОБ УВОЛЬНЕНИИ?

Индексация зарплаты: кому и насколько поднять оклады, чтобы не придрался трудинспектор

Изменить штатное расписание не значит изменить организационные условия труда

Как установить требования к внешнему виду работников, работающих с детьми (дресс-код)?

Каким днем уволить работника, если последний рабочий день, указанный в заявлении, совпадает с его выходным днем?

КАКИЕ УСЛОВИЯ ОПАСНО ВКЛЮЧАТЬ В ТРУДОВОЙ ДОГОВОР - СУДЕБНЫЙ ОБЗОР

ВПРАВЕ ЛИ РАБОТОДАТЕЛЬ ПРИВЛЕЧЬ К РАБОТЕ В ВЫХОДНЫЕ И ПРАЗДНИЧНЫЕ ДНИ?

КАКОВ ПОРЯДОК УВОЛЬНЕНИЯ В СВЯЗИ С СОКРАЩЕНИЕМ ШТАТА?

Какие основания увольнения по инициативе работодателя будут уважительными, а какие - неуважительными?

Можно ли в трудовом договоре установить режим рабочего времени путем отсылки к коллективному договору?

ВПРАВЕ ЛИ РАБОТОДАТЕЛЬ ИСПОЛЬЗОВАТЬ ПОЛИГРАФ?

Допустимо ли инициировать процедуру сокращения штата в период проведения процедуры по изменению условий трудовых договоров?

Кто и когда имеет право уйти в отпуск?

Что такое персональные данные работника?

Об ограничениях при заключении трудового договора с главным бухгалтером

Что такое обязательные медицинские осмотры?