Иностранные граждане и страховые взносы

Работодатели, как вы знаете, являются плательщиками страховых взносов, и на них возложена обязанность по исчислению и уплате страховых взносов с выплат и иных вознаграждений, начисленных в пользу физических лиц.

Физическими лицами, на выплаты и иные вознаграждения которых начисляются страховые взносы, признаются граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства. О страховых взносах, начисляемых на выплаты иностранным гражданам с 01.01.2017, мы расскажем в этой статье.

Иностранные граждане и страховые взносы

Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации определяет Федеральный закон от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 115-ФЗ).

Иностранный гражданин - физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства (статья 2 Закона N 115-ФЗ).

Всех иностранных граждан, находящихся на территории Российской Федерации, согласно статьям 5, 6 и 8 Закона N 115-ФЗ можно разделить на три категории:

- временно пребывающие в Российской Федерации - лица, прибывшие в Российскую Федерацию на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, и получившие миграционную карту, но не имеющие вида на жительство или разрешения на временное проживание;

- временно проживающие в Российской Федерации - лица, получившие разрешение на временное проживание;

- постоянно проживающие в Российской Федерации - лица, получившие вид на жительство.

На сегодняшний день вопросы исчисления и уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование, а также представления отчетности по ним регулируются главой 34 "Страховые взносы" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), введенной в действие с 01.01.2017 Федеральным законом от 03.07.2016 N 243-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование".

Итак, поговорим о страховых взносах, начисляемых на выплаты иностранным гражданам начиная с 01.01.2017.

Объект обложения страховыми взносами и база для их начисления

Итак, плательщиками страховых взносов являются страхователи, к которым, в частности, относятся организации, индивидуальные предприниматели, осуществляющие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам (статья 419 НК РФ). Причем страхователями они признаются:

- по обязательному пенсионному страхованию (далее ОПС) - на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 6 Закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании" (далее - Закон N 167-ФЗ);

- по обязательному медицинскому страхованию (далее - ОМС) - на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 11 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Закона N 326-ФЗ);

- по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (далее - ВНиМ) - на основании пункта 1 статьи 2.1 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Закон N 255-ФЗ).

Как вы знаете, объектом обложения страховыми взносами для плательщиков - работодателей признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые ими в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования (пункт 1 статьи 420 НК РФ):

- в рамках трудовых отношений и по гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг;

- по договорам авторского заказа, в пользу авторов произведений;

- по договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе вознаграждения, начисляемые организациями по управлению правами на коллективной основе в пользу авторов произведений по договорам, заключенным с пользователями (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, не производящим выплаты и иные вознаграждения физическим лицам).

Между тем НК РФ определены выплаты и иные вознаграждения, не признаваемые объектом обложения страховыми взносами (пункты 4 - 7 статьи 420 НК РФ), а также суммы, не подлежащие обложению страховыми взносами (статья 422 НК РФ).

Для лиц, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, на основании пункта 5 статьи 420 НК РФ не признаются объектом обложения выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, являющихся иностранными гражданами или лицами без гражданства, по трудовым договорам, заключенным с российской организацией для работы в ее обособленном подразделении, расположенном за пределами территории Российской Федерации. Помимо этого, не признаются объектом налогообложения и выплаты и иные вознаграждения, начисленные в пользу физических лиц, являющихся иностранными гражданами или лицами без гражданства, в связи с осуществлением ими деятельности за пределами территории Российской Федерации в рамках заключенных гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг.

Например, не подлежат обложению страховыми взносами суммы вознаграждений, производимых в пользу работников - иностранных граждан, осуществляющих трудовую деятельность по удаленному доступу за пределами Российской Федерации, о чем сказано в Письме ФНС России от 03.02.2017 N БС-4-11/1951@.

Из Письма Минфина России от 20.01.2017 N 03-15-06/2335 следует, что не облагаются страховыми взносами выплаты и иные вознаграждения, исчисленные российской организацией в пользу гражданина Республики Беларусь, выполняющего по договору подряда работы по перевозке грузов с территории Республики Беларусь и обратно с проездом по территориям других государств, в том числе по территории Российской Федерации.

Об отсутствии оснований для обложения страховыми взносами выплат иностранным гражданам, работающим за пределами Российской Федерации, говорится и в Письмах Минтруда России от 05.11.2015 N 17-3/В-534, от 28.08.2015 N 17-3/В-439, от 07.08.2015 N 17-3/В-410.

Аналогичное мнение высказано и в Информационном Письме ФСС РФ от 14.03.2016 N 02-09-05/06-06-4615 "О направлении обзора ответов на вопросы по применению положений Федеральных законов от 24.07.2009 N 212-ФЗ и от 24.07.1998 N 125-ФЗ".

Не начисляются страховые взносы на выплаты и иные вознаграждения по трудовым договорам и гражданско-правовым договорам, в том числе по договорам авторского заказа, если эти выплаты осуществляются в пользу иностранных граждан, временно пребывающих на территории Российской Федерации (подпункт 15 пункта 1 статьи 422 НК РФ). Исключением являются суммы выплат и иных вознаграждений в пользу вышеуказанных лиц, признаваемых застрахованными лицами в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования. Так, в частности, пунктом 1 статьи 7 Закона N 167-ФЗ установлено, что застрахованными лицами являются иностранные граждане или лица без гражданства (за исключением высококвалифицированных специалистов), временно пребывающие на территории Российской Федерации.

Таким образом, если работник - иностранный гражданин, являющийся постоянно или временно проживающим на территории Российской Федерации, осуществляет трудовую деятельность в рамках трудовых договоров, то суммы выплат и иных вознаграждений, производимых в его пользу, подлежат обложению страховыми взносами на ОПС и страховыми взносами на случай ВНиМ (за исключением страховых взносов на ОМС для высококвалифицированных специалистов в соответствии с Законом N 115-ФЗ) в общеустановленном законодательством Российской Федерации порядке, что следует из Письма Минтруда России от 09.02.2016 N 17-3/В-48.

Иностранные граждане, являющиеся высококвалифицированными специалистами в соответствии с Законом N 115-ФЗ, временно пребывающие на территории Российской Федерации и работающие по трудовым договорам, не подлежат обязательному пенсионному страхованию, обязательному социальному страхованию на случай ВНиМ и обязательному медицинскому страхованию в Российской Федерации. На это указано в пункте 1 статьи 7 Закона N 167-ФЗ, пункте 1 статьи 2 Закона N 255-ФЗ и статье 10 Закона N 326-ФЗ.

Вопрос о начислении страховых взносов на выплаты гражданам стран ЕАЭС - высококвалифицированным специалистам, временно пребывающим в Российской Федерации, рассмотрен в Письме Минтруда России от 18.11.2015 N 17-3/В-560.

В Письме специалисты Минтруда России напомнили, что 01.01.2015 вступил в силу Договоро Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014 (далее - Договор), участниками которого являются Российская Федерация, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Республика Армения (с 02.01.2015) и Кыргызская Республика (с 12.08.2015).

Исходя из положений пункта 3 статьи 98 указанного Договора социальное обеспечение (социальное страхование) (кроме пенсионного) трудящихся государств-членов и членов семей осуществляется на тех же условиях и в том же порядке, что и граждан государства трудоустройства.

При этом согласно пункту 5 статьи 96 Договора к социальному обеспечению (социальному страхованию), в частности, относятся обязательное социальное страхование на случай ВНиМ и ОМС.

Данным Договором не предусмотрены какие-либо исключения в отношении обязательного социального страхования, в том числе обязательного медицинского страхования, для лиц, являющихся высококвалифицированными специалистами в соответствии с Законом N 115-ФЗ.

Таким образом, с 01.01.2015 граждане Республики Беларусь, Республики Казахстан, с 02.01.2015 - граждане Республики Армения и с 12.08.2015 - граждане Кыргызской Республики, работающие по трудовым договорам на территории Российской Федерации, независимо от своего статуса, в том числе высококвалифицированные специалисты, имеют право на получение всех видов пособий по обязательному социальному страхования на случай ВНиМ (пособие по временной нетрудоспособности, пособие по беременности и родам, единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, единовременное пособие при рождении ребенка, ежемесячное пособие по уходу за ребенком, социальное пособие на погребение) и право на медицинскую помощь и, соответственно, работодатели должны уплачивать с выплат в их пользу страховые взносы на социальное страхование и ОМС в тех же размерах, что и с выплат гражданам Российской Федерации.

В отношении уплаты страховых взносов на ОПС Минтруд России обращает внимание, что в соответствии с пунктом 3 статьи 98 Договора пенсионное обеспечение трудящихся государств - членов Евразийского экономического союза и членов семьи регулируется законодательством государства постоянного проживания, а также в соответствии с отдельным международным договором между государствами-членами.

Принимая во внимание, что Договор не содержит специальных положений, определяющих условия обязательного пенсионного страхования трудящихся государств-членов, а также учитывая, что отдельный договор по пенсионному страхованию и обеспечению не принят, в части вопросов пенсионного страхования применяется законодательство страны трудоустройства.

Таким образом, учитывая, что в соответствии с положениями статьи 7 Закона N 167-ФЗ временно пребывающие на территории Российской Федерации иностранные граждане, являющиеся высококвалифицированными специалистами в соответствии с Законом N 115-ФЗ, не являются застрахованными лицами в системе обязательного пенсионного страхования, с выплат в пользу таких лиц, в том числе граждан Республики Беларусь, Республики Казахстан, Республики Армения и Кыргызской Республики, временно пребывающих и работающих по трудовым договорам на территории Российской Федерации, страховые взносы на ОПС не уплачиваются.

Вопрос о начислении страховых взносов на ОМС на выплаты лицам, которым предоставлено временное убежище в России, рассмотрен в Письме Минтруда России от 17.02.2016 N 17-3/ООГ-229. В Письме сказано, что в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 1 Федерального закона от 19.02.1993 N 4528-1 "О беженцах" (далее - Закон N 4528-1) временное убежище - это возможность иностранного гражданина или лица без гражданства временно пребывать на территории Российской Федерации.

Так, в соответствии со статьей 10 Закона N 326-ФЗ застрахованными лицами являются, в частности, работающие по трудовому договору граждане Российской Федерации, постоянно или временно проживающие в Российской Федерации иностранные граждане, лица без гражданства (за исключением высококвалифицированных специалистов и членов их семей, а также иностранных граждан, осуществляющих в Российской Федерации трудовую деятельность в соответствии со статьей 13.5 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации"), а также лица, имеющие право на медицинскую помощь в соответствии с Законом N 4528-1.

Пунктом 13 Порядка предоставления временного убежища на территории Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.04.2001 N 274, изданным во исполнение Закона N 4528-1, определено, что на лицо, которому предоставлено временное убежище, распространяются права и обязанности, установленные статьей 6 Закона N 4528-1, в том числе право на медицинскую помощь.

Таким образом, лица, которым предоставлено временное убежище на территории Российской Федерации, являются застрахованными лицами в системе ОМС в Российской Федерации и, соответственно, выплаты и иные вознаграждения, производимые в пользу вышеуказанных лиц, подлежат обложению страховыми взносами на ОМС.

База для исчисления страховых взносов

База для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов - работодателей определяется по истечении каждого календарного месяца как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных пунктом 1 статьи 420 НК РФ, начисленных отдельно в отношении каждого физического лица с начала расчетного периода нарастающим итогом, за исключением сумм, указанных в статье 422 НК РФ.

Для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, устанавливаются предельная величина базы для исчисления страховых взносов на ОПС и предельная величина базы для исчисления страховых взносов на ВНиМ. С сумм выплат и иных вознаграждений в пользу физического лица, превышающих установленную на соответствующий расчетный период предельную величину базы для исчисления страховых взносов, определяемую нарастающим итогом с начала расчетного периода, страховые взносы не взимаются, если иное не установлено главой 34 НК РФ (пункт 3 статьи 421 НК РФ).

Предельная величина базы для исчисления страховых взносов согласно ПостановлениюПравительства Российской Федерации от 29.11.2016 N 1255 "О предельной величине базы для исчисления страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и на обязательное пенсионное страхование с 1 января 2017 г.":

- на обязательное социальное страхование на случай ВНиМ и в связи с материнством подлежит индексации с 01.01.2017 в 1,051 раза с учетом роста средней заработной платы в Российской Федерации и составляет в отношении каждого физического лица сумму, не превышающую 755 000 рублей нарастающим итогом с 01.01.2017;

- на ОПС с учетом размера средней заработной платы в Российской Федерации на 2017 год, увеличенного в 12 раз, и применяемого к нему повышающего коэффициента, установленного пунктом 5 статьи 421 НК РФ на 2017 год в размере 1,9, составляет в отношении каждого физического лица сумму, не превышающую 876 000 рублей нарастающим итогом с 01.01.2017.

Размер предельной величины базы для исчисления страховых взносов округляется до полных тысяч рублей, при этом сумма 500 руб. и более округляется до полной тысячи рублей, а сумма менее 500 руб. отбрасывается (пункт 6 статьи 421 НК РФ).

Для плательщиков страховых взносов - работодателей на период 2017 - 2021 годов предельная величина базы для исчисления страховых взносов на ОПС устанавливается с учетом определенного на соответствующий год размера средней заработной платы в Российской Федерации, увеличенного в 12 раз, и следующих применяемых к нему повышающих коэффициентов на соответствующий календарный год:

в 2017 году - 1,9;

в 2018 году - 2,0;

в 2019 году - 2,1;

в 2020 году - 2,2;

в 2021 году - 2,3.

Указанная норма не применяется при исчислении страховых взносов по дополнительным тарифам на обязательное пенсионное страхование, установленным статьей 428 НК РФ, и страховых взносов на дополнительное социальное обеспечение членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, а также отдельных категорий работников организаций угольной промышленности, установленных статьей 429 НК РФ.

Установленная предельная величина базы для исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование с 2022 года подлежит ежегодной индексации с 1 января соответствующего года с учетом роста средней заработной платы в Российской Федерации.

Тарифы страховых взносов, которые должны применяться плательщиками, производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, определены статьей 425 НК РФ.

Тарифы для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам (за исключением плательщиков, для которых установлены пониженные тарифы страховых взносов), которые должны применяться в 2017 - 2019 годах, приведены в статье 426 НК РФ:

1) на ОПС:

- 22% в пределах установленной предельной величины базы для начисления страховых взносов на ОПС;

- 10% свыше установленной предельной величины базы для начисления страховых взносов на ОПС.

2) на случай ВНиМ - 2,9% в пределах установленной предельной величины базы для начисления страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай ВНиМ.

1,8% - на обязательное социальное страхование на случай ВНиМ в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих в Российской Федерации (за исключением высококвалифицированных специалистов в соответствии с Законом N 115-ФЗ) в пределах установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов по данному виду страхования;

3) на ОМС - 5,1%.

Страхователи в отношении лиц из числа иностранных граждан, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, исчисляют страховые взносы по тарифу, установленному Законом N 167-ФЗ для граждан Российской Федерации на финансирование страховой пенсии и накопительной пенсии, в зависимости от года рождения указанных лиц (пункт 1 статьи 22.1 Закона N 167-ФЗ).

Страхователи в отношении застрахованных лиц из числа иностранных граждан или лиц без гражданства, временно проживающих на территории Российской Федерации, а также иностранных граждан или лиц без гражданства (за исключением высококвалифицированных специалистов), временно пребывающих на территории Российской Федерации, уплачивают страховые взносы по тарифу, установленному Законом N 167-ФЗ для граждан Российской Федерации на финансирование страховой пенсии и накопительной пенсии, независимо от года рождения указанных застрахованных лиц (пункт 2 статьи 22.1 Закона N 167-ФЗ).

Иностранные граждане и страховые взносы

Задать вопрос или заказать пособие можно тут

С уважением к вашему бизнесу,

Сушонкова Елена

Уже в продаже электронное методическое пособие "Все об уточненной налоговой декларации" автора Сушонковой Елены

Узнай, как правильно исправить ошибки в налоговых декларациях

Уже в продаже электронное методическое пособие "Все о счетах-фактурах" автора Сушонковой Елены

Узнай, как правильно исчислить налог на добавленную стоимость без ошибок в счетах-фактурах

Подписывайтесь на нас:

ВК Facebook Дзен Одноклассники Teletype Телеграмм

Список всех публикаций блога вы найдёте на главной странице канала

Материал подготовлен с использованием системы КонсультантПлюс

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ

Какие реквизиты получателя указываются в платежном поручении на уплату страховых взносов?

Обособленные подразделения (без баланса) и страховые взносы, особенности регистрации, отчетности

Авторские и аналогичные договоры и страховые взносы