КАК УЧИТЫВАЮТСЯ РАЗОВЫЕ ВЫПЛАТЫ ПРИ НАЗНАЧЕНИИ ПОСОБИЙ

13.07.2018

Некоторые работодатели, помимо выплат, предусмотренных законодательством Российской Федерации, осуществляют выплаты, носящие разовый характер и не обусловленные системой оплаты труда. О том, в каком порядке учитываются разовые выплаты при расчете среднего заработка для оплаты пособий, мы расскажем в этой статье.

Для начала напомним, что обеспечение пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячным пособием по уходу за ребенком (далее - пособия) граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также расчет этих пособий осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Закон N 255-ФЗ).

Особенности порядка исчисления пособий определены Положением, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.06.2007 N 375 "Об утверждении Положения об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Положение N 375).

Согласно пункту 1 статьи 14 Закона N 255-ФЗ, пункту 6 Положения N 375 пособия исчисляются исходя из среднего заработка работника, рассчитанного в общем случае за два календарных года, предшествующие году наступления временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком (далее - расчетный период). При этом в расчет берется в том числе заработок, полученный работником за время работы (службы, иной деятельности) у другого работодателя (других работодателей). Исключение составляют случаи, когда пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам назначаются и выплачиваются работнику на основании пункта 2 статьи 13 Закона N 255-ФЗ по всем местам работы (службы, иной деятельности) исходя из среднего заработка за время работы (службы, иной деятельности) у работодателя, назначающего и выплачивающего пособия.

В случае если в двух календарных годах, непосредственно предшествующих году наступления указанных страховых случаев, либо в одном из указанных годов работник находился в отпуске по беременности и родам и (или) в отпуске по уходу за ребенком, соответствующие календарные годы (календарный год) по заявлению работника могут быть заменены в целях расчета среднего заработка предшествующими календарными годами (календарным годом) при условии, что это приведет к увеличению размера пособия.

В пункте 2 статьи 14 Закона N 255-ФЗ, а также в пункте 2 Положения N 375 сказано, что в средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия, включаются все виды выплат и иных вознаграждений в пользу работника, на которые начислены страховые взносы в Фонд социального страхования Российской Федерации (далее - ФСС РФ).

Страховые взносы в ФСС РФ начисляются на суммы выплат и иных вознаграждений, начисленных в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений. Напомним, что трудовые отношения между работником и работодателем возникают на основании трудового договора, заключаемого в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации (далее - ТК РФ), на что указывает статья 16 ТК РФ.

При этом трудовым договором признается соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу, обеспечить условия труда, своевременно и в полном размере выплачивать заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию и соблюдать правила внутреннего распорядка, что следует из статьи 56 ТК РФ.

Заработной платой (оплатой труда работника) на основании статьи 129 ТК РФ признается:

- вознаграждение за труд (должностной оклад, тарифная ставка - в зависимости от действующей у данного работодателя системы оплаты труда);

- компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера);

- стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

Обратите внимание, что в статье 422 НК РФ перечислены суммы выплат, на которые не начисляются страховые взносы, в том числе страховые взносы, подлежащие уплате в ФСС РФ. В частности, к ним относятся:

- суммы единовременной материальной помощи, оказываемой работодателями:

физическим лицам в связи со стихийным бедствием или другим чрезвычайным обстоятельством в целях возмещения причиненного им материального ущерба или вреда их здоровью, а также физическим лицам, пострадавшим от террористических актов на территории Российской Федерации;

работнику в связи со смертью члена (членов) его семьи.

Отметим, что к членам семьи согласно статье 2 Семейного кодекса Российской Федерации относятся супруги, родители и дети (усыновители, усыновленные). Следовательно, дедушки и бабушки, а также родители супруга (супруги) не относятся к членам семьи работника. Аналогичный вывод содержится в Письме Минтруда России от 09.11.2015 N 17-3/В-538. Учитывая изложенное, суммы единовременной материальной помощи, оказываемой работодателем работнику в связи со смертью дедушки и бабушки, а также родителей супруга (супруги), подлежат обложению страховыми взносами в общеустановленном порядке, соответственно, указанные суммы включаются в средний заработок для исчисления пособия;

- работникам (родителям, усыновителям, опекунам) при рождении (усыновлении (удочерении)) ребенка, выплачиваемой в течение первого года после рождения (усыновления (удочерения)), но не более 50 000 рублей на каждого ребенка.

Здесь хотелось бы обратить внимание на Письмо Минтруда России от 27.10.2015 N 17-3/В-521, в котором сказано, что не установлено ограничение по освобождению от обложения страховыми взносами сумм упомянутой единовременной материальной помощи в связи с рождением ребенка только одному из родителей.

Таким образом, единовременная материальная помощь в размере, не превышающем 50 000 рублей, выплачиваемая организацией работнику-родителю в течение первого года после рождения ребенка, не подлежит обложению страховыми взносами в государственные внебюджетные фонды независимо от того, выплачена ли такая материальная помощь другому родителю его работодателем.

Отсюда следует, что даже если каждый из родителей в течение первого года после рождения ребенка получил единовременную материальную помощь в размере, не превышающем 50 000 рублей, то указанная сумма не учитывается при расчете среднего заработка, из которого исчисляется пособие;

- суммы материальной помощи, оказываемой работодателями своим работникам, не превышающие 4 000 рублей на одного работника за календарный год. Иначе говоря, если сумма материальной помощи, выплачиваемая работникам за календарный год, превышает 4 000 рублей, то на сумму превышения необходимо начислить страховые взносы и, соответственно, эту сумму нужно включить в средний заработок работника. Аналогичный вывод содержится в Письме ФНС России от 15.04.2010 N СН-17-5/53@ "О направлении Письма Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 05.04.2010 N 5905-17". Подтверждает данную позицию и арбитражная практика, в частности Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 25.07.2013 по делу N А32-13406/2011.

Таким образом, при расчете среднего заработка, из которого исчисляются пособия, наряду с должностным окладом (тарифной ставкой), производственными премиями и другими предусмотренными системой оплаты труда видами выплат учитываются выплаты, носящие разовый характер и не обусловленные системой оплаты труда, за исключением выплат, перечисленных в статье 422 НК РФ. При этом учет разовых выплат в расчете среднего заработка осуществляется независимо от того, предусмотрены ли данные выплаты в трудовых договорах с работниками (в коллективном договоре, соглашении, локальных нормативных актах работодателя) или нет. Именно такое мнение высказано в ПисьмеМинздравсоцразвития России от 10.03.2010 N 10-4/308103-19. Объясняют свою позицию сотрудники Минздравсоцразвития России тем, что указанные выплаты производятся в рамках трудовых отношений работников с работодателем и, значит, связаны с трудовыми договорами.

Обратите внимание! При определении среднего заработка необходимо иметь в виду, что указанный заработок учитывается за каждый календарный год в сумме, не превышающей установленную на соответствующий календарный год предельную величину базы для начисления страховых взносов в ФСС РФ (пункт 3.2 статьи 14 Закона N 255-ФЗ).

Пример. Сотрудник организации болел с 08.02.2016 по 19.02.2016, что подтверждается листком нетрудоспособности. За расчетный период (с 01.01.2014 по 31.12.2015) работнику был начислен заработок в сумме 1 270 000 рублей, из них:

в 2014 г. - 630 000 рублей;

в 2015 г. - 640 000 рублей, из которых 10 000 рублей - единовременная материальная помощь.

Рассчитаем средний заработок работника.

Согласно пункту 2 статьи 14 Закона N 255-ФЗ в средний заработок включаются все виды выплат и иных вознаграждений в пользу работника, на которые начислены страховые взносы в ФСС РФ.

Суммы материальной помощи, оказываемой работодателями своим работникам, не превышающие 4 000 рублей на одного работника за календарный год, страховыми взносами не облагаются, что вытекает из статьи 422 НК РФ, соответственно, указанные суммы не включаются в средний заработок.

Следовательно, в средний заработок включаются суммы:

за 2014 г. - 624 000 рублей;

за 2015 г. - 636 000 рублей, из которых 6 000 рублей - единовременная материальная помощь, облагаемая страховыми взносами.

Как следует из действующего законодательства, средний заработок, исходя из которого исчисляется пособие, не может превышать 624 000 рублей за 2014 год и 670 000 рублей за 2015 год.

Значит, для расчета пособия необходимо учитывать заработок в размере 1 260 000 рублей (за 2014 г. - 624 000 рублей, за 2015 г. - 636 000 рублей).

Следует отметить, что порядок учета единовременных вознаграждений (премий) при расчете средней заработной платы определен пунктом 14 Положения N 375. Согласно указанному пункту единовременное вознаграждение за выслугу лет (стаж работы), единовременные премии за особо важное задание включаются в средний заработок в размере начисленных сумм в расчетном периоде. Иными словами, единовременные вознаграждения (премии) включаются в средний заработок для расчета пособий, если начисление данных выплат было произведено в пределах расчетного периода.

Пример. Сотрудник организации заболел 08.02.2016. В расчетном периоде (с 01.01.2014 по 31.12.2015) сотруднику было начислено единовременное вознаграждение за выслугу лет (стаж работы).

Следовательно, при определении среднего заработка сотрудника данное вознаграждение должно быть учтено работодателем в полном объеме.

Задать вопрос или заказать пособие можно тут

С уважением к вашему бизнесу,

Сушонкова Елена

Уже в продаже электронное методическое пособие "Все об уточненной налоговой декларации" автора Сушонковой Елены

Узнай, как правильно исправить ошибки в налоговых декларациях

Уже в продаже электронное методическое пособие "Все о счетах-фактурах" автора Сушонковой Елены

Узнай, как правильно исчислить налог на добавленную стоимость без ошибок в счетах-фактурах

Подписывайтесь на нас:

ВК Facebook Дзен Одноклассники Teletype

Список всех публикаций блога вы найдёте на главной странице канала

Материал подготовлен с использованием системы КонсультантПлюс

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ

ИСЧИСЛЕНИЕ СРЕДНЕГО ЗАРАБОТКА ПРИ НАЗНАЧЕНИИ ПОСОБИЙ

КАК ПЕРЕДАТЬ СРЕДНИЙ ЗАРАБОТОК МЕЖДУ РАБОТОДАТЕЛЯМИ

ВЫПЛАТЫ ПРИ РАСЧЕТЕ СРЕДНЕГО ЗАРАБОТКА ПРИ НАЗНАЧЕНИИ ПОСОБИЙ