Порядок возврата излишне уплаченных налогов, пеней и штрафов при подаче уточненной налоговой декларации

Организация-налогоплательщик представила в налоговый орган уточненную декларацию с суммой налога к уменьшению одновременно с заявлением о возврате излишне уплаченного налога. При этом у организации отсутствуют недоимка по налогам и сборам, задолженность по пеням и штрафам. До окончания камеральной проверки налоговым органом принято решение об отказе в возврате переплаты, мотивированное тем, что с соответствующим заявлением о возврате организация обратилась преждевременно - до окончания срока проведения камеральной проверки. Налогоплательщику также указано на необходимость повторной подачи заявления о возврате переплаты после окончания камеральной проверки. Правомерен ли отказ налогового органа?

В соответствии с пп. 5 п. 1 ст. 21 НК РФ налогоплательщики имеют право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пеней, штрафов.

Подпунктом 7 п. 1 ст. 32 НК РФ установлена соответствующая обязанность налоговых органов по осуществлению возврата или зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, пеней и штрафов в порядке, предусмотренном НК РФ.

Порядок возврата излишне уплаченных налогов, пеней и штрафов определен положениями ст. 79 НК РФ.

Согласно п. 1 ст. 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном настоящей статьей.

Сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению (заявлению, представленному в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи или представленному через личный кабинет налогоплательщика) налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления.

Возврат налогоплательщику суммы излишне уплаченного налога при наличии у него недоимки по иным налогам соответствующего вида или задолженности по соответствующим пеням, а также штрафам, подлежащим взысканию в случаях, предусмотренных НК РФ, производится только после зачета суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки (задолженности) (п. 6 ст. 78 НК РФ).

Решение о возврате суммы излишне уплаченного налога принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня получения заявления налогоплательщика о возврате суммы излишне уплаченного налога или со дня подписания налоговым органом и этим налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась. До истечения указанного срока поручение о возврате суммы излишне уплаченного налога, оформленное на основании решения налогового органа о возврате этой суммы налога, подлежит направлению налоговым органом в территориальный орган Федерального казначейства для осуществления возврата налогоплательщику в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации (п. 8 ст. 78 НК РФ).

Налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику о принятом решении о зачете (возврате) сумм излишне уплаченного налога или решении об отказе в осуществлении зачета (возврата) в течение пяти дней со дня принятия соответствующего решения (п. 9 ст. 78 НК РФ).

Пунктом 2 ст. 88 НК РФ предусмотрено, что камеральная налоговая проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета) (в течение шести месяцев со дня представления иностранной организацией, состоящей на учете в налоговом органе в соответствии с п. 4.6 ст. 83 НК РФ, налоговой декларации по НДС).

Если камеральной налоговой проверкой выявлены ошибки в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо выявлены несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля, об этом сообщается налогоплательщику с требованием представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок (п. 3 ст. 88 НК РФ).

С учетом изложенного наличие переплаты выявляется путем сравнения сумм налога, подлежащих уплате за определенный период, с платежными документами, относящимися к тому периоду, учитывая сведения о расчетах налогоплательщика с бюджетом. В соответствии с нормами ст. ст. 32, 78, 80, 81, 88 НК РФ возврат переплаты невозможен без установления факта переплаты налога, которая может быть сформирована лишь путем уточнения налоговых обязательств, заявленных налогоплательщиком в ранее поданных налоговых декларациях.

Установление факта излишней уплаты налога может быть осуществлено налоговым органом по результатам камеральной налоговой проверки, срок проведения которой в силу п. 2 ст. 88 НК РФ составляет три месяца со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации.

По смыслу ст. 78 НК РФ, предусматривающей исчисление срока возврата со дня подачи налогоплательщиком соответствующего заявления, в данном случае регулируются те ситуации, когда факт излишней уплаты тех или иных сумм и их размер уже были установлены налоговым органом на момент подачи заявления о возврате (зачете) этих сумм.

В случае установления факта излишней уплаты налога по итогам камеральной проверки, при наличии заявления налогоплательщика о возврате (зачете), налоговый орган обязан будет в течение срока, определенного п. 6 ст. 78 НК РФ, осуществить обязательный зачет излишне уплаченной суммы налога в счет погашения недоимки по иным налогам и сборам, а оставшуюся сумму возвратить налогоплательщику. При этом срок на возврат (зачет) суммы излишне уплаченного налога, установленный п. 6 ст. 78 НК РФ, начинает исчисляться со дня подачи заявления о возврате (зачете), но не ранее чем с момента завершения камеральной налоговой проверки по соответствующему налоговому периоду либо с момента, когда такая проверка должна была быть завершена по правилам ст. 88 НК РФ.

Аналогичный вывод следует из п. 11 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 22.12.2005 N 98 "Обзор практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации".

Следует отметить, что в редакции ст. 78 НК РФ, действовавшей на момент издания указанного Информационного письма, срок для принятия налоговым органом решения о возврате (зачете) излишне уплаченного налога устанавливался п. 9 ст. 78 НК РФ, тогда как в настоящее время указанный срок установлен п. 6 ст. 78 НК РФ. Однако указанное Информационное письмо не утрачивает своего разъясняющего характера при применении положений ст. 78 НК РФ о возврате сумм излишне уплаченных налогов (Письма Минфина России от 15.05.2017 N N 03-02-08/30790, 03-02-08/30802).

С учетом изложенного в случае подачи налогоплательщиком заявления о возврате излишне уплаченного налога одновременно с уточненной декларацией сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика в течение одного месяца, исчисляемого с момента окончания камеральной налоговой проверки.

При этом нормами законодательства о налогах и сборах, регулирующими порядок возврата излишне уплаченного налога, не предусмотрена обязанность налогоплательщика по представлению повторного заявления о возврате суммы излишне уплаченного налога после проведения налоговым органом камеральной или выездной налоговой проверки, равно как нормы НК РФ не обязывают налогоплательщика подавать заявление о возврате налога только после завершения инспекцией соответствующих налоговых проверок в случае излишней уплаты налога, что доказано в рассматриваемом случае. В ст. 78 НК РФ не содержится запрета на подачу налогоплательщиком заявления о возврате налога до окончания срока завершения камеральной налоговой проверки.

Анализ положений приведенных выше норм позволяет сделать вывод о том, что нормы налогового законодательства не устанавливают срок для подачи налогоплательщиком письменного заявления о возврате излишне уплаченного налога в порядке, предусмотренном ст. 78 НК РФ. При этом трехмесячный срок на проведение камеральной проверки, установленный п. 2 ст. 88 НК РФ, предоставляется налоговому органу и не может толковаться как препятствующий налогоплательщику обратиться в налоговый орган с заявлением о возврате излишне уплаченного налога до его истечения.

ФАС Северо-Западного округа в Постановлении от 08.12.2011 по делу N А56-7321/2011 отметил, что положениями ст. 78 НК РФ не предусмотрена обязанность налогового агента направлять в ИФНС России повторное заявление на возврат излишне уплаченного налога, если первоначальное заявление было получено налоговым органом до завершения камеральной проверки.

Кроме того, до окончания камеральной проверки уточненной декларации у инспекции отсутствуют основания для вынесения решения об отказе в осуществлении возврата налога, в связи с чем, будучи принятым преждевременно, названное решение нарушает права и законные интересы налогоплательщика (Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 21.02.2017 N Ф06-17461/2017 по делу N А57-11964/2016).

Таким образом, решение налогового органа об отказе в возврате суммы излишне уплаченного налога по причине проведения камеральной налоговой проверки уточненной декларации до ее окончания является неправомерным.

С уважением к вашему бизнесу,

Сушонкова Елена

ПОСЕТИТЕ НАШ ИНТЕРНЕТ-МАГАЗИН

Уже в продаже электронное методическое пособие "Все об уточненной налоговой декларации" автора Сушонковой Елены

Уже в продаже электронное методическое пособие "Все о счетах-фактурах" автора Сушонковой Елены

Подписывайтесь на нас:

ВК Facebook Дзен Одноклассники Telegram

Список всех публикаций блога вы найдёте на главной странице канала