Методы учета отклонений от норм

31.07.2018

Целевое назначение нормативного метода учета - выявление и систематизация отклонений от норм и нормативов. Они могут возникнуть по большинству видов затрат материальных и топливно-энергетических ресурсов, операций по их обработке и использованию практически во всех цехах, отделах и службах предприятия. Возможных причин и виновников отклонений очень много, их перечень зависит от технологических особенностей производства продукции, потребляемых материалов и т.п.

Все разнообразие методов выявления возникающих в организации отклонений можно свести к двум основным: методу документирования и расчетному методу. По отдельным видам ресурсов и затрат эти методы конкретизируются. Так, в учете расхода сырья и материалов применяют метод сигнального документирования и документирования с помощью раскройных листков, карт партионного раскроя. Расчетный метод выявления отклонений подразделяется на методы предварительных и последующих расчетов.

Метод первичного документирования отклонений отличается простотой и универсальностью. Он позволяет выявить абсолютную величину отклонений по количеству расхода до начала или в момент совершения хозяйственных операций. В большинстве случаев он требует предварительного разрешения допуска отклонений у вышестоящего уровня управления и тем самым обеспечивает усиление контроля за использованием ресурсов. Преимущества этого метода и в более строгой определенности, адресности отклонений, в повышенном чувстве ответственности при документальном оформлении отступлений от норматива.

Расчетный метод выявления отклонений требует аналитического подхода к определению их величины и причин образования. Его преимущества - в возможностях более разнообразного применения, в том числе для выявления отклонений, которые невозможно документировать. Расчетным методом выявляют отклонения из-за отступлений от нормативной рецептуры смеси сырья, его кондиционности, из-за различного выхода продукции, изменения технологических параметров производства. В учете труда и заработной платы с помощью расчетного метода выявляют отклонения, вызванные изменением состава работающих в бригаде, квалификации работников, режима сменности и т.д.

Отклонения от нормативных смет расходов на организацию, обслуживание производства и управление можно выявить только расчетным методом. Им же определяют влияние ценового фактора на величину отклонений от норм.

Для обеспечения единого уровня норм в учете производственных затрат на 1-е число каждого месяца производится перерасчет затрат в незавершенном производстве до уровня норм, установленных на начало месяца. При снижении норм затраты в незавершенном производстве по нормам уменьшаются и сумма уменьшения этих затрат отражается как изменение норм.

Исчисление фактической себестоимости продукции производится путем прибавления к нормативной стоимости изделий или вычитания из нее выявленных в текущем учете отклонений от норм и изменений норм.

Фактическую себестоимость отдельных изделий исчисляют на основе нормативной калькуляции с применением индексов отклонений от норм и изменений норм, выявленных по статьям расходов и соответствующим продуктам или группам продуктов. Эти индексы определяют как процентное отношение величины изменений нормативов и отклонений от норм к затратам по нормам.

Основное внимание в нормативном учете уделяется выявлению отклонений от норм, т.е. допущенным удорожаниям или полученной экономии. Исчисление величины фактических затрат по итогу за месяц рассматривается как производная задача.

Рассмотрим особенности выявления и учета отклонений от норм по важнейшим статьям производственных расходов предприятия.

Учет отклонений от норм по сырью и материалам

По затратам сырья и материалов прежде всего устанавливается единая для предприятия номенклатура причин отклонений и их виновников, разрабатывается система их цифрового обозначения (коды и шифры).

Методы выявления отклонений зависят от вида используемых материалов, технологии и организации производства в том или ином цеху. Основными методами выявления отклонений являются:

- сигнальное документирование;

- учет партионного и непрерывного раскроя материала;

- предварительный расчет отклонений по фактической рецептуре запуска материалов в производство (расчетно-аналитический метод);

- инвентарный метод.

Метод сигнального документирования применяют при всех случаях вынужденной замены материалов и при отпуске сверх норм (лимитов) штучных материалов, полуфабрикатов и комплектующих изделий. В этих случаях в цеху, потребляющем материалы, выписывают специальный документ (требование, приказ на замену), имеющий особое обозначение (полосу по диагонали, другой цвет бумаги), в котором указывают причину и виновника отклонений, а в некоторых случаях приводят расчет отклонений.

Достоинство метода сигнального документирования - в простоте, универсальности, возможности применения в любых производствах. Начальники цехов, руководители предприятий, подписывая эти документы, получают соответствующую информацию и принимают меры по предотвращению перерасхода. Недостаток сигнального документирования заключается в том, что выявляется не сверхнормативный расход материала, а их сверхлимитный отпуск в производство, поэтому данный метод учета не может характеризовать использование сырья и материалов на рабочих местах.

Метод партионного и непрерывного раскроя - наиболее рациональный. При нем отклонения выявляют по каждой партии раскраиваемого материала (листового и пруткового металла, кожи, текстиля и т.п.).

Учет партионного раскроя ведется планово-диспетчерскими бюро цехов в учетных картах, открываемых на каждую партию материала. В карты записывают количество материала, поданного к рабочему месту, количество заготовок (деталей кроя), сделанных из этой партии, количество полученных отходов и неиспользованного материала. Расход материала по нормам определяется умножением количества выработанной продукции, деталей и полуфабрикатов на норму расхода (брутто). При сопоставлении количества фактически израсходованных материалов с расходом по нормам устанавливается результат использования: экономия или перерасход. Аналогичный контроль осуществляется в отношении отходов.

Учет отклонений в использовании раскраиваемых материалов ведется непосредственно в первичных документах по раскрою: раскройных листах, ведомостях, паспортах и т.п. В них указывают причины и виновников отклонений, в том числе на конкретных рабочих местах. Одновременно раскройная документация служит для оприходования полученных деталей и заготовок, для учета выработки по раскрою, для списания расхода материалов на производство.

Достоинство партионного и непрерывного раскроя - в возможности контроля за использованием материалов непосредственно на рабочих местах, в выявлении индивидуальных причин отклонений по каждой партии материалов. Недостаток данного метода - в ограниченности применения: он может использоваться только для материалов, которые подвергаются раскрою.

Метод предварительных расчетов отклонений путем сопоставления нормативной и фактической рецептуры запуска сырья и материалов применяется в производствах, где они потребляются в виде смеси (пищевой, химической промышленности, в литейном производстве, при изготовлении строительных материалов, стекла и т.п.). Здесь отклонения выявляют при отпуске сырья и материалов в производство, сравнивая по каждому компоненту смеси расход по норме и фактический. Нормативный набор компонентов можно определить путем умножения веса или объема загрузки на предусмотренный технологическим процессом коэффициент участия каждого вида, сорта, марки сырья и материалов в их общем потреблении.

Инвентарный метод выявления отклонений требует инвентаризации остатков неизрасходованных материалов или заготовок в цеховых кладовых и на рабочих местах на дату выявления отклонений. Фактический расход материалов определяют по известной формуле:

Mф = Mн + Mп - Mк, (6.3)

где Mф - фактический расход материалов; Mн - остатки материалов на начало периода; Mк - остатки материалов на конец периода, за который выявляются отклонения; Mп - поступление материалов в производство в течение периода.

Нормативный расход материалов (Mнорм) исчисляется путем умножения числа годных деталей, заготовок, готовых изделий на нормативные затраты каждого вида материалов:

Mнорм = rm x X, (6.4)

где X - число изготовленных деталей, заготовок и изделий; rm - норма расхода материалов на одну деталь, заготовку, изделие.

Из общей суммы отклонений, рассчитанных таким методом, нужно исключить нормативные затраты на окончательно забракованные детали и изделия и отклонения вследствие замены материалов. Оставшаяся сумма представляет собой величину отклонений, вызванных нерациональным использованием отпущенных в производство материалов, потерей деталей, неучтенным браком и т.п.

Достоинства инвентарного метода - в универсальности применения для любых производств и большинства материалов, недостаток - в обезличенности учета отклонений по причинам и виновникам. Кроме того, для точного исчисления материальных затрат всякий раз необходимо производить инвентаризацию остатков каждого вида материалов и полуфабрикатов на рабочих местах и в цеховых кладовых, а это - трудоемкая кропотливая работа.

Учет отклонений расходов на оплату труда

Контроль за производственными расходами на оплату труда ведется на основе информации об отклонениях. Для выявления отклонений используют те же методы, что и в учете затрат сырья и материалов: метод сигнального документирования, метод партионного и непрерывного раскроя, инвентарный и расчетный методы.

Метод документирования является наиболее распространенным при нормативном учете заработной платы. С его помощью можно определить основные виды отклонений, а также причины их возникновения и виновных. Этот метод не позволяет выявлять положительные отклонения, а именно экономию в затратах труда и заработной платы, так как оплата производится по количеству выработанной продукции и расценкам, рассчитанным исходя из норм выработки. Экономия может возникнуть лишь в результате изменения квалификационного состава работающих по сравнению с нормативом. Доплаты за сверхурочные часы, по прогрессивной сдельной оплате, доплаты вследствие разницы между разрядами работы и рабочего сигнальными документами не оформляются. Все остальные виды отклонений могут быть оформлены документально. Доплаты к действующим нормам и расценкам указываются в листках на доплату, которые выписываются отдельному рабочему или бригаде на каждый вид доплат. Оплата дополнительных и случайных операций, не предусмотренных технологическим процессом, оформляется рапортами или нарядами с отличительными знаками (например, с красной полосой по диагонали бланка наряда). В этих документах необходимо указывать причину и виновника отклонений.

Партионный учет отклонений по заработной плате имеет незначительное применение и почти не отличается от учета отклонений по материалам. Отклонения, выявленные этим методом, зависят от качества раскроя. Первичным документом по учету выработки является карта раскроя. Отклонения возникают в результате изменения числа раскроенных деталей и заготовок в данной партии сырья и материалов по сравнению с предусмотренными нормативами.

Метод, основанный на инвентаризации числа деталей, полуфабрикатов, заготовок, применяют тогда, когда отклонения нельзя оформить документально. При этом по данным инвентаризации все количество выпущенной продукции, а также остатки незавершенного производства оценивают по нормативным затратам основной заработной платы. Отклонение фактической производственной заработной платы от нормативной равно разнице между оплатой труда по нормативным ставкам и общим итогом фактически начисленной прямой производственной заработной платы.

По данным оперативного учета движения незавершенного производства можно определить отклонения по заработной плате рабочих, вызванные потерями не законченной изготовлением продукции. Для этого сопоставляется фактическое наличие полуфабрикатов и деталей по данным оприходования, инвентаризации и текущего учета. Отклонения, кроме того, могут возникнуть в результате ошибок и неточностей в текущем учете движения полуфабрикатов, приписок выработки и т.д.

Правильно организованный учет и контроль за доплатами позволяет вести эффективную борьбу с устранением причин, порождающих отклонения от установленных норм.

Учет расходов на обслуживание производства и управление

Комплексные расходы на обслуживание производства и управление включают затраты на содержание и эксплуатацию машин и оборудования, цеховые (общепроизводственные) и общезаводские (общехозяйственные) расходы предприятия. Степень их комплексности, количество самих статей могут быть различными. Это зависит главным образом от величины предприятия и соответствующих расходов на управление им, от организации их учета и контроля.

В отличие от основных затрат, связанных с производством конкретных видов продукции и зависящих от ее объема, расходы на обслуживание производства и управление принадлежат всей массе продукции и зависят главным образом от длительности учетного периода. Если основные затраты (материалы, заработная плата, энергия и т.п.) однородные, то расходы на обслуживание и управление всегда комплексные, содержащие все элементы издержек, объединенные в статьи и подстатьи. Поэтому основные затраты относятся на себестоимость изготовления конкретных изделий прямо, а расходы на обслуживание производства и управление, как правило, только после распределения пропорционально установленным базам.

Очень важно различие в зависимости прямых и косвенных затрат от объема производства и реализации продукции, их деление на постоянные и переменные расходы. Современная организация учета издержек производства требует четкого определения степени такой зависимости и отражения ее в составе статей затрат. Это позволяет в дальнейшем выполнить ряд ценных для управления оптимизационных расчетов.

Во всех случаях учет расходов на обслуживание производства и управление должен обеспечить определение их фактической величины и выявление в текущем порядке отклонений от утвержденных смет. Учет ведется по единым установленным номенклатурам статей. Ранее их состав строго регламентировался вышестоящей организацией. Сейчас предприятия имеют право самостоятельно определять номенклатуру слагаемых затрат на управление.

Расходы на содержание оборудования и общепроизводственные расходы учитывают и обобщают по каждому цеху в отдельности, общезаводские (общехозяйственные) расходы - по предприятию в целом. Информация из первичных документов, расчетов амортизации и т.п. обобщается вручную или с помощью ПЭВМ и других технических средств сначала в накопительных, затем в группировочных ведомостях или в соответствующих машинограммах. Единовременные крупные затраты на ремонт, охрану труда и т.п. обычно относятся в расходы на содержание оборудования, цеховые и общезаводские расходы в заранее исчисленных суммах, т.е. в сметно-нормализованном порядке. Излишне зарезервированные в учете суммы затрат на эти цели в конце отчетного периода сторнируют, а недостающие суммы начисляются дополнительно.

В составе расходов на обслуживание производства и управление большой удельный вес могут занимать услуги и работы других цехов и подразделений предприятия (по обеспечению теплом, водой, энергией и т.п.). Себестоимость работ и услуг, выполняемых одними цехами для других, исчисляется по фактическим цеховым затратам на производство этих услуг с включением части общецеховых расходов. Работы, выполняемые для собственного цеха, оцениваются по прямым затратам материалов и заработной платы.

Администрация предприятия должна иметь детально разработанные сметы (бюджеты) расходов на обслуживание производства и управление, по возможности ориентированные по местам затрат (группам оборудования, цеховым службам, отделам заводоуправления). Это позволяет осуществлять оперативный контроль за величиной отклонений от смет. В первую очередь необходимо следить, не допускается ли превышение численности и окладов административно-управленческого персонала, лимита или нормативов командировочных, представительских расходов, затрат на содержание легкового транспорта и управленческих офисов.

В учете затрат на управление важно не столько выявить отклонения от сметы (что можно сделать простым сопоставлением по итогу за месяц, квартал, год), сколько предотвратить их. Для этого целесообразно возложить ответственность за соблюдение смет управленческих расходов на руководителей отделов, служб и главную администрацию предприятия.

Автоматизированная обработка экономической информации помогает дальнейшему совершенствованию методологии учета и контроля за расходами на обслуживание производства и управление. Появляется возможность планировать, учитывать и анализировать эти расходы в зависимости от степени их переменности, т.е. связи с объемом производственной деятельности. Слагаемые расходов подразделяют на прогрессирующие, дегрессирующие и постоянные затраты, что позволяет более точно выявлять величину отклонений от смет, создает лучшие возможности для прогнозирования издержек и прибыли.

В частности, если нормирование расходов на обслуживание производства и управление осуществляются с учетом степени переменности затрат, появляется возможность выявить отклонения, зависящие от уровня издержек и использования производственных мощностей цеха, участка, предприятия в целом.

Рассмотрим некоторые особенности действующей практики учета и распределения отдельных видов расходов на обслуживание производства и управление.

Учет расходов на эксплуатацию машин. Эти расходы включают затраты на содержание, амортизацию и ремонт производственного и подъемно-транспортного оборудования, ценных инструментов, цехового транспорта, прочих рабочих мест. В них включаются затраты на восстановление инструментов и приспособлений общего назначения и расходы, связанные с содержанием и эксплуатацией станков, машин и другого оборудования.

Если эти расходы выделены предприятием в самостоятельную статью калькуляции, их учет целесообразно вести не только в разрезе цехов, но и по важнейшим группам машин и оборудования. Особенно это важно в поточных, автоматизированных и роботизированных производствах.

Группировка издержек осуществляется по статьям номенклатуры расходов, но может производиться и по элементам затрат. Обобщается информация об издержках, связанных с оборудованием, на дополнительно вводимом счете "Расходы на содержание и эксплуатацию машин и оборудования" в регистрах шахматной формы, где по горизонтали указаны статьи (элементы) затрат, а по вертикали - корреспондирующие с ними счета бухгалтерского управленческого учета.

Учтенная сумма расходов распределяется между продукцией, предназначенной для реализации, и услугами, оказываемыми на сторону и цехам своего предприятия. В стоимость услуг расходы на содержание оборудования относятся в пределах плановых или согласованных с потребителем ставок, умноженных на фактический объем произведенных работ. Между изделиями их распределяют пропорционально:

- сметным ставкам, рассчитанным исходя из стоимости часа работы оборудования и нормативного времени изготовления той или иной продукции;

- объему переработки сырья и материалов, весу или другому измерению готовой продукции;

- заработной плате основных производственных рабочих.

В отдельных отраслях промышленности могут использоваться другие специфические для данной отрасли базы распределения.

Учет общепроизводственных расходов. Общецеховые (общепроизводственные) расходы включают заработную плату с отчислениями цехового управленческого и обслуживающего персонала, затраты на отопление, освещение и содержание производственных помещений, затраты на ремонт основных средств цехового назначения, расходы на страхование производственного имущества, арендную плату за него и другие аналогичные по назначению расходы. Если расходы на содержание и эксплуатацию машин и оборудования не выделены в самостоятельную статью калькуляции, они также учитываются в составе общепроизводственных расходов.

Аналитический учет общецеховых расходов ведется по отдельным подразделениям предприятий (цехам, производствам, корпусам) и статьям затрат. Обобщение учетной информации осуществляется в регистрах, аналогичных используемым в учете расходов на содержание оборудования.

В составе общепроизводственных расходов есть затраты, требующие особого внимания. К ним относятся потери от простоев по вине персонала цеха, недостачи материалов в цеховых кладовых и незавершенного производства в цехах при отсутствии виновных, потери от недоиспользования деталей, узлов и технологической оснастки и т.п. Работники учета вместе с администрацией цеха, мастерами и бригадирами должны принимать необходимые меры по недопущению таких потерь, а если они имели место - к выяснению причин и виновников, к возмещению понесенных предприятием убытков.

Учтенная сумма общепроизводственных расходов распределяется между готовой продукцией и услугами, оказанными на сторону, а затем между видами изделий аналогично тому, как распределяют расходы по содержанию и эксплуатации машин и оборудования. Однако, если расходы на эксплуатацию оборудования относятся на работы, полуфабрикаты и продукцию в данном цехе или производстве, общецеховые расходы чаще всего обобщаются по предприятию в целом и затем подлежат распределению.

Различна и методика распределения этих расходов. На сторонние работы и услуги, в том числе оказанные цехам своего предприятия, они списываются в виде заранее определенной плановой ставки на единицу объема работ и услуг. Между видами основной продукции в разных отраслях промышленности их распределяют пропорционально:

- величине прямых затрат;

- заработной плате производственных рабочих;

- стоимости обработки сырья и материалов.

Учет общехозяйственных расходов. Общехозяйственные расходы включают затраты на управление предприятием, фирмой в целом. Это расходы на содержание и оплату труда высшей администрации и работников отделов заводоуправления с отчислениями в фонды социального назначения, затраты на командировки и подъемные при перемещении сотрудников, на служебные разъезды, конторские, типографские расходы, на оплату услуг связи, амортизацию, арендная плата, затраты на содержание и ремонт зданий, сооружений, инвентаря общезаводского назначения, расходы на организованный набор рабочей силы и подготовку кадров, на охрану предприятия, налоги, сборы и отчисления, включаемые в себестоимость, представительские расходы, на оплату консультаций, аудиторских, информационных услуг и аналогичные им расходы.

Учитывают общехозяйственные расходы в целом по предприятию на одноименном собирательно-распределительном счете. Для обеспечения лучшего контроля за уровнем и рациональностью затрат на управление их целесообразно учитывать в разрезе функциональных отделов и служб. Особое внимание обращается на непроизводительные расходы: недостачи и потери от порчи материалов и продукции при хранении на заводских складах, потери от простоев по общезаводским и внешним причинам (в размере невзысканной части), потери по ошибочно засланным грузам, оплату судебных издержек и арбитражных сборов, другие непроизводительные расходы, относимые на затраты предприятия. Состав этих расходов может изменяться в зависимости от налоговой и учетной политики предприятия.

Работники учета должны выяснять причины непроизводительных затрат, требовать объяснения от виновных лиц, добиваться возмещения причиненных потерь и удорожаний. В отличие от производственных затрат, в том числе связанных с работой оборудования и включаемых в общецеховые расходы целиком или частично, зависящих от объема продукции, технологии и организации производства, общехозяйственные расходы зависят от организации управления и времени (длительности) отчетного периода. Возможности управления ими со стороны администрации предприятия и его учетного персонала значительно шире. Они реализуются при составлении смет затрат на управление, контроле за их соблюдением, анализе отклонений от сметных ассигнований.

Варианты организации управленческого учета и обобщения информации о фактической величине общехозяйственных расходов зависят от принятой системы их нормирования и планирования. Если затраты на управление предприятием дифференцируются по отделам и службам, т.е. отдельным местам затрат в заводоуправлении, аналитический учет к счету "Общехозяйственные расходы" ведется в разрезе этих подразделений. Общие для разных отделов расходы, например на уборку помещений, отопление, освещение, распределяют пропорционально площади помещений, количеству работников в отделах и другим показателям. Учетная группировка затрат на управление по подразделениям позволяет для некоторых из них (например, для вычислительного центра, патентного бюро) определять себестоимость услуг, оказанных на сторону.

Для затрат, которые невозможно отнести на конкретный отдел или службу управления предприятием, открывают в учете так называемые общие (абстрактные) места затрат. Обобщение общехозяйственных расходов в учете при данном варианте осуществляется путем суммирования однородных затрат различных подразделений и расходов общих мест заводоуправления.

Если затраты на управление планируют и нормируют в целом по предприятию, они группируются на едином счете "Общехозяйственные расходы" в регистрах, аналогичных тем, в которых учитывают расходы на содержание оборудования и общепроизводственные расходы.

Распределяют общехозяйственные расходы вначале между работами, услугами и продукцией для своих хозяйств, выделенных на самостоятельный баланс, услугами для сторонних организаций и продукцией, предназначенной для реализации. Затем в части, приходящейся на готовую продукцию, расходы на управление распределяют по видам изделий и услуг.

На услуги своим производствам общехозяйственные расходы обычно относят в заранее установленном проценте к базе распределения; на работы, выполненные на сторону, - исходя из их фактического уровня в данном отчетном периоде. Оставшаяся часть затрат на управление распределяется между видами реализованной продукции (услуг) пропорционально:

- цеховой себестоимости разновидностей изделий;

- объему или стоимости продаж;

- расходам на обработку;

- другим показателям, отражающим особенности формирования общехозяйственных расходов на данном предприятии.

Распределение будет более точным, если из состава затрат на управление будут выделены расходы отделов и служб, связанные с конструированием, технологическим сопровождением, освоением конкретных изделий, и прямо отнесены на их себестоимость. К распределению в этом случае останутся лишь общие для всех изделий затраты.

В распределении общехозяйственных расходов по изделиям и видам работ нет необходимости, если предприятие использует систему производственного учета сокращенной себестоимости, при которой указанные расходы относятся на реализацию продукции, минуя счет основного производства.

В себестоимость работ и услуг собственного капитального строительства и непромышленных хозяйств включается соответствующая доля той части общехозяйственных расходов, которая связана с их производством.

Нормативный учет расходов по обслуживанию производства и управлению не вносит принципиальных изменений в методологию их исчисления. Гораздо большее значение имеет расчет предварительной сметы этих затрат по экономически обоснованным нормативам.

Рациональность методов нормативного учета себестоимости состоит не только в том, что они позволяют с большей степенью точности определить фактическую сумму затрат на производство продукции по видам, местам формирования и объектам калькулирования, но прежде всего в том, что все затраты на производство подразделяются на рациональные, оправданные, необходимые и отклонения, вызванные нарушением условий и принципов, на которых базировался расчет нормативов (стандартов). Такие отклонения имеют место, когда используется менее экономичный материал или расход осуществляется неумело, с нарушением технологии, когда допускается брак и появляется необходимость в доплате сверх той заработной платы, что заложена в нормативе, и т.п. Могут возникнуть и другие нерациональные, неоправданные, бесполезные расходы.

Учет фактической величины затрат и себестоимости нормативным методом позволяет своевременно выявить и систематизировать эти отклонения, принять оперативные меры по предотвращению негативных причин, их вызвавших. До окончания месяца, квартала, года бухгалтерия, а вместе с ней руководители цехов, участков, отделов и предприятия в целом знают, где, кем и по какой причине допущен перерасход материалов, заработной платы, топлива и энергии, имел место брак и другие непроизводительные затраты. Это значительно повышает ценность учетной информации для управления.

При любом варианте принятой организации управленческого учета производственной деятельности предприятию необходимо иметь детально разработанную технологическую и конструкторскую документацию, систему нормирования прямых затрат на изготовление и смет комплексных расходов на управление, строгую систему первичного документирования и документооборота, учитывающую особенности отдельных производств. Цеха и участки, склады и кладовые должны быть оснащены измерительными приборами и устройствами, мерной тарой.

В бухгалтерии предприятия нужно иметь детально разработанный план счетов и субсчетов объектов учета производственной деятельности, четко распределить обязанности между сотрудниками производственного отдела (сектора) с учетом их взаимозаменяемости во время отпусков и болезней. Должны быть разработаны скоординированные во времени графики поступления первичных документов из цехов и со складов, составления и обработки важнейших учетных регистров, проведения инвентаризации незавершенного производства, составления внутренней и внешней отчетности.

Задать вопрос или заказать пособие можно тут

С уважением к вашему бизнесу,

Сушонкова Елена

Уже в продаже электронное методическое пособие "Все об уточненной налоговой декларации" автора Сушонковой Елены

Узнай, как правильно исправить ошибки в налоговых декларациях

Уже в продаже электронное методическое пособие "Все о счетах-фактурах" автора Сушонковой Елены

Узнай, как правильно исчислить налог на добавленную стоимость без ошибок в счетах-фактурах

Подписывайтесь на нас:

ВК Facebook Дзен Одноклассники Teletype

Список всех публикаций блога вы найдёте на главной странице канала

Материал подготовлен с использованием системы КонсультантПлюс

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ

Калькуляция цены

Учет себестоимости по реальным затратам

Учет себестоимости на основе средних затрат