Основания для претензий должнику

31.07.2018

Претензия - это письменное требование, адресованное должнику, об устранении нарушений исполнения обязательства, об уплате суммы задолженности, возмещении убытков либо исполнения иных обязательств позволяющее разрешить спор без обращения в судебные инстанции. То есть претензионный порядок - это попытка досудебного урегулирования различных спорных вопросов по поводу дебиторской задолженности между кредитором и организацией-дебитором, которая представляет собой одну из форм защиты гражданских прав (Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 7 октября 2014 г. по делу N А66-4421/2014, Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 25 мая 2011 г. по делу N А56-55085/2010).

Однако претензионный (досудебный) порядок урегулирования гражданско-правовых споров стал в ряде случаев обязательным.

Указанное связано со вступлением в силу с 1 июля 2016 г. Федерального закона от 2 марта 2016 г. N 47-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации" (далее - Закон N 47-ФЗ).

Претензионный порядок или иной досудебный порядок, имеющий своей целью урегулирование спора, является действенным средством повышения качества работы судебной системы, требует минимальных организационных и финансовых затрат от участников спора, способствует укреплению экономических связей, содействует становлению и развитию партнерских деловых отношений, способствует формированию обычаев и этики делового оборота и снижению конфликтности в обществе в целом.

Поэтому Закон N 47-ФЗ предложил установить в АПК РФ в качестве общего правила обязательное применение претензионного или иного досудебного порядка урегулирования споров.

Согласно п. 5 ст. 4 АПК РФ (в редакции Закона N 47-ФЗ) спор, возникающий из гражданских правоотношений, может быть передан на разрешение арбитражного суда после принятия сторонами мер по досудебному урегулированию по истечении 30 календарных дней со дня направления претензии (требования), если иные срок и (или) порядок не установлены законом либо договором. Исключения из этого правила касаются дел, особенности рассмотрения которых обусловливают необходимость оговорки о неприменении к ним в качестве общего правила устанавливаемого подхода:

а) дел об установлении фактов, имеющих юридическое значение;

б) дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок;

в) дел о несостоятельности (банкротстве);

г) дел по корпоративным спорам;

д) дел о защите прав и законных интересов группы лиц;

е) дел о досрочном прекращении правовой охраны товарного знака вследствие его неиспользования, дел об оспаривании решений третейских судов.

Кроме того, по требованиям, возникающим из гражданских правоотношений, принятие взыскателем и должником обязательных мер по досудебному урегулированию, предусмотренному ч. 5 ст. 4 АПК РФ, до обращения в арбитражный суд с заявлением о выдаче судебного приказа не требуется (п. 7 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 декабря 2016 г. N 62 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о приказном производстве").

Экономические споры, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, могут быть переданы на разрешение арбитражного суда после соблюдения досудебного порядка урегулирования спора, если он установлен федеральным законом.

Изменения, направленные на обеспечение условий реализации предлагаемого подхода, вносятся в нормы АПК РФ, устанавливающие требования к исковому заявлению, порядку его возвращения и оставления без рассмотрения. Так, в исковом заявлении должны быть указаны сведения о соблюдении претензионного или иного досудебного порядка (п. 8 ч. 2 ст. 125 АПК РФ).

К исковому заявлению должны быть приложены документы, подтверждающие соблюдение истцом претензионного или иного досудебного порядка, за исключением случаев, если его соблюдение не предусмотрено федеральным законом (п. 7 ч. 1 ст. 126 АПК РФ).

На основании п. 5 ч. 1 ст. 129 АПК РФ арбитражный суд возвращает исковое заявление, если при рассмотрении вопроса о принятии заявления установит, что истцом не соблюден претензионный или иной досудебный порядок урегулирования спора с ответчиком, если такой порядок является обязательным в силу закона.

Таким образом, несоблюдение обязательного претензионного или иного досудебного порядка урегулирования спора является законным основанием для возвращения искового заявления.

Несоблюдение досудебного порядка урегулирования спора означает, что участники спора не использовали свое право на разрешение возникшего спора на взаимных началах. Данное обстоятельство влечет оставление заявления без рассмотрения, когда сторона была не вправе, а обязана использовать претензионный или иной досудебный порядок урегулирования спора с ответчиком в силу взаимного указания на это в договоре.

По смыслу п. 8 ч. 2 ст. 125, п. 7 ч. 1 ст. 126, п. 2 ч. 1 ст. 148 АПК РФ, претензионный порядок урегулирования спора в судебной практике рассматривается в качестве способа, позволяющего добровольно без дополнительных расходов на уплату госпошлины со значительным сокращением времени восстановить нарушенные права и законные интересы. Такой порядок урегулирования спора направлен на его оперативное разрешение и служит дополнительной гарантией защиты прав (Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2015) (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 23 декабря 2015 г.)).

Ниже рассмотрим некоторые случаи рассмотрения гражданско-правовых споров, когда соблюдение претензионного порядка согласно законодательству является обязательным.

Случаи, когда установлены требования по обаятельному предъявлению претензий: в случаях, когда в соответствии с Гражданским кодексом РФ или иными законами для стороны, которой направлена оферта (проект договора), заключение договора обязательно, эта сторона должна направить другой стороне извещение об акцепте, либо об отказе от акцепта, либо об акцепте оферты на иных условиях (протокол разногласий к проекту договора)

Основание: ч. 1 ст. 445 Гражданского кодекса РФ

Срок рассмотрения претензии: 30 дней

Случаи, когда установлены требования по обаятельному предъявлению претензий: требование об изменении или о расторжении договора может быть заявлено стороной в суд только после получения отказа другой стороны на предложение изменить или расторгнуть договор либо при неполучении ответа от другой стороны

Основание: ч. 2 ст. 452 Гражданского кодекса РФ

Срок рассмотрения претензии: срок, указанный в предложении или установленный законом либо договором, а при его отсутствии - 30-дневный срок

Случаи, когда установлены требования по обаятельному предъявлению претензий: арендодатель вправе требовать досрочного расторжения договора только после направления арендатору письменного предупреждения о необходимости исполнения им обязательства

Основание: ч. 3 ст. 619 Гражданского кодекса РФ

Срок рассмотрения претензии: разумный срок


Случаи, когда установлены требования по обаятельному предъявлению претензий: споры по неурегулированным разногласиями по государственному или муниципальному контракту, заключение которого является обязательным для одной из сторон

Основание: ч. 3 ст. 528 Гражданского кодекса РФ

Срок рассмотрения претензии: 30 дней

Случаи, когда установлены требования по обаятельному предъявлению претензий: споры при получении подписанного проекта договора поставки товаров для государственных или муниципальных нужд с протоколом разногласий

Основание: ч. 4 ст. 529 Гражданского кодекса РФ

Срок рассмотрения претензии: 30 дней

Случаи, когда установлены требования по обаятельному предъявлению претензий: споры о предъявлении возмещения по договору ОСАГО

Основание: ч. 1 ст. 16.1 Федерального закона от 25 апреля 2002 г. N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств"

Срок рассмотрения претензии: 10 дней - до 1 июля 2017 г.

Случаи, когда установлены требования по обаятельному предъявлению претензий: предъявление к перевозчику иска, вытекающего из перевозки груза

Основание: ч. 1, 2 ст. 797 Гражданского кодекса РФ

Срок рассмотрения претензии: 30 дней

Случаи, когда установлены требования по обаятельному предъявлению претензий: предъявление к перевозчику иска в случае нарушения договора воздушной перевозки груза или договора воздушной перевозки почты

Основание: ч. 3 ст. 124 Воздушного кодекса РФ

Срок рассмотрения претензии: -

Случаи, когда установлены требования по обаятельному предъявлению претензий: предъявление к перевозчику иска, связанного с осуществлением перевозок груза, грузобагажа, порожнего грузового вагона

Основание: ст. 120, 124 Федерального закона от 10 января 2003 г. N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации"

Срок рассмотрения претензии: 30 дней

Случаи, когда установлены требования по обаятельному предъявлению претензий: предъявление к перевозчикам, фрахтовщикам исков, вытекающих из договоров перевозок пассажиров или договоров фрахтования

Основание: ст. 39 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта"

Срок рассмотрения претензии: 30 дней

Случаи, когда установлены требования по обаятельному предъявлению претензий: предъявление перевозчику иска в связи с перевозкой груза в каботаже

Основание: ч. 1 ст. 403, 407 Кодекса торгового мореплавания РФ от 30 апреля 1999 г. N 81-ФЗ

Срок рассмотрения претензии: 30 дней


Случаи, когда установлены требования по обаятельному предъявлению претензий: предъявление экспедитору иска, вытекающего из договора транспортной экспедиции

Основание: ч. 1, 5 ст. 12 Федерального закона от 30 июня 2003 г. N 87-ФЗ "О транспортно-экспедиционной деятельности"

Срок рассмотрения претензии: 30 дней

Случаи, когда установлены требования по обаятельному предъявлению претензий: предъявление оператору морского терминала иска, вытекающего из договора перевалки груза

Основание: ч. 1, 4 ст. 25 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 261-ФЗ "О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"

Срок рассмотрения претензии: 30 дней

Случаи, когда установлены требования по обаятельному предъявлению претензий: в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения оператором обязательств, вытекающих из договора об оказании услуг связи

Основание: ч. 4 ст. 55 Федерального закона от 7 июля 2003 г. N 126-ФЗ "О связи"

Срок рассмотрения претензии: 30 дней

Случаи, когда установлены требования по обаятельному предъявлению претензий: в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения оператором почтовой связи обязательств по оказанию услуг почтовой связи

Основание: ч. 7 ст. 37 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 176-ФЗ "О почтовой связи"

Срок рассмотрения претензии: по почтовым отправлениям в пределах одного населенного пункта - 5 дней, по остальным - 30 дней

Задать вопрос или заказать пособие можно тут

С уважением к вашему бизнесу,

Сушонкова Елена

Уже в продаже электронное методическое пособие "Все об уточненной налоговой декларации" автора Сушонковой Елены

Узнай, как правильно исправить ошибки в налоговых декларациях

Уже в продаже электронное методическое пособие "Все о счетах-фактурах" автора Сушонковой Елены

Узнай, как правильно исчислить налог на добавленную стоимость без ошибок в счетах-фактурах

Подписывайтесь на нас:

ВК Facebook Дзен Одноклассники Teletype

Список всех публикаций блога вы найдёте на главной странице канала

Материал подготовлен с использованием системы КонсультантПлюс

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ

Как предъявить претензию поставщику за неисполнение договора поставки?