Ошибки, наиболее часто встречающиеся при исчислении налога на прибыль

Арбитражная практика сталкивается с серьезными проблемами при рассмотрении споров между налоговыми органами и организациями в части, касающейся исчисления и уплаты налога на прибыль.

Наиболее типичными и одновременно сложными остаются вопросы об определении налоговой базы, в частности о признании отдельных видов доходов и расходов для целей налогообложения в отчетных (налоговых) периодах. Налоговые органы зачастую обращаются в арбитражные суды с признанием налоговым правонарушением уменьшения налоговой базы налогоплательщиком за счет средств целевого бюджетного финансирования на покрытие убытков, возникших в результате деятельности муниципальных унитарных предприятий. Как внереализационные доходы эти средства определять нецелесообразно, но по ст. 251 НК РФ определять эти доходы налоговые органы не считают правильным, ввиду того что характер средств не указан. Следует сделать вывод, что для обеспечения применения данных норм необходима поправка о характере средств, безвозмездно вносимых из местных бюджетов.

НК РФ устанавливает закрытый перечень расходов, которые не учитывают для целей налогообложения. Но одновременно с этим устанавливает определенные критерии для признания расходов, т.е. расходами могут быть те затраты, которые: 1) обоснованны; 2) произведены для осуществления деятельности; 3) документально подтверждены, - значит, круг тех расходов, которые уменьшают налоговую базу, ограничивается. Налоговые органы с учетом этих специальных критериев выявляют расходы, которые налогоплательщики необоснованно вносят в общую массу учитываемых расходов для целей налогообложения. Законность действий налоговых органов в таких случаях вызывает сомнения. Законодатель в ст. 252 НК РФ приводит довольно неточные определения этих критериев или не приводит вообще.

НК РФ в части признания доходов для целей налогообложения содержит противоречие с ГКРФ. Освобождаются от налогообложения сделки по договору дарения между дочерними и материнскими организациями. ГК РФ запрещает такие сделки. Облагать налогом на прибыль, полученную в результате реализации недействительных сделок, неразумно, но и освобождать от него - абсурдно. Это может привести к серьезным последствиям в процессе арбитражных споров, так как любое заинтересованное лицо может обратиться в суд с требованием о признании подобной сделки недействительной, и таким заинтересованным лицом всегда может оказаться налоговый орган.

Налоговики все чаще применяют методы проверки по НДС к налогу на прибыль. В частности, они используют встречные проверки поставщиков при камеральных проверках по налогу на прибыль. По итогам ревизии действительные или мнимые признаки фиктивности сделки используются как основание для отказа в признании расходов по ней.

В Письме от 14 февраля 2017 г. N 03-02-08/7955 Минфин России отмечает, что налоговые проверки и иные мероприятия налогового контроля урегулированы Налоговым кодексомРоссийской Федерации.

При этом основной задачей налогового контроля является соблюдение баланса интересов государства и бизнеса, при котором, с одной стороны, снижается давление на добросовестных налогоплательщиков, своевременно и в полном объеме исполняющих обязательства перед бюджетом, а с другой - обеспечивается неотвратимость наказания тем, кто сознательно уклоняется от уплаты налогов и нарушает законодательство Российской Федерации о налогах и сборах.

Современная система налогового контроля и администрирования построена на основе аналитической работы, прогнозирующей риски и учитывающей особенности осуществления финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщиков, что позволяет проводить налоговым органам оптимальное количество выездных налоговых проверок.

Приказом ФНС России от 30 мая 2007 г. N ММ-3-06/333@ утверждена Концепция системы планирования выездных налоговых проверок, которой определены критерии налоговых рисков, используемых в аналитической работе, проводимой налоговыми органами, и в отборе налогоплательщиков для включения в план выездных налоговых проверок.

Критерии налоговых рисков общедоступны и размещены на официальном сайте ФНС России в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

В числе налоговых рисков, в частности, учитываются показатели выплаты работодателями заработной платы ниже среднего уровня по отрасли в регионе и ведение хозяйственной деятельности с применением схем уклонения от уплаты налогов.

Углубленной камеральной проверке подвергаются, как правило, декларации крупнейших и основных налогоплательщиков, а также убыточных компаний, особенно если убыток возник внезапно. В таком случае инспекторы пользуются правом запрашивать пояснения у налогоплательщика, например, из чего именно сложилось значение в той или иной строке декларации. На основе полученной информации о конкретных расходах проводятся встречные проверки.

При проверках по налогу на прибыль рентабельных и убыточных компаний налоговики действуют одинаково: они стараются найти более или менее веские основания для того, чтобы признать как можно меньше расходов и обнаружить не отраженные в учете доходы. Когда проверяется прибыльная организация или предприятие, у которых убытки невелики, контролеры увеличивают налоговую базу и доначисляют налог.

Учитывая повышенное внимание инспекторов к рентабельности, теперь каждый раз, когда компания вкладывает деньги в какой-то долгоокупаемый проект, финансовой службе стоит обязательно ознакомиться с содержанием бизнес-плана. А если его нет - убеждать директора в необходимости этого документа.

Налоговики считают, что все расходы на создание бизнес-плана нужно учитывать равномерно в течение всего срока его действия. Естественно, это может затянуться на годы. Компаниям выгоден другой порядок - списывать затраты единовременно в том отчетном периоде, в котором они возникли. Правомерность такого учета подтверждает, к примеру, ФАС Западно-Сибирского округа в Постановлении от 9 апреля 2007 г. N Ф04-1999/2007(33120-А81-34).

Другой критерий неблагонадежности, свидетельствующий в глазах инспекторов о возможных нарушениях налогового законодательства, - темпы увеличения расходов компании значительно обгоняют рост доходов. Чтобы налоговики не заподозрили компанию в том, что она намеренно на бумаге раздувает свои расходы, ей нужно доказать, что издержки увеличиваются быстрее выручки по объективным причинам.

Убедить в этом налоговиков поможет принятый в компании маркетинговый план (политика, стратегия). Теперь этот документ нужен не только для того, чтобы обосновать проверяющим применение нерыночных цен.

Несоответствие между ростом выручки и издержек может возникнуть как раз из-за этих самых нерыночных цен: например, компания продает товар со скидками, по сниженным ценам, по себестоимости или раздает его бесплатно в рекламных целях. Поэтому финансовой службе компании стоит с усиленным вниманием следить, чтобы в маркетинговом плане было подробно расписано, кому, когда и почему предоставлены скидки, премии, бонусы, а также из-за чего товар продается по невысокой цене (например, из-за вывода новой продукции на рынок, из-за отсутствия спроса, из-за сезонного характера товара).

Кроме того, в этом документе обязательно должны быть прописаны условия проведения рекламных кампаний, затраты на их проведение и ожидаемые результаты.

На первом месте по числу нарушений, выявленных налоговыми инспекторами при расчете налога на прибыль (действительных или мнимых), стоят нарушения, связанные с документальным подтверждением затрат. Чаще всего инспекторы придираются к расходам на аренду имущества, оплату телекоммуникационных, консультационных, юридических, информационных и прочих услуг. С особой тщательностью налоговики проверяют документы по расходам на транспорт, рекламу, командировки, ГСМ, ремонт офисных помещений.

При бесплатном предоставлении учредителем - физическим лицом в безвозмездное пользование компании имущества (автомобиля, оргтехники и др.) часто стороны либо обходятся вообще без документального оформления, либо заключают договор безвозмездного пользования. Между тем договор аренды в такой ситуации не только предотвращает конфликты с налоговиками, но и позволяет снизить налоговую нагрузку.

Если компания будет пользоваться автомобилем или другим имуществом учредителя, никак это не оформляя, то не получится признать в налоговом учете расходы на содержание этих активов. Попытка же учесть расходы приведет к конфликту с проверяющими, во-первых, по поводу затрат на содержание имущества, а во-вторых, еще и по поводу неуплаты налога с безвозмездно полученного права. Второе грозит и в том случае, если оформить с учредителем договор безвозмездного пользования имуществом (ссуды).

При получении имущества в безвозмездное пользование компания обязана заплатить налог на прибыль с безвозмездно полученного права на основании п. 8 ст. 250 НК РФ. Такая позиция отражена в п. 2 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 22 декабря 2005 г. N 98. При этом размер полученного дохода нужно определить исходя из рыночных цен на аренду идентичного имущества.

Существует точка зрения, согласно которой если имущество передает учредитель, чья доля в уставном капитале составляет более 50%, то налог с безвозмездно полученного права пользования платить не надо, ведь пп. 11 п. 1 ст. 251 НК РФ позволяет не включать в доход стоимость имущества, безвозмездно полученного от таких владельцев компаний. Однако эта норма, по мнению налоговиков, касается именно имущества, но не распространяется на имущественные права, работы или услуги (Письма Минфина России от 28 апреля 2010 г. N 03-03-06/1/299, от 13 февраля 2009 г. N 03-03-06/1/69).

Доходы организации от безвозмездного временного пользования имуществом своего участника (учредителя), признаваемые в целях налогообложения прибыли внереализационными доходами согласно ст. 250 НК РФ, не могут освобождаться от налогообложения по основанию, предусмотренному пп. 3.4 п. 1 ст. 251 НК РФ (Письмо ФНС России от 20 декабря 2012 г. N ЕД-4-3/21753@ (вместе с Письмом Минфина России от 5 декабря 2012 г. N 03-03-10/128)).

Такого же мнения придерживаются и арбитражные суды (Постановление Северо-Западного округа от 14 июля 2016 г. N Ф07-5252/2016 по делу N А66-9803/2015).

Так, в указанном Постановлении Обществом было получено как само имущество, так и права пользования данным имуществом, которые в отличие от имущества возврату не подлежали, возникновение у заявителя какой-либо встречной обязанности не повлекли, следовательно, права пользования имуществом были получены Обществом безвозмездно.

Суды обоснованно посчитали, что налогоплательщик, получающий по договору в безвозмездное пользование имущество, включает в состав внереализационных доходов доход в виде безвозмездно полученного права пользования имуществом, определяемый исходя из рыночных цен на аренду идентичного имущества.

Из материалов дела следует, что Инспекцией произведен расчет полученного Обществом дохода с учетом информации, представленной Региональным экспертно-аналитическим центром, по средней ставке по офисным помещениям.

Поскольку Общество в нарушение п. 8 ст. 250 НК РФ не включило в налоговую базу по налогу на прибыль внереализационный доход, возникший от использования имущества при безвозмездном получении его в пользование, суды признали правомерной позицию Инспекции о занижении заявителем налоговой базы по налогу на прибыль и отказали Обществу в удовлетворении заявления в этой части.

В данном случае с чиновниками трудно поспорить, так как действительно в ст. 251 НК РФ упоминается только имущество (в том числе денежные средства). На практике безвозмездное пользование очень часто сопровождается спорами с налоговиками по поводу определения уровня рыночных цен.

Компания может избежать исчисления налога с рыночной стоимости права пользования, если заключит с учредителем договор аренды.

В этом случае она, во-первых, не получает никакой экономической выгоды, поэтому избавляется от необходимости платить налог на прибыль с эфемерных доходов. Во-вторых, сможет уменьшить налогооблагаемую прибыль на сумму арендной платы. В-третьих, сможет признать в налоговом учете текущие расходы по содержанию этого имущества. Капитальный ремонт может быть возложен на арендатора только договором, исключение составляет аренда транспортного средства без экипажа, полный ремонт которого должен осуществлять именно арендатор (ст. 644 ГК РФ).

Учредитель сможет вернуть арендную плату в компанию, перечислив ее в виде безвозмездной помощи (желательно, чтобы ее сумма и периодичность выплаты отличались от арендных платежей). Передача денежных средств от учредителя, имеющего более 50% уставного капитала, не облагается налогом на прибыль (пп. 11 п. 1 ст. 251 НК РФ).

Правда, с арендной платы учредителю придется удержать НДФЛ по ставке 13%. Во избежание претензий налоговиков сумму арендной платы нужно устанавливать с учетом положений ст. 105.3 Налогового кодекса РФ. Поскольку эти деньги все равно вернутся в компанию, то размер платы, по сути, влияет только на размер удерживаемого НДФЛ.

Убедить учредителя в том, что надо предпочесть аренду пользованию, помогут цифры.

Пример. Допустим, единственный учредитель - физическое лицо предоставил компании в безвозмездное пользование автомобиль. Рыночный уровень арендной платы составляет 200 тыс. руб. в год. Расходы на содержание машины - 100 тыс. руб. в год.

При этом доходы, включаемые в налоговую базу по налогу на прибыль, составят при безвозмездном пользовании без договора ссуды 200 тыс. руб., при безвозмездном пользовании с договором ссуды - 200 тыс. руб., при аренде - 0 рублей.

Расходы, учитываемые в налоговом учете, при безвозмездном пользовании без договора ссуды будут равны 0, при безвозмездном пользовании с договором ссуды - 100 тыс. руб., при аренде - 300 тыс. руб. (200 000 + 100 000).

Сумма налога на прибыль составит при ставке в 20%: при безвозмездном пользовании без договора ссуды - 40 тыс. руб., при безвозмездном пользовании с договором ссуды - 20 тыс. руб., при аренде - 60 тыс. руб.

НДФЛ с суммы арендной платы будет равен 26 тыс. руб. (200 тыс. x 13%).

Итого налоги, подлежащие уплате в бюджет обеими сторонами, будут составлять: при безвозмездном пользовании без договора ссуды - 40 тыс. руб., при безвозмездном пользовании с договором ссуды - 20 тыс. руб., при аренде - 40 тыс. руб.

Итак, налоговая экономия по сравнению с безвозмездным пользованием без договора ссуды очевидна: при безвозмездном пользовании с договором ссуды - 20 тыс. руб. (40 000 - 20 000).

Без претензий не обойдется, если компания уменьшила налоговую базу на сумму убытка прошлых лет, но не смогла представить инспектору документы, подтверждающие сумму потерь. Тем более что п. 4 ст. 283 НК РФ прямо обязывает хранить такие документы весь срок, в течение которого убытки уменьшают базу по налогу на прибыль. Налоговые декларации, отчеты о прибылях и убытках, бухгалтерский баланс чиновники в качестве доказательств не принимают (Письмо Минфина России от 3 апреля 2007 г. N 03-03-06/1/206).

Налоговый кодекс РФ не предусматривает прекращения обязанности по хранению документов после проведения налоговой проверки. Списание убытков возможно только при наличии первичных документов, подтверждающих полученный финансовый результат (Письмо Минфина России от 25 мая 2012 г. N 03-03-06/1/278).

Если найти всю старую "первичку" просто невозможно, потребуются хотя бы те документы, которые подтвердят причину возникновения убытка. Как правило, это бумаги, подтверждающие отдельные виды расходов, например, на проведение дорогостоящего ремонта, наладку новой производственной линии. Причиной появления убытка может быть резкое снижение размера полученных доходов. Лучше, если оставшимися у фирмы документами она сможет доказать инспектору этот факт.

Основной аргумент при отказе в признании расходов на международные и междугородные телефонные звонки - отсутствие у компании договорных отношений с партнерами, которым звонили сотрудники компании. Этот факт сам по себе не говорит о том, что переговоры не связаны с деятельностью организации, так как сотрудники могли связываться с потенциальными партнерами. Чтобы защитить себя от подобных претензий и подтвердить производственный характер расходов, помимо счетов на оплату услуг, стоит оформить и другие документы. Желательно, чтобы был приказ по компании о порядке пользования международной и междугородной связью в целях ведения телефонных переговоров с потенциальными контрагентами. Нелишним будет журнал учета звонков с указанием времени, страны (города), цели звонка, абонента и номера его телефона.

На практике бухгалтерия часто сталкивается с тем, что на дату составления декларации отдельные первичные документы от контрагентов еще не поступили. Если речь идет о бумагах, подтверждающих доходы компании, опоздание может привести к занижению прибыли. Многие в такой ситуации забывают подать "уточненку" после того, как поступил документ за прошлый период, и отражают доход по нему в текущем периоде. Если при проверке инспектор обнаружит такое, он не упустит возможности доначислить налог.

Пример. Компании-подрядчику доначислили налог на прибыль на том основании, что она не отразила в составе доходов выручку от реализации на дату подписания заказчиком акта выполненных работ - документы пришли позже. Спорить с такой претензией сложно. Согласно ст. 720 ГК РФ работы считаются выполненными после их приема заказчиком. В свою очередь, доходы в налоговом учете признаются в том периоде, к которому они относятся (п. 3 ст. 271 НК РФ). В данном случае это дата подписания акта.

Много ошибок связано с занижением размера доходов. Если цена в договоре с покупателем значительно ниже, чем по аналогичным сделкам с другими контрагентами, нужно быть готовыми объяснить проверяющим причину отклонения.

Пример. Проверяя компанию, которая сдавала в аренду офисные помещения, инспекторы обнаружили, что цена в ее договорах с разными арендаторами отличалась более чем на 20%. Причем офисы были идентичными по своим характеристикам. На этом основании инспекция рассчитала величину дохода арендодателя исходя из рыночных арендных ставок.

От ценовых претензий можно защититься. Пониженные цены по отдельным сделкам можно обосновать проводимой компанией маркетинговой политикой. Но подготовить оправдательные документы на этот счет необходимо заранее.

Часто компании не учитывают такие доходы, как выручка от реализации доли в уставном капитале (ст. 249 НК РФ), выручка от продажи объекта недвижимости (ст. 249 НК РФ), плата, полученная за предоставление имущества в аренду (ст. 249 НК РФ), признанные должником или подлежащие уплате по суду договорные штрафы и пени (п. 3 ст. 250 НК РФ), процентные доходы по векселям и по банковским счетам (п. 6 ст. 250 НК РФ), восстановленные резервы (п. 7 ст. 250, п. 2 ст. 324 НК РФ), списанная кредиторская задолженность (п. 18 ст. 250 НК РФ), положительная суммовая разница (п. 11.1 ст. 250 НК РФ).

Второе место по числу претензий занимает экономическая обоснованность затрат.

Минфин России в Письме от 26 мая 2015 г. N 03-03-06/1/30165 отмечает, что обоснованность расходов, учитываемых при расчете налоговой базы, должна оцениваться с учетом обстоятельств, свидетельствующих о намерениях налогоплательщика получить экономический эффект в результате реальной предпринимательской или иной экономической деятельности.

Учитывая, что налоговое законодательство не использует понятие экономической целесообразности и не регулирует порядок и условия ведения финансово-хозяйственной деятельности, обоснованность расходов, уменьшающих в целях налогообложения полученные доходы, не может оцениваться с точки зрения их целесообразности, рациональности, эффективности или полученного результата. В силу принципа свободы экономической деятельности (ст. 8 ч. 1 Конституции Российской Федерации) налогоплательщик осуществляет ее самостоятельно на свой риск и вправе самостоятельно и единолично оценивать ее эффективность и целесообразность.

Аналогичная позиция изложена в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 4 июня 2007 г. N 320-О-П и Постановлении Пленума ВАС РФ от 12 октября 2006 г. N 53.

Экономически неоправданными являются расходы компании на личные нужды работников. Налоговики не признают у организаций в составе расходов платежи за аренду спортивно-оздоровительного комплекса, услуги тренера, проведение корпоративных мероприятий.

Подтвердить производственный характер расходов на приобретение бытовых приборов, теле-, радио- и видеотехники поможет коллективный договор, в котором будет указано, что приобретение подобного оборудования связано с обеспечением нормальных условий труда работников. В частности, холодильников и микроволновых печей - для создания необходимых условий для приема пищи; электрообогревателей и кондиционеров - для создания нормальных температурных режимов на рабочих местах. Приобретение видеотехники можно обосновать необходимостью оборудования помещений для проведения тренингов и семинаров. Если компания сдает имущество в аренду, амортизацию "непроизводственных" основных средств можно обосновать тем, что они используются для оказания услуг аренды.

Многие компании возмещают своим сотрудникам расходы на проезд к месту работы и обратно транспортом общего пользования. Данные расходы можно признать в налоговом учете только в том случае, если они указаны в коллективном или трудовых договорах (п. 26 ст. 270 НК РФ). Но компании часто забывают сделать это.

Доказать обоснованность включения рассматриваемых затрат в расходы поможет договор либо дополнительное соглашение, где будут указаны условия и порядок оказания таких услуг. Не помешают также и акты об оказанных услугах. О том, что услуги экономически обоснованны и направлены на получение дохода, может свидетельствовать отчет о росте выручки от реализации после оказания спорных услуг.

Проверяя компанию-арендатора, налоговики исключили из состава ее затрат расходы по капремонту арендованного имущества. Дело в том, что по общему правилу именно арендодатель осуществляет капитальный ремонт имущества (п. 1 ст. 616 ГК РФ). Поэтому, если в договоре аренды нет прямого указания, что капремонт обязан проводить арендатор, расходы последнего на такой ремонт будут экономически необоснованными.

По мнению налоговиков, если в состав лизингового платежа включена выкупная стоимость актива, в полном объеме в расходах по налогу на прибыль этот платеж учесть нельзя. Однако суды однозначно рассматривают лизинговый платеж как единый и неделимый и разрешают учитывать его в расходах в полном объеме.

Споров можно избежать, если прописать в договоре, что предмет лизинга переходит в собственность лизингополучателя после выплаты всей суммы лизинговых платежей. В такой ситуации налоговикам будет сложно доказать, что вся сумма лизинговых платежей является выкупной стоимостью предмета лизинга. Задачу инспекторам можно усложнить, предусмотрев в договоре, что решение о возможном выкупе лизингового имущества будет принято в конце срока действия договора.

В налоговом учете нормируемых расходов наиболее частыми ошибками являются следующие:

- расходы по добровольному медицинскому страхованию работников, отнесенные на расходы, превышают 12% от суммы затрат на оплату труда (п. 16 ст. 255 НК РФ);

- превышены установленные для налога на прибыль нормы суточных (пп. 12 п. 1 ст. 264 НК РФ), представительских расходов (п. 2 ст. 264 НК РФ), расходов на рекламу (п. 4 ст. 264 НК РФ);

- проценты по долговым обязательствам выше установленного НК РФ предела (ст. 269 НК РФ).

Инспекторы не принимают расходы на НИОКР, которые учтены единовременно, без распределения затрат по периодам (ст. 262 НК РФ), снимают расходы в виде единовременно признанного убытка от реализации не полностью самортизированных основных средств (п. 3 ст. 268 НК РФ), доначисляют налог, если компания единовременно, а не через амортизацию учла расходы по модернизации основных средств (п. 2 ст. 257 НК РФ).

При единовременном признании убытка, полученного при реализации основных средств, в налоговом учете прибыль в периоде реализации будет занижена, что может повлечь доначисление налога на прибыль, а также штрафы и пени. Если остаточная стоимость амортизируемого имущества с учетом расходов, связанных с его реализацией, превышает выручку от реализации, то разницу нельзя признавать в налоговом учете единовременно. Убыток включают в состав прочих расходов равными долями в течение срока, который равен разнице между сроком полезного использования этого актива и фактическим сроком его эксплуатации до момента реализации (п. 3 ст. 268 НК РФ, Письмо ФНС России от 7 февраля 2017 г. N СД-3-3/738@).

Пример. В сентябре компания продала оборудование за 1,5 млн руб. (без учета НДС). В налоговом учете остаточная стоимость объекта составила 1,9 млн руб. Дополнительные расходы на реализацию оборудования составили 100 тыс. руб. (без НДС). Срок полезного использования оборудования - 60 месяцев, до момента продажи оно эксплуатировалось в течение 40 месяцев.

Компания имеет право списать полученный убыток в сумме 500 тыс. руб. ((1 900 000 + 100 000) - 1 500 000) равными долями в течение оставшихся 20 месяцев (60 - 40). Начиная с октября компания может уменьшить налогооблагаемую прибыль на сумму убытка ежемесячно на 25 тыс. руб. (500 000 руб. / 20 мес.).

При списании основных средств компании часто приходуют материалы, которые еще можно использовать, по нулевой цене для того, чтобы отслеживать их фактическое использование, например, за балансом. Однако налоговики могут прийти к выводу, что компания занизила базу по налогу на прибыль. Дело в том, что по НК РФ стоимость таких материалов должна учитываться в составе внереализационных доходов по рыночным ценам (п. 13 ст. 250, п. п. 5, 6 ст. 274 НК РФ). При этом датой получения дохода признается дата составления акта о ликвидации объекта основных средств (пп. 8 п. 4 ст. 271 НК РФ). Утверждение, что рыночная стоимость материалов равна нулю, вряд ли убедит инспектора: раз компания может эти материалы для чего-то использовать, то и для других они представляют ценность. Поэтому при оприходовании материалов лучше установить цену, пусть и символическую. В этом случае налоговикам будет гораздо труднее доказать, что она не соответствует рыночной.

Часто в акте на списание основных средств в качестве основания выбытия ограничиваются формулировкой "объект непригоден для дальнейшего использования" без объяснений. Между тем у инспектора будет большой соблазн поставить под сомнение принятое компанией решение о списании. Ведь такое выбытие приводит к уменьшению налога на прибыль и налога на имущество (сумма недоначисленной амортизации признается расходом).

В обоснование своих претензий инспекторы приводят п. 77 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств. В нем сказано, что комиссия, назначенная руководителем, должна обосновать невозможность дальнейшего использования объекта. Так что лучше в акте не скупиться на подробности. Например, указать: "Здание склада подлежит сносу, поскольку не отвечает условиям безопасности и ремонту не подлежит (расчет, подтверждающий, что затраты на ремонт будут экономически неэффективными, прилагается). Продать склад невозможно, поскольку он находится на охраняемой территории завода".

При определении удельного веса остаточной стоимости амортизируемого имущества для целей применения ст. 288 НК РФ учитывается только остаточная стоимость основных средств налогоплательщика. При этом остаточная стоимость иного амортизируемого имущества (капитальных вложений в форме неотделимых улучшений в арендованное имущество) при определении указанного показателя не учитывается. Такие пояснения Минфин России дал в Письмах от 23 мая 2014 г. N 03-03-рз/24791 и от 6 октября 2010 г. N 03-03-06/1/633.

Еще одна ошибка - занижение налогооблагаемой прибыли на сумму не подлежащего уплате налога.

Организация передала в аренду здание, числящееся на ее балансе в качестве основного средства и признанное в установленном порядке памятником истории и культуры федерального значения.

Поскольку здание было передано в аренду, организация ошибочно считала, что она утрачивает льготу по налогу на имущество. Сумма исчисленного налога на имущество была включена в прочие расходы при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль.

Объектом обложения налогом на имущество является имущество, учитываемое на балансе в качестве объекта основных средств, в том числе недвижимость, переданная в аренду. Со стоимости объектов, признаваемых памятниками истории и культуры федерального значения, налог на имущество не исчисляется.

Таким образом, достаточным основанием для включения здания в состав льготируемых объектов является признание его памятником истории и культуры федерального значения. При этом условия его использования НК РФ не предусмотрены, то есть неважно, сдается оно в аренду или используется организацией самостоятельно, - оно не облагается налогом на имущество. Поэтому организация не должна была исчислять и уплачивать в бюджет налог на имущество в отношении памятника истории и культуры.

В целях налогообложения прибыли к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся суммы налогов и сборов, начисленные в установленном законодательством РФ о налогах и сборах порядке (за исключением перечисленных в ст. 270 НК РФ). Расходами признаются обоснованные (экономически оправданные) и документально подтвержденные затраты, осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. А значит, если организация освобождена от уплаты соответствующего налога (например, вследствие льготы), то расходы по его ошибочной (и поэтому необоснованной) уплате не могут уменьшать налогооблагаемую прибыль.

Иными словами, организация не должна была как исчислять налог на имущество, так и включать его в расходы при исчислении налогооблагаемой прибыли.

В результате допущенной ошибки произошло занижение налоговой базы по налогу на прибыль, что привело к неполной уплате налога в бюджет по итогам отчетного (налогового) периода. Кроме того, у организации возникла переплата в части налога на имущество.

Если ошибка будет выявлена налоговым органом, то с организации помимо неуплаченной суммы налога на прибыль и пени может быть взыскан штраф в размере 20% неуплаченных сумм налога. Помимо этого, на должностных лиц организации может быть наложен административный штраф за грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности.

При установлении налога на имущество законами субъектов РФ могут предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками.

При обнаружении налогоплательщиком в поданной им налоговой декларации ошибок, приводящих к занижению суммы налога, налогоплательщик обязан внести необходимые изменения в налоговую декларацию, а также во избежание применения к нему мер ответственности до внесения соответствующих исправлений уплатить недостающую сумму налога и соответствующие ей пени.

Задать вопрос или заказать пособие можно тут

С уважением к вашему бизнесу,

Сушонкова Елена

Уже в продаже электронное методическое пособие "Все об уточненной налоговой декларации" автора Сушонковой Елены

Узнай, как правильно исправить ошибки в налоговых декларациях

Уже в продаже электронное методическое пособие "Все о счетах-фактурах" автора Сушонковой Елены

Узнай, как правильно исчислить налог на добавленную стоимость без ошибок в счетах-фактурах

Подписывайтесь на нас:

ВК Facebook Дзен Одноклассники Telegram Teletype

Список всех публикаций блога вы найдёте на главной странице канала

Материал подготовлен с использованием системы КонсультантПлюс

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ

Сложные вопросы налогового учета: доходы от реализации

Сложные вопросы налогового учета: внереализационные доходы

Сложные вопросы налогового учета. Как учесть расходы?