Исполнение обязанности по уплате страховых взносов, уточнение и сверка

Как вы знаете, одной из основных обязанностей плательщиков страховых взносов является своевременная и полная уплата страховых взносов на обязательное страхование. О том, как уплачиваются страховые взносы, с какого момента обязанность по их уплате считается исполненной плательщиком, а также как производится уточнение и сверка платежей, вы узнаете, прочитав эту статью.

С 01.01.2017 функции по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское, страхование переданы налоговым органам. Налоговый кодекс Российской Федерации далее - НК РФ) дополнен главой 34 "Страховые взносы", введенной в действие Федеральным законом от 03.07.2016 N 243-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" (далее - Закон N 243-ФЗ). Вместе с тем функции по администрированию страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний по-прежнему закреплены за Фондом социального страхования Российской Федерации.

Анализ главы 34 НК РФ показывает, что в сравнении с утратившим силу Федеральным законом N 212-ФЗ, который на протяжении ряда лет регулировал порядок исчисления и уплаты страховых взносов, она практически не меняет порядок расчета базы для начисления страховых взносов, размер тарифов, общие сроки уплаты страховых взносов, а также перечень необлагаемых выплат. Основные изменения коснулись форм и сроков сдачи отчетности по страховым взносам.

Организация работы по администрированию страховых взносов в связи с передачей ПФ РФ и ФСС РФ соответствующих полномочий налоговым органам разъяснена в совместном Письме ФНС России N БС-4-11/1304@, ПФР N НП-30-26/947, ФСС РФ N 02-11-10/06-308-П от 26.01.2017.

Итак, плательщики страховых взносов делятся на две категории - лиц, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, и плательщиков, не производящих таких выплат и вознаграждений (пункт 1 статьи 419 НК РФ).

К первой из названных категорий подпунктом 1 пункта 1 статьи 419 НК РФ отнесены организации, индивидуальные предприниматели, а также физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями.

Вторую категорию плательщиков представляют индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой (подпункт 2 пункта 1 статьи 419 НК РФ).

Рассматривать порядок исчисления страховых взносов мы не будем, отметим лишь, что расчетным периодом признается календарный год, отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года (статья 423 НК РФ).

Пунктом 1 статьи 431 НК РФ определено, что в течение расчетного периода по итогам каждого календарного месяца плательщики, отнесенные нами к первой категории, то есть те, кто производят выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, производят исчисление и уплату страховых взносов исходя из базы для исчисления страховых взносов с начала расчетного периода до окончания соответствующего календарного месяца и тарифов страховых взносов за вычетом сумм страховых взносов, исчисленных с начала расчетного периода по предшествующий календарный месяц включительно.

Плательщики страховых взносов, не производящие выплат и вознаграждений физическим лицам, страховые взносы уплачивают в фиксированных размерах, что предусмотрено статьей 430 НК РФ.

Плательщики, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, сумму страховых взносов, исчисленную для уплаты за календарный месяц, должны уплатить в срок не позднее 15-го числа следующего календарного месяца, причем сумма взносов, подлежащая перечислению, исчисляется в рублях и копейках (пункты 3, 5 статьи 431 НК РФ).

Сумма страховых взносов исчисляется и уплачивается отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (далее - ОПС), страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (далее - ВНиМ), страховых взносов на обязательное медицинское страхование (далее - ОМС) (пункт 6 статьи 431 НК РФ).

Организации уплачивают страховые взносы по месту своего нахождения и по месту нахождения обособленных подразделений, которые начисляют выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц (далее - обособленные подразделения) (пункт 11 статьи 431 НК РФ).

Вопрос уплаты страховых взносов организациями, имеющими обособленные подразделения, рассмотрим более подробно, для чего обратимся к Письму ФНС России от 06.03.2017 N БС-4-11/4047@.

В нем сказано, что в соответствии с положениями подпункта 7 пункта 3.4 статьи 23 НК РФ плательщики страховых взносов обязаны сообщать в налоговый орган по месту нахождения российской организации - плательщика страховых взносов о наделении обособленного подразделения (включая филиал, представительство), созданного на территории России, полномочиями (о лишении полномочий) по начислению выплат и вознаграждений в пользу физических лиц в течение одного месяца со дня наделения его соответствующими полномочиями (лишения полномочий).

При этом в соответствии с пунктом 2 статьи 5 Закона N 243-ФЗ положения подпункта 7 пункта 3.4 статьи 23 НК РФ применяются в отношении обособленных подразделений, созданных на территории Российской Федерации, которые наделяются российской организацией полномочиями по начислению выплат и вознаграждений в пользу физических лиц после дня вступления в силу Закона N 243-ФЗ, т.е. после 01.01.2017.

Вместе с тем согласно положениям пункта 1 статьи 4 Закона N 243-ФЗ на территориальные органы ПФ РФ была возложена обязанность сообщить до 01.02.2017 в налоговые органы по месту своего нахождения сведения об обособленных подразделениях российских организаций, которые были наделены полномочиями по начислению выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, по состоянию на 01.01.2017.

Таким образом, в случае если в организации, имеющей обособленные подразделения, до 01.01.2017 начисление выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, уплата страховых взносов, представление расчетов по страховым взносам осуществлялись централизованно самой организацией и данный порядок не изменился после 01.01.2017, то уплата страховых взносов и представление расчетов по страховым взносам с 01.01.2017 производятся такой организацией в налоговый орган по месту своего нахождения.

Если в организации, имеющей обособленные подразделения, до 01.01.2017 начисление выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, уплата страховых взносов, представление расчетов осуществлялись раздельно самой организацией и ее обособленными подразделениями по месту их нахождения и данный порядок также не изменился после 01.01.2017, то уплата страховых взносов и представление расчетов по страховым взносам с 01.01.2017 производятся по-прежнему раздельно, в налоговые органы по месту нахождения организации и по месту нахождения ее обособленных подразделений, наделенных организацией полномочиями по начислению выплат работникам и уплате страховых взносов.

При этом в данной ситуации обязанности по уведомлению налоговых органов о наделении обособленных подразделений полномочиями по начислению выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, установленной подпунктом 7 пункта 3.4 статьи 23НК РФ, у такой организации не возникает.

Однако если организация, имеющая обособленные подразделения, которые до 01.01.2017 исполняли обязанности организации по начислению выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, уплате страховых взносов, представлению расчетов по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды, переходит с 01.01.2017 на централизованное исчисление и уплату страховых взносов самой организацией, то у такой организации возникает обязанность по уведомлению налогового органа по месту своего нахождения и месту нахождения обособленных подразделений о лишении обособленных подразделений полномочий по начислению выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц.

Сумма взносов, подлежащая уплате по месту нахождения обособленного подразделения, определяется исходя из величины базы для исчисления страховых взносов, относящейся к этому обособленному подразделению (пункт 12 статьи 431 НК РФ).

Сумма страховых взносов, которая подлежит уплате по месту нахождения организации, в состав которой входят обособленные подразделения, определяется как разница между общей суммой страховых взносов, подлежащей уплате организацией в целом, и совокупной суммой страховых взносов, подлежащей уплате по месту нахождения обособленных подразделений (пункт 13 статьи 431 НК РФ).

При наличии у организации обособленных подразделений, расположенных за пределами территории Российской Федерации, уплата страховых взносов по таким обособленным подразделениям осуществляется организацией по месту своего нахождения, что установлено пунктом 14 статьи 431 НК РФ.

Плательщики, не производящие выплат и иных вознаграждений физическим лицам, исчисление суммы взносов, подлежащих уплате за расчетный период, производят самостоятельно в соответствии со статьей 430 НК РФ, причем суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на ОПС и страховых взносов на ОМС (пункты 1, 2 статьи 432 НК РФ).

Суммы страховых взносов за расчетный период уплачиваются плательщиками не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено статьей 432 НК РФ. Страховые взносы, исчисленные с суммы дохода плательщика, превышающей 300 000 рублей за расчетный период, уплачиваются не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим расчетным периодом.

В случае неуплаты (неполной уплаты) страховых взносов плательщиками, не производящими выплат и иных вознаграждений физическим лицам, в установленный срок налоговый орган определяет в соответствии со статьей 430 НК РФ сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчетный период такими плательщиками.

Физические лица, прекратившие деятельность в качестве главы крестьянского (фермерского) хозяйства до конца расчетного периода, обязаны не позднее 15 календарных дней с даты государственной регистрации прекращения деятельности в качестве главы крестьянского (фермерского) хозяйства представить в налоговый орган по месту учета расчет по страховым взносам за период с начала расчетного периода по дату государственной регистрации прекращения деятельности в качестве главы крестьянского (фермерского) хозяйства включительно. Сумма страховых взносов, подлежащая уплате по такому расчету, подлежит уплате в течение 15 календарных дней со дня подачи такого расчета (пункт 4 статьи 432 НК РФ).

В соответствии с пунктом 5 статьи 432 НК РФ не позднее 15 календарных дней с даты снятия с учета в налоговом органе индивидуального предпринимателя, адвоката, нотариуса, занимающегося частной практикой, арбитражного управляющего, занимающихся частной практикой оценщика, патентного поверенного, медиатора, а также снятия с учета в налоговом органе физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, в качестве плательщика страховых взносов осуществляется уплата страховых взносов перечисленными лицами в случае прекращения ими деятельности (пункт 5 статьи 432 НК РФ).

Исполнение обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов определяется в соответствии со статьей 45 части первой НК РФ, правила которой применяются также в отношении страховых взносов и распространяются на плательщиков страховых взносов с учетом положений пункта 9 статьи 45 НК РФ. Исходя из этого согласно пункту 3 статьи 45 НК РФ обязанность по уплате страховых взносов считается исполненной, если иное не предусмотрено пунктом 4 статьи 45 НК РФ, в частности:

- с момента предъявления в банк поручения на перечисление в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства денежных средств со счета налогоплательщика (со счета иного лица в случае уплаты им налога за налогоплательщика) в банке при наличии на нем достаточного денежного остатка на день платежа;

- с момента передачи физическим лицом в банк поручения на перечисление в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства без открытия счета в банке денежных средств, предоставленных банку физическим лицом, при условии их достаточности для перечисления;

- со дня внесения физическим лицом в банк, кассу местной администрации либо в организацию федеральной почтовой связи наличных денежных средств для их перечисления в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства.

Форма квитанции о приеме местной администрацией от плательщиков страховых взносов - физических лиц денежных средств в счет уплаты страховых взносов, пеней и штрафов, администрируемых территориальными органами контроля за уплатой страховых взносов, утверждена Постановлением ПФР N 368п, ФСС РФ N 268 от 12.12.2011.

Обязанность по уплате страховых взносов исполняется в валюте Российской Федерации, если иное не предусмотрено НК РФ (пункт 5 статьи 45 НК РФ).

Поручение на перечисление страховых взносов в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства заполняется в соответствии с правилами, установленными Минфином России по согласованию с ЦБ РФ.

Обязанность по уплате страховых взносов не признается исполненной, в частности, в следующих случаях, установленных пунктом 4 статьи 45 НК РФ:

- отзыва лицом, предъявившим в банк поручение на перечисление в бюджетную систему Российской Федерации денежных средств в счет уплаты налога за налогоплательщика, или возврата банком такому лицу неисполненного поручения на перечисление соответствующих денежных средств в бюджетную систему Российской Федерации;

- возврата местной администрацией либо организацией федеральной почтовой связи физическому лицу наличных денежных средств, принятых для их перечисления в бюджетную систему Российской Федерации;

- неправильного указания налогоплательщиком или иным лицом, предъявившим в банк поручение на перечисление в бюджетную систему Российской Федерации денежных средств в счет уплаты страховых взносов за налогоплательщика, в поручении на перечисление суммы взносов номера счета Федерального казначейства и наименования банка получателя, повлекшего неперечисление этой суммы в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства;

- если на день предъявления налогоплательщиком (иным лицом, предъявившим в банк поручение на перечисление в бюджетную систему Российской Федерации денежных средств в счет уплаты страховых взносов за налогоплательщика) в банк (орган Федерального казначейства, иной уполномоченный орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов) поручения на перечисление денежных средств в счет уплаты страховых взносов этот налогоплательщик (иное лицо) имеет иные неисполненные требования, которые предъявлены к его счету (лицевому счету) и в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации исполняются в первоочередном порядке, и если на этом счете (лицевом счете) нет достаточного остатка для удовлетворения всех требований.

Поручение на перечисление страховых взносов в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства заполняется в соответствии с Правилами указания информации, идентифицирующей платеж, в распоряжениях о переводе денежных средств в уплату налогов, сборов и иных платежей в бюджетную систему Российской Федерации, администрируемых налоговыми органами, установленными Приказом Минфина России от 12.11.2013 N 107н "Об утверждении Правил указания информации в реквизитах распоряжений о переводе денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему Российской Федерации" (пункт 7 статьи 45 НК РФ).

Хоть целью нашей статьи не является рассмотрение вопроса о заполнении реквизитов платежного поручения, тем не менее обращаем ваше внимание на Письмо ФНС России N БС-4-11/1304@, ПФР N НП-30-26/947, ФСС РФ N 02-11-10/06-308-П от 26.01.2017 "О разъяснении организации работы по администрированию страховых взносов в связи с передачей ПФ РФ и ФСС РФ соответствующих полномочий налоговым органам". Раздел 1.1 названного Письма посвящен оформлению платежных поручений. В нем сказано, что с 01.01.2017 уплата страховых взносов, в том числе за расчетные периоды, истекшие до указанной даты, должна производиться с использованием кодов бюджетной классификации, закрепленных за ФНС России Приказом Минфина России от 07.12.2016 N 230н "О внесении изменений в Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденные Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 1 июля 2013 г. N 65н".

Теперь несколько слов по правильному заполнению поля "101" платежного поручения. В Письме ФНС России от 03.02.2017 N ЗН-4-1/1931@ указано, что ранее налоговой службой были даны рекомендации, что юридические лица должны указывать в этом поле статус "14". Однако кредитные организации отказывали в приеме платежных поручений юридических лиц с этим статусом.

В связи с большими сроками (более полугода) доработки Банком России программного обеспечения, позволяющего принимать платежные поручения юридических лиц со статусом "14", ФНС России приняла решение об указании юридическими лицами, производящими выплаты физическим лицам, в поле "101" платежного поручения статуса "01".

При обнаружении налогоплательщиком (иным лицом, предъявившим в банк поручение на перечисление в бюджетную систему Российской Федерации денежных средств в счет уплаты страховых взносов за налогоплательщика) ошибки в оформлении поручения на перечисление взносов, не повлекшей неперечисления взносов в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства, налогоплательщик вправе подать в налоговый орган по месту своего учета заявление о допущенной ошибке с приложением документов, подтверждающих уплату указанных взносов и их перечисление в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства, с просьбой уточнить основание, тип и принадлежность платежа, налоговый период или статус плательщика (пункт 7 статьи 45 НК РФ).

Из Письма Минфина России от 19.01.2017 N 03-02-07/1/2145 следует, что код бюджетной классификации, указываемый в поручении на перечисление страховых взносов, относится к группе реквизитов, позволяющих определить принадлежность платежа.

Таким образом, при обнаружении ошибочно указанного кода бюджетной классификации в поручении на перечисление страховых взносов организация вправе обратиться в налоговый орган с заявлением об уточнении принадлежности платежа.

По предложению налогового органа или плательщика страховых взносов может быть проведена совместная сверка уплаченных плательщиком (за плательщика) сумм взносов. Результаты сверки оформляются актом, который подписывается плательщиком страховым взносов и уполномоченным должностным лицом налогового органа.

Форма акта совместной сверки расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням, штрафам, процентам утверждена Приказом ФНС России от 16.12.2016 N ММВ-7-17/685@.

Порядок проведения сверки расчетов налогоплательщика по налогам, сборам и страховым взносам на ОПС (далее - сверка расчетов налогоплательщика) и особенности его применения утверждены пунктом 3 Регламента организации работы с налогоплательщиками, плательщиками сборов, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и налоговыми агентами, утвержденного Приказом ФНС России от 09.09.2005 N САЭ-3-01/444@.

Сверка расчетов налогоплательщика проводится налоговым органом в обязательном порядке в следующих случаях:

- ежеквартально с крупнейшими налогоплательщиками;

- при процедуре снятия налогоплательщика с учета при переходе из одной налоговой инспекции в другую;

- при процедуре снятия налогоплательщика с учета при ликвидации (реорганизации) организации;

- по инициативе налогоплательщика;

- в иных случаях, установленных законодательством о налогах и сборах.

Срок проведения сверки, формирования и оформления акта сверки расчетов налогоплательщика при отсутствии расхождений данных налогового органа и налогоплательщика не должен превышать 10 рабочих дней. При выявлении расхождений данных налогового органа и налогоплательщика срок проведения сверки расчетов, формирования и оформления акта сверки расчетов налогоплательщика не должен превышать 15 рабочих дней.

В установленных сроках не учитываются дни на доставку актов сверки расчетов налогоплательщика по почте.

Срок проведения сверки расчетов с крупнейшими налогоплательщиками при необходимости может быть увеличен.

В случае отсутствия в акте сверки расхождений данных налогового органа с данными налогоплательщика на документ ставятся подписи налогоплательщика или его уполномоченного представителя и должностного лица отдела работы с налогоплательщиками. Первый экземпляр подготовленного акта сверки в течение 3 рабочих дней вручается налогоплательщику или передается в отдел финансового и общего обеспечения (общего обеспечения) для отправки по почте. Если акт сверки расчетов налогоплательщика вручается лично, то на втором экземпляре ставится дата получения и подпись налогоплательщика (его представителя).

При выявлении расхождений между данными налогоплательщика и налогового органа должностное лицо отдела работы с налогоплательщиками осуществляет сверку расчетов налогоплательщика по данным информационных ресурсов налогового органа с данными первичных документов налогоплательщика для устранения причины возникновения разногласий.

В случае, предусмотренном пунктом 7 статьи 45 НК РФ, на основании заявления налогоплательщика и акта совместной сверки расчетов по страховым взносам, если такая совместная сверка проводилась, налоговый орган принимает решение об уточнении платежа на день фактической уплаты налога в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства. При этом налоговый орган осуществляет пересчет пеней, начисленных на сумму взносов, за период со дня их фактической уплаты в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства до дня принятия налоговым органом решения об уточнении платежа.

О принятом решении об уточнении платежа налоговый орган уведомляет налогоплательщика в течение пяти дней после принятия данного решения.

Задать вопрос или заказать пособие можно тут

С уважением к вашему бизнесу,

Сушонкова Елена

Уже в продаже электронное методическое пособие "Все об уточненной налоговой декларации" автора Сушонковой Елены

Узнай, как правильно исправить ошибки в налоговых декларациях

Уже в продаже электронное методическое пособие "Все о счетах-фактурах" автора Сушонковой Елены

Узнай, как правильно исчислить налог на добавленную стоимость без ошибок в счетах-фактурах

Подписывайтесь на нас:

ВК Facebook Дзен Одноклассники Teletype Телеграмм

Список всех публикаций блога вы найдёте на главной странице канала

Материал подготовлен с использованием системы КонсультантПлюс

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ

Расчет по страховым взносам

За неуплату авансовых платежей по страховым взносам плательщик не может быть привлечен к ответственности

Тарифы страховых взносов, тариф сверх базы