О способах передачи полномочий руководителя

31.07.2018

Вопрос 1: Нужно ли оформлять приказ о назначении лица и. о. генерального директора на период отсутствия Генерального директора (отпуск, командировка) или можно ограничиться выдачей данному и. о. доверенности? Стоит ли указывать в доверенности, что он и. о. гендиректора? Нужно ли выплачивать и. о. вознаграждение за выполнение им данных функций и в каком размере?

Ответ: Прежде всего для ответа на вопрос о том, является ли приказ обязательным либо факультативным документом при временной передаче полномочий единоличного исполнительного органа (далее - ЕИО) третьему лицу, необходимо определить, что представляет собой приказ и в какой сфере он применяется.

Ни в Гражданском кодексе РФ (далее - ГК РФ), ни в Трудовом кодексе РФ (далее - ТК РФ) не содержится понятия "приказ".

Однако если обратиться к Современному экономическому словарю (под ред. Райзберга Б.А., Лозовского Л.Ш., Стародубцевой Е.Б.), то в нем указано, что "приказ - это акт руководителя органа государственного управления, государственного учреждения, коммерческой организации, содержащий обязательные для работников установки".

При этом в ст. 8 ТК РФ закреплено, что документы, содержащие нормы трудового права, изданные в пределах компетенции работодателя в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, являются локальными нормативными актами.

Таким образом, полагаем, что "приказ" по своей сути является локальным нормативным актом организации-работодателя, направленным на регулирование отношений в рамках организации и доведения определенной информации до всех ее работников.

С позиции трудового права передача функций (их части) генерального директора другому работнику фактически происходит либо через совмещение должностей (без освобождения от основной работы), либо через временный перевод на другую работу (временно "забросив" свои прежние дела), либо через возложение обязанности замещения руководителя путем заблаговременного включения ее в трудовую функцию (в случае исполнения по основной должности схожей трудовой функции). Организация самостоятельно определяет, какой вариант выбрать.

Кроме письменного согласия работника организации в случае совмещения или возложения обязанностей рекомендуется, а в случае временного перевода - необходимо (форма N Т-5или N Т-5а предусмотрена Постановлением Госкомстата России от 05.01.2004 N 1) оформить приказ, который служит основанием для возложения на работника дополнительных обязанностей, для доведения этой информации до сотрудников организации, а также для начисления доплаты исполняющему обязанности.

При этом согласие работника может быть выражено либо в отдельном документе, либо через подписание дополнительного соглашения к трудовому договору, либо через соответствующую запись в приказе.

Что касается дополнительной оплаты, то в ст. 151 ТК РФ прямо указано, что при совмещении профессий (должностей), увеличении объема работы или исполнении обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором, работнику производится доплата. Размер доплаты устанавливается по соглашению сторон трудового договора с учетом содержания и (или) объема дополнительной работы.

При этом мы рекомендуем, несмотря на разъяснения, данные в ПисьмеМинздравсоцразвития России от 12.03.2012 N 22-2-897, руководствоваться выводами Верховного Суда РФ, данными в Определении от 11.03.2003 N КАС03-25, где указано, что доплата положена. Суд указал, что сложность труда и количество выполняемой штатным заместителем работы в период отсутствия руководителя намного больше, чем обычно. Поэтому труд заместителя в этот период не может оплачиваться в прежнем размере, даже если пункт об исполнении обязанностей руководителя содержится в его должностной инструкции.

Следовательно, с точки зрения ТК РФ возложение обязанностей отсутствующего ЕИО на иного работника организации через совмещение должностей или возложение на работника обязанностей рекомендуется оформлять приказом. Однако если обязанности отсутствующего ЕИО возлагаются на работника через процедуру временного перевода - оформить соответствующий приказ необходимо.

Что касается вопроса оформления приказа с позиции гражданского законодательства, т.е. для взаимодействия с третьими лицами, то по общему правилу п. 1 ст. 53 ГК РФ юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы, действующие в соответствии с законом, иными правовыми актами и учредительным документом.

При этом в ст. 69 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (далее - Закон N 208-ФЗ) и в п. 3 ст. 40 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" (далее - Закон N 14-ФЗ) закреплено, что именно единоличный исполнительный орган (далее - ЕИО) является лицом, действующим от имени общества без доверенности. Данные нормы являются императивными как для АО, так и для ООО.

При этом в компетенцию ЕИО входят вопросы выдачи доверенностей на право представительства от имени общества, а также вопросы издания приказов о назначении на должности работников общества, об их переводе и увольнении, о применении мер поощрения и наложении дисциплинарных взысканий.

Кроме того, в ст. 182 ГК РФ указано, что сделка, совершенная одним лицом (представителем) от имени другого лица (представляемого) в силу полномочия, основанного на доверенности, непосредственно создает, изменяет и прекращает гражданские права и обязанности представляемого.

Таким образом, гражданское законодательство устанавливает такой способ оформления полномочий лица, действующего от имени общества при представлении его интересов перед третьими лицами, как оформление доверенности или приравненного к ней документа.

Как можно заметить, гражданское законодательство не упоминает необходимость оформления полномочий лица, временно исполняющего обязанности генерального директора, приказом. Однако данный порядок, как уже было указано выше, применяется в гражданско-правовых отношениях для подтверждения полномочий исполняющего обязанности в отношениях с третьими лицами.

Кроме того, обращаем ваше внимание, что нормы налогового законодательства в части представительства также содержат отсылку к доверенности как основному документу, подтверждающему полномочия лица. В частности, в п. 1, 3 ст. 29 НК РФ указано, что уполномоченным представителем налогоплательщика признается физическое или юридическое лицо, уполномоченное налогоплательщиком представлять его интересы в отношениях с налоговыми органами (таможенными органами), иными участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах.

При этом уполномоченный представитель налогоплательщика-организации осуществляет свои полномочия на основании доверенности, выдаваемой в порядке, установленном гражданским законодательством РФ, если иное не предусмотрено НК РФ.

Минфин России в Письме от 25.09.2012 N 03-02-07/1-227 пришел к аналогичному выводу:

"Кодексом и Федеральным законом от 26.12.1995 N 208-ФЗ не предусмотрено, что иное лицо без доверенности на основании приказа законного представителя вправе действовать от имени общества, в том числе представлять его интересы.

Учитывая изложенное, полагаем, что заместители директора общества, на которых приказом возложено исполнение обязанностей директора общества в период его отсутствия в связи со служебной командировкой, вправе участвовать в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, в качестве уполномоченных представителей общества на основании доверенности".

Резюмируя изложенное, полагаем, что в отношениях с третьими лицами для оформления полномочий исполняющего обязанности генерального директора на период отпуска либо командировки ЕИО достаточно только доверенности. При этом поскольку доверенность выдается конкретному лицу на осуществление указанных в ней полномочий, а "и. о." - это неформальное обозначение, а не наименование должности, то в доверенности достаточно указать просто Ф.И.О. уполномоченного лица, без упоминания его должности.

Однако в целях трудового законодательства для возложения обязанностей ЕИО на работника организации рекомендуем оформить приказ, который будет основанием для выполнения работником этих обязанностей и их оплаты.

Описание ситуации 2: Полномочия ЕИО переданы по договору управляющей организации, при этом генеральный директор управляющей организации выдал доверенность на управляющего директора (входит в штат управляемой организации) на ведение всей текущей деятельности, в т.ч. подписание приказов и совершение сделок (с определенным лимитом).

Вопрос: На период отсутствия такого управляющего директора (отпуск, командировка) можно ли/необходимо ли издавать приказ на и. о. управляющего директора и/или выдавать соответствующую доверенность, когда все документы в период отсутствия управляющего директора по закону может подписывать сам гендиректор управляющей организации или его первый зам по гендоверенности, выданной на его имя от имени управляемой организации?

В случае назначения такого и. о. можно ли назначить им только сотрудника управляющей организации или возможно назначение также сотрудника управляемой организации?

Просьба дать ответ с упором на налоговый аспект проблемы со ссылкой на разъяснения регулирующих органов и судебную практику.

Сферы ответственности генерального директора управляющей организации и управляющего директора разграничены (границы, в которых действует управляющий директор, определены в его доверенности), и есть мнение, что при подписании документов за управляющего директора это разграничение нарушается.

Ответ: Согласно описанию ситуации полномочия ЕИО были переданы управляющей организации, от имени которой все документы подписывает генеральный директор (далее - генеральный директор УК).

И здесь необходимо отметить, что полномочия по управлению обществом передаются именно управляющей компании, а не ее руководителю, который выступает только в качестве уполномоченного органа такой управляющей компании.

Как уже было отмечено выше, ЕИО является лицом, действующим от имени общества без доверенности, а также обладающим полномочиями выдавать доверенности на представление интересов общества перед третьими лицами.

В отличие от ситуации, рассмотренной в ответе на вопрос 1, в данном случае возникла необходимость временно исполнять обязанности доверенного лица - управляющего директора (работника управляемой организации), которому по доверенности были переданы часть функций ЕИО (управляющей организации). В этой связи у общества есть два варианта:

1) "назначить" временно исполняющего обязанности управляющего директора, тем более что "Управляющий директор" - это штатная должность управляемой организации, т.е. назначить иного работника на данную должность в порядке совмещения или путем перевода.

При данном варианте на и. о. управляющего директора необходимо будет оформить доверенность, чтобы подтвердить его полномочия при взаимоотношениях с третьими лицами.

Однако, как и в первой ситуации, для целей оформления трудовых отношений, в т.ч. чтобы зафиксировать период, на который данное лицо назначается, и доплату, работодателю следует оформить соответствующий приказ (на перевод или совмещение);

2) общество вправе не назначать временно исполняющего обязанности управляющего директора, поскольку полномочия по управлению текущей деятельностью принадлежат ЕИО (в данном случае УК в лице генерального директора) в силу закона.

Дело в том, что нормы гражданского законодательства о доверенности построены таким образом, что наделение одного лица полномочиями не приводит к их утрате доверителем, более того, одни и те же полномочия могут быть предоставлены нескольким лицам. В частности, в п. 5 ст. 185 ГК РФ прямо указано, что в случае выдачи доверенности нескольким представителям каждый из них обладает полномочиями, указанными в доверенности, если в доверенности не предусмотрено, что представители осуществляют их совместно. При этом, как указано в п. 121 Постановления Пленума ВС РФ от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", данное правило применяется и к случаям передачи полномочий ЕИО.

Иными словами, поскольку передача полномочий по управлению обществом не приводит к их исчезновению у доверителя, а лишь фактически уполномочивают поверенного наравне с ЕИО (генеральным директором УК), осуществлять часть функций по управлению обществом, то генеральный директор УК не лишается права самостоятельно осуществлять руководство текущей (хозяйственной) деятельностью управляющей и управляемой компаний.

Следовательно, говорить о нарушении разграничения полномочий между ЕИО и управляющим директором в рассматриваемом случае, на наш взгляд, нельзя.

Что касается вопроса о том, кому именно могут быть переданы полномочия временно отсутствующего управляющего директора (работнику УК, работнику управляемой организации или иному лицу), то гражданское законодательство не содержит каких-либо ограничений по данному вопросу.

Так, согласно ст. 185 ГК РФ доверенностью признается письменное уполномочие, выдаваемое одним лицом другому лицу или другим лицам для представительства перед третьими лицами.

При этом ни ГК РФ, ни Законы N 208-ФЗ и N 14-ФЗ не ограничивают круг лиц, которым может быть выдана доверенность.

Следовательно, полномочия временно отсутствующего управляющего директора могут быть переданы как работнику управляющей компании, так и работнику управляемой компании. Также данные полномочия могут никому не передаваться и реализовываться в отсутствие управляющего директора генеральным директором УК.

Вопрос 3: Возможна ли выдача доверенностей не каждый раз, когда лицо выполняет функции и. о. гендиректора (упр. директора), а один раз с длительным сроком (например, на год) с указанием, что она действует в период, когда приказом полномочия по выполнению функций гендиректора (упр. директора) возложены на поверенного, а затем выпускать только приказы?

Ответ: Как уже было отмечено ранее, в силу п. 1 ст. 185 ГК РФ доверенностью признается письменное уполномочие, выдаваемое одним лицом другому лицу или другим лицам для представительства перед третьими лицами.

Иными словами, доверенность по своей правовой природе является односторонней сделкой, в рамках которой у одного лица (поверенного) возникает право (права) действовать от имени и в интересах доверителя.

Следует заметить, что гражданское законодательство не ограничивает доверителя в том, какой объем полномочий и в каком порядке он передает поверенному в рамках доверенности, как не ограничивает и срок доверенности. Так, в ст. 186 ГК РФ указано, что если в доверенности не указан срок ее действия, она сохраняет силу в течение года со дня ее совершения.

В связи с этим полагаем, что если исходить из диспозитивности норм ГК РФ в части института доверенности, то генеральный директор вправе выдать доверенность, предметом которой будет наделение поверенного полномочиями ЕИО (всеми или частью), но с условием, что он (поверенный) сможет ими воспользоваться только в определенные периоды (отпуск, болезнь, командировка и т.п. генерального директора) в течение срока действия доверенности на основании отдельного приказа.

Однако полагаем, что при таком подходе управляющему директору необходимо дополнительно к доверенности иметь документ, подтверждающий наступление событий, с которым доверенность связывает возникновение прав на представление интересов Общества (например, приказ).

Задать вопрос или заказать пособие можно тут

С уважением к вашему бизнесу,

Сушонкова Елена

Уже в продаже электронное методическое пособие "Все об уточненной налоговой декларации" автора Сушонковой Елены

Узнай, как правильно исправить ошибки в налоговых декларациях

Уже в продаже электронное методическое пособие "Все о счетах-фактурах" автора Сушонковой Елены

Узнай, как правильно исчислить налог на добавленную стоимость без ошибок в счетах-фактурах

Подписывайтесь на нас:

ВК Facebook Дзен Одноклассники Teletype

Список всех публикаций блога вы найдёте на главной странице канала

Материал подготовлен с использованием системы КонсультантПлюс

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ

Компетенция совета директоров АО и законность принятых им решений

ЗАКОН ОБ АКЦИОНЕРНЫХ ОБЩЕСТВАХ: ВСТУПИЛИ В СИЛУ ВАЖНЫЕ ПОПРАВКИ