О применении пониженной ставки по земельному налогу участков, используемых для нужд обороны

Описание ситуации: Общество имеет на балансе земельные участки. На трех земельных участках расположены объекты мобилизационного назначения, поэтому сами земельные участки в 2016 г. включены в мобилизационный план Общества. Мобилизационный план Общества включен в мобилизационный план вышестоящей организации. Общий мобилизационный план утвержден в Минэнерго России в сентябре 2016 г.

Мобилизационный план утвержден в Минэнерго России в сентябре, Общество планирует воспользоваться применением пониженной налоговой ставки в размере 0,3% в отношении трех земельных участков в соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 394 НК РФ (земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством РФ, представленные для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд).

Вопрос: Имеет ли Общество право применить ставку 0,3% при исчислении земельного налога за 2016 г. либо применять ее можно только с 2017 г.?

Ответ: В соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 394 НК РФ в отношении земельных участков, ограниченных в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации и предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд, налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) и не могут превышать 0,3%.

В соответствии со ст. 27 Земельного кодекса РФ оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и данным Кодексом. Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Содержание ограничений оборота земельных участков устанавливается Земельным кодексом, федеральными законами (пункты 1, 2 и 3 ст. 27 Земельного кодекса РФ).

Согласно подп. 5 п. 5 ст. 27 Земельного кодекса РФ ограниченными в обороте признаются земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные для обеспечения обороны и безопасности, оборонной промышленности и таможенных нужд.

В силу статьи 93 Земельного кодекса землями обороны и безопасности признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, организаций, предприятий, учреждений, осуществляющих функции по вооруженной защите целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации, защите и охране Государственной границы Российской Федерации, информационной безопасности, другим видам безопасности в закрытых административно-территориальных образованиях, и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным Кодексом, федеральными законами.

Таким образом, к землям, изъятым из оборота, относятся не все предоставленные для обеспечения обороны и безопасности, оборонной промышленности и таможенных нужд, а исключительно земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности.

Учитывая изложенное, а также требования подп. 1 п. 1 ст. 394 НК РФ можно сделать вывод о том, что для применения ставки земельного налога 0,3% необходимо, чтобы земельные участки находились в государственной или муниципальной собственности и использовались для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд.

В случае если коммерческая организация использует земельный участок, принадлежащий ей на праве собственности, в целях задач в области обороны и безопасности, он не относится к земельным участкам, ограниченным в обороте, в силу чего применение пониженной ставки земельного налога 0,3% неправомерно (Письмо Минфина РФ от 11.12.2013 N 03-05-05-02/54346 со ссылкой на Определение ВАС РФ от 25.11.2013 N ВАС-16014/13, Письмо ФНС РФ от 04.05.2017 N ПА-4-21/8521@).

Суды придерживаются такого же мнения.

Так, ФАС Центрального округа в Постановлении от 24.01.2013 N А64-4726/2012 рассмотрел следующую ситуацию. ОАО, выполняющее оборонные заказы, было образовано путем реорганизации ФГУП. Земельный участок, принадлежащий ОАО на праве собственности и используемый для выполнения оборонных заказов, общество не облагало земельным налогом на основании подп. 3 п. 2 ст. 389 НК РФ (в ред., действовавшей до 01.01.2013), полагая, что он является ограниченным в обороте. Логика рассуждений общества была такой. Единственным учредителем ОАО и владельцем 100% акций является Российская Федерация, от имени которой полномочия акционера общества осуществляет Министерство обороны РФ. Поэтому, несмотря на то что земельный участок зарегистрирован на праве собственности за обществом, его фактическим собственником является Российская Федерация. И поскольку он используется в целях обеспечения обороны и государственной безопасности, он не должен облагаться земельным налогом.

Суд с такой трактовкой законодательства не согласился. Он отметил, что юридические лица являются собственниками имущества, перешедшего к ним в порядке реорганизации (ст. 218ГК РФ). В п. 11 совместного Постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" сказано, что акционерное общество, созданное в результате преобразования государственного (муниципального) предприятия в порядке, предусмотренном законодательством о приватизации, с момента его государственной регистрации в ЕГРЮЛ становится как правопреемник собственником имущества, включенного в план приватизации или передаточный акт. С момента государственной регистрации общества в качестве юридического лица оно стало собственником, в том числе спорного земельного участка. А это значит, что этот участок не подпадает под действие подп. 3 п. 2 ст. 389 НК РФ, так как на основании п. 5 ст. 27Земельного кодекса РФ участки могут иметь статус ограниченных в обороте лишь при условии их нахождения в государственной или муниципальной собственности. Суд также указал, что общество с момента регистрации в качестве юридического лица является самостоятельным хозяйствующим субъектом и именно ему, а не Российской Федерации принадлежит на праве собственности спорный земельный участок.

Вывод о том, что земельные участки, используемые для нужд обороны, имеют статус ограниченных в обороте только при условии нахождения их в государственной или муниципальной собственности, содержится также в Постановлениях ФАС Северо-Западного округа от 29.04.2013 N А56-14372/2012, ФАС Дальневосточного округа от 25.04.2013 N Ф03-739/2013, ФАС Восточно-Сибирского округа от 10.04.2013 N А19-11206/2012, ФАС Волго-Вятского округа от 10.08.2012 N А82-11390/2011.

Этот вывод поддержан и более поздней судебной практикой: Постановления АС Московского округа от 30.08.2017 N Ф05-12343/2017 по делу N А40-246774/2016, АС Северо-Западного округа от 27.07.2017 N Ф07-6735/2017 по делу N А56-10885/2016, АС Уральского округа от 19.07.2017 N Ф09-4109/17 по делу N А50-25882/2016, АС Дальневосточного округа от 01.09.2017 N Ф03-2926/2017 по делу N А73-17349/2016 и др.

В рассматриваемой ситуации земельные участки принадлежат на праве собственности Обществу, т.е. земельный участок находится в частной собственности.

С учетом изложенного можно сделать вывод о том, что используемые Обществом для нужд обороны земельные участки не могут быть признаны ограниченными в обороте и в силу этого к ним не может применяться пониженная ставка земельного налога в размере 0,3%.

Задать вопрос или заказать пособие можно тут

С уважением к вашему бизнесу,

Сушонкова Елена

Уже в продаже электронное методическое пособие "Все об уточненной налоговой декларации" автора Сушонковой Елены

Узнай, как правильно исправить ошибки в налоговых декларациях

Уже в продаже электронное методическое пособие "Все о счетах-фактурах" автора Сушонковой Елены

Узнай, как правильно исчислить налог на добавленную стоимость без ошибок в счетах-фактурах

Подписывайтесь на нас:

ВК Facebook Дзен Одноклассники Teletype

Список всех публикаций блога вы найдёте на главной странице канала

Материал подготовлен с использованием системы КонсультантПлюс

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ

Изменился вид разрешенного использования земельного участка. Что с налогом на землю?

Риски доначисления земельного налога в отношении санитарно-защитной зоны завода

Земельный налог: отражение объединения земельных участков