ПЛАТА ЗА ЗАГРЯЗНЕНИЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ В АВТОТРАНСПОРТЕ

Ни для кого не секрет, что использование автомобильного транспорта негативно сказывается на состоянии атмосферы, поскольку выхлопные газы, являющиеся результатом работы автомобилей, приводят к загрязнению окружающей среды. Негативное воздействие на окружающую среду является платным, что установлено законодательством Российской Федерации.

О плате за загрязнение окружающей среды и о том, должны ли вносить ее организации и предприниматели, использующие в своей деятельности автомобильный транспорт, и пойдет речь далее.

Правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды определены Федеральным законом от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон об охране окружающей среды). Этот Закон регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду, в пределах территории Российской Федерации, а также на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации.

Поскольку речь в статье пойдет о плате за загрязнение окружающей среды, отметим, что окружающая среда - это совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, а также антропогенных объектов, а загрязнение окружающей среды - поступление в окружающую среду вещества и (или) энергии, свойства, местоположение или количество которых оказывают негативное воздействие на окружающую среду (ст. 1 Закона об охране окружающей среды).

Как мы отметили выше, негативное воздействие на окружающую среду является платным, что установлено ст. 16 Закона об охране окружающей среды. Форма платы определяется как названным Законом, так и иными федеральными законами.

Напомним, что к видам негативного воздействия на окружающую среду до 1 января 2016 г. в соответствии с п. 1 ст. 16 Закона об охране окружающей среды относились, в частности:

- выбросы в атмосферный воздух загрязняющих и иных веществ;

- сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади.

Федеральным законом от 21 июля 2014 г. N 219-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 219-ФЗ) в ст. 16 Закона об охране окружающей среды были внесены изменения, которые вступили в силу с 1 января 2016 г.

Как мы отметили выше, раньше к видам негативного воздействия на окружающую среду относились выбросы в атмосферный воздух загрязняющих и иных веществ. С 1 января 2016 г. согласно п. 1 ст. 16 Закона об охране окружающей среды плата за негативное воздействие на окружающую среду взимается, в частности, за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками.

Иными словами, если до 1 января 2016 г. согласно законодательству плата взималась независимо от источника выбросов, то с 1 января 2016 г. плата взимается за негативное воздействие на окружающую среду, источником которого являются только стационарные источники, то есть с таких объектов, как автотранспортные средства, плата не взимается.

Помимо названных изменений, с 1 января 2016 г. в Законе об охране окружающей среды появились новые статьи:

- ст. 16.1 "Лица, обязанные вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду";

- ст. 16.2 "Порядок определения платежной базы для исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду";

- ст. 16.3 "Порядок исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду";

- ст. 16.4 "Порядок и сроки внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду";

- ст. 16.5 "Контроль за правильностью исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду, полнотой и своевременностью ее внесения".

Еще к одному Закону хотелось бы обратиться в рамках этой статьи, а именно к Федеральному закону от 4 мая 1999 г. N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" (далее - Закон об охране атмосферного воздуха).

В целях предупреждения вредного воздействия на атмосферный воздух в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, устанавливаются обязательные для соблюдения при осуществлении хозяйственной и иной деятельности требования охраны атмосферного воздуха, в том числе к работам, услугам и соответствующим методам контроля, а также ограничения и условия осуществления хозяйственной и иной деятельности, оказывающей вредное воздействие на атмосферный воздух (п. 1 ст. 15 Закона об охране атмосферного воздуха).

Статьей 17 Закона об охране атмосферного воздуха запрещены производство и эксплуатация транспортных средств, содержание вредных (загрязняющих) веществ в выбросах которых превышает установленные технически нормативы выбросов. Транспортные средства подлежат регулярной проверке на соответствие выбросов техническим нормативам.

Отметим, что в Закон об охране атмосферного воздуха также были внесены изменения Законом N 219-ФЗ. В частности, в новой редакции была изложена ст. 28, согласно которой за выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей взимается плата в соответствии с законодательством Российской Федерации. Эти изменения вступили в силу с 1 января 2015 г., а до этого времени ст. 28 также не содержала указания на источники загрязнения окружающей среды.

Вопрос внесения платы за выбросы загрязняющих веществ от передвижных источников был рассмотрен в Письме Минприроды России от 10 марта 2015 г. N 12-47/5413 "О плате за негативное воздействие от передвижных источников". В нем сказано, что со вступлением в силу с 1 января 2015 г. новой редакции ст. 28 Закона об охране атмосферного воздуха взимание платы за выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух от передвижных источников с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей законодательством Российской Федерации не предусмотрено. Также отмечено, что Минприроды России готовятся нормативные правовые акты, конкретизирующие правила исчисления, взимания и корректировки платы за негативное воздействие на окружающую среду.

Несложно заметить, что аналогичная норма, установленная Законом об охране окружающей среды, вступила в силу лишь с 1 января 2016 г. До этого момента оставалось неясным, следовало или не следовало вносить плату за загрязнение окружающей среды с передвижных источников в 2015 г.

Поскольку в отношении налогоплательщика могут проводится выездные налоговые проверки, предусмотренные ст. 89 части первой Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), в рамках которых может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки, будем исходить из предположения, что в 2015 г. вносить плату с передвижных источников загрязнения было необходимо.

Между тем ни Законом об охране окружающей среды, ни Законом об охране атмосферного воздуха не был установлен порядок исчисления и взимания платы, было указано лишь, что порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 августа 1992 г. N 632 утвержден Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия. Названный Порядок до настоящего времени не претерпел никаких изменений и распространяется на предприятия, учреждения, организации, иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием, и предусматривает, в частности, взимание платы за:

- выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников;

- сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты.

Установлено два вида базовых нормативов платы:

- за выбросы, сбросы загрязняющих веществ в пределах допустимых нормативов;

- за выбросы, сбросы загрязняющих веществ в пределах установленных лимитов.

Базовые нормативы платы устанавливаются по каждому ингредиенту загрязняющего вещества (отхода), виду вредного воздействия с учетом степени опасности их для окружающей природной среды и здоровья населения.

При использовании автотранспортных средств плата за загрязнение взимается при использовании бензина неэтилированного, дизельного топлива, керосина, сжатого природного, а также сжиженного газа.

Тарифы платежей установлены в рублях за тонну или тысячу кубических метров израсходованного топлива и определены Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 июня 2003 г. N 344.

Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Российской Федерации от 5 апреля 2007 г. N 204 установлены форма расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду и Порядок ее заполнения и представления.

Расчет платы за загрязнение окружающей среды представляется ежеквартально в территориальный орган Росприроднадзора по месту государственной регистрации транспортных средств не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим отчетным кварталом. Причем по выбору плательщика и по согласованию с органами Ростехнадзора разд. 1 - 4 могут заполняться как по развернутой форме (она является основной), так и по сводной форме. Эти формы различаются только способом группировки показателей.

Если организация представляет отчетность в электронном виде, то составляются только сводные формы. Отчетность может быть составлена и на бумажных носителях и представлена в органы Росприроднадзора лично или отправлена по почте с описью вложения.

Расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду не является налоговой декларацией, и положения НК РФ на него не распространяются.

Приказом Росприроднадзора от 29 сентября 2010 г. N 283 "О полномочиях Росприроднадзора и его территориальных органов в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.09.2010 N 717" установлено, что департаменты Росприроднадзора по федеральным округам, осуществляющим отдельные функции Росприроднадзора на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, и управления Росприроднадзора по соответствующим субъектам Российской Федерации вправе, в частности, организовывать прием и рассмотрение отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов, представляемой в уведомительном порядке субъектами малого и среднего предпринимательства, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы (п. 3.5).

Отметим, что представленный в органы Ростехнадзора расчет не может быть возвращен плательщику. В Постановлении ФАС Восточно-Сибирского округа от 28 мая 2013 г. по делу N А78-7991/2012 указано, что прямых полномочий Росприроднадзора по возврату таких расчетов плательщиков в случае несогласия с ними названные выше нормы законодательства не содержат. Таким образом, обязанность плательщика представить в Росприроднадзор в установленный срок расчет корреспондирует с обязанностью последнего принять указанный расчет, а в случае несогласия с ним назначить проверочные мероприятия и выйти к плательщику с требованием о взыскании неуплаченных сумм.

Плата за загрязнение окружающей среды уплачивается плательщиком отдельно по передвижным объектам негативного воздействия (транспортным средствам, в том числе автомобильным транспортным средствам), зарегистрированным на территории одного муниципального образования.

Плату по итогам отчетного периода следует внести не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, что установлено Приказом Ростехнадзора от 8 июня 2006 г. N 557 "Об установлении сроков уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду".

Обращаем ваше внимание на то, что невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду на основании ст. 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях влечет наложение административного штрафа:

- на должностных лиц в размере от трех тысяч до шести тысяч рублей;

- на юридических лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

Штрафы могут быть наложены не только на организации, но и на индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки на автомашинах, являющихся источником выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, что подтверждает, в частности, Постановление ФАС Дальневосточного округа от 17 апреля 2009 г. по делу N Ф03-1520/2009.

Вопрос взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду был рассмотрен в Письме Росприроднадзора от 5 октября 2010 г. N СМ-06-01-31/7167 "О плате за негативное воздействие на окружающую среду".

В Письме отмечено, что обособленное подразделение юридического лица (филиал или представительство) самостоятельным плательщиком платы не является и вправе осуществлять уплату платежей от имени юридического лица при условии закрепления такого рода полномочий в положении об обособленном подразделении, а также наличии доверенности у руководителя обособленного подразделения со всеми необходимыми полномочиями.

Обязанность по уплате платы возникает независимо от видов осуществляемой деятельности (производственная, непроизводственная или иная сфера) в случае оказания негативного воздействия на окружающую среду в виде выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух. Обязанность по уплате должна быть исполнена лицом, признающимся плательщиком, самостоятельно.

В случае заключения договора аренды источника (объекта) негативного воздействия плательщиком платы является лицо, фактически эксплуатирующее такой источник (объект) и оказывающее тем самым негативное воздействие на окружающую среду.

Индивидуальные предприниматели также признавались плательщиками платы в соответствии со ст. 23 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", ст. 28 Закона об охране атмосферного воздуха.

Также Росприроднадзор сообщил в Письме, что к Нормативам платы, установленным Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 июня 2003 г. N 344, применяются поправочные коэффициенты:

- коэффициенты, учитывающие экологические факторы (состояние атмосферного воздуха);

- коэффициент для особо охраняемых природных территорий, в том числе лечебно-оздоровительных местностей и курортов, а также для районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, Байкальской природной территории и зон экологического бедствия;

- коэффициенты, установленные законами о федеральном бюджете на соответствующий год;

- коэффициент за выбросы вредных веществ в атмосферный воздух городов.

Коэффициенты, учитывающие экологические факторы (состояние атмосферного воздуха), дифференцированы по экономическим районам Российской Федерации.

Нормативы платы за негативное воздействие на окружающую среду, установленные Правительством Российской Федерации в 2003 г. и в 2005 г., применялись в 2012 г. с коэффициентами соответственно 2,05 и 1,67, что было определено Федеральным законом от 30 ноября 2011 г. N 371-ФЗ "О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов".

В 2013 г. Нормативы платы, установленные Правительством Российской Федерации в 2003 г. и в 2005 г., применялись с коэффициентами соответственно 2,20 и 1,79, что было установлено Федеральным законом от 3 декабря 2012 г. N 216-ФЗ "О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов".

Индексация ставок отдельных видов платежей на 2014 г. была предусмотрена ст. 3 Федерального закона от 2 декабря 2013 г. N 349-ФЗ "О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов". Согласно п. 3 названной статьи Нормативы платы за негативное воздействие на окружающую среду, установленные Правительством Российской Федерации в 2003 г. и в 2005 г., применялись в 2014 г. с коэффициентами соответственно 2,33 и 1,89.

Федеральный закон от 1 декабря 2014 г. N 384-ФЗ "О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" индексации ставок за негативное воздействие на окружающую среду в 2015 г. не предусматривал, следовательно, применяются ставки индексации, которые действовали в 2014 г.

В бухгалтерском учете плата за загрязнение окружающей среды учитывается на тех же счетах, на которых учитывается и расход горюче-смазочных материалов. Отражать начисление платы рекомендуем на счете 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами".

В Письме УФНС России по г. Москве от 28 октября 2009 г. N 16-15/112957 со ссылкой на Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 10 декабря 2002 г. N 284-О отмечено, что платежи за негативное воздействие на окружающую среду носят индивидуально-возмездный и компенсационный характер и являются не налогом, а фискальным сбором, вносимым природопользователем. Такие платежи относятся к обязательным платежам неналогового характера, взимаемым в публично-правовом порядке.

При этом названная плата является необходимым условием для получения юридическими лицами права осуществлять хозяйственную и иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду.

Подпунктом 7 п. 1 ст. 254 НК РФ установлено, что для целей исчисления налога на прибыль платежи за предельно допустимые выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов включаются в состав материальных затрат в пределах утвержденных лимитов.

Платежи за сверхнормативные выбросы при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются на основании п. 4 ст. 270 НК РФ.

Таким образом, организация, производя выплаты за негативное воздействие на окружающую среду, вправе учитывать в целях налогообложения прибыли эти суммы в составе расходов только в пределах утвержденных лимитов.

Задать вопрос или заказать пособие можно тут

С уважением к вашему бизнесу,

Сушонкова Елена

Уже в продаже электронное методическое пособие "Все об уточненной налоговой декларации" автора Сушонковой Елены

Узнай, как правильно исправить ошибки в налоговых декларациях

Уже в продаже электронное методическое пособие "Все о счетах-фактурах" автора Сушонковой Елены

Узнай, как правильно исчислить налог на добавленную стоимость без ошибок в счетах-фактурах

Подписывайтесь на нас:

ВК Facebook Дзен Одноклассники Telegram Teletype

Список всех публикаций блога вы найдёте на главной странице канала

Материал подготовлен с использованием системы КонсультантПлюс