Привлечение к ответственности по результатам выездной налоговой проверки

14 May 2018

Законодательство о налогах и сборах регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения. О привлечении к ответственности по результатам выездной налоговой проверки смотрите в данном материале.

В соответствии со статьей 10 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) порядок привлечения к ответственности и производство по делам о налоговых правонарушениях осуществляются в порядке, установленном главами 14, 15 НК РФ (данные главы носят следующие названия соответственно - "Налоговый контроль" и "Общие положения об ответственности за совершение налоговых правонарушений").

Производство по делам о нарушениях законодательства о налогах и сборах, содержащих признаки административного правонарушения или преступления, ведется в порядке, установленном соответственно законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях (смотрите Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях) и уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации (смотрите Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации).

В пункте 5 статьи 101 НК РФ указано, что в ходе рассмотрения материалов налоговой проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа:

- устанавливает, совершало ли лицо, в отношении которого был составлен акт налоговой проверки (участник (участники) консолидированной группы налогоплательщиков), нарушение законодательства о налогах и сборах;

- устанавливает, образуют ли выявленные нарушения состав налогового правонарушения;

- устанавливает, имеются ли основания для привлечения лица к ответственности за совершение налогового правонарушения;

- выявляет обстоятельства, исключающие вину лица в совершении налогового правонарушения, либо обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения.

По результатам рассмотрения материалов налоговой проверки, согласно пункту 7 статьи 101 НК РФ, руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит решение:

- о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. При проверке консолидированной группы налогоплательщиков в указанном решении может содержаться указание о привлечении к ответственности одного или нескольких участников этой группы (форму решения смотрите в Приложении N 30 к Приказу ФНС России от 08.05.2015 N ММВ-7-2/189@ (далее - Приказ ФНС РФ N ММВ-7-2/189@));

- об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения (такую форму смотрите в Приложении N 31 к Приказу ФНС России от 08.05.2015 N ММВ-7-2/189@).

В пункте 8 статьи 101 НК РФ установлены требования к решениям, принимаемым по результатам налоговых проверок.

Так, решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения должно содержать:

- изложение обстоятельств совершенного привлекаемым к ответственности лицом налогового правонарушения так, как они установлены проведенной проверкой, со ссылкой на документы и иные сведения, подтверждающие указанные обстоятельства;

- доводы, приводимые лицом, в отношении которого проводилась проверка, в свою защиту, и результаты проверки этих доводов;

- само решение о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за конкретные налоговые правонарушения с указанием статей НК РФ, предусматривающих данные правонарушения и применяемые меры ответственности.

В решении о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения указываются размер выявленной недоимки и соответствующих пеней, а также подлежащего уплате штрафа.

В решении об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения излагаются обстоятельства, послужившие основанием для такого отказа, а также могут быть указаны размер недоимки, если эта недоимка была выявлена в ходе проверки, и сумма соответствующих пеней.

В решении о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения либо в решении об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения указываются срок, в течение которого лицо, в отношении которого вынесено решение, вправе обжаловать указанное решение, порядок обжалования решения в вышестоящий налоговый орган, а также наименование органа, его место нахождения, другие необходимые сведения.

В пункте 9 статьи 101 НК РФ установлен правовой режим вступления в силу решений руководителя налогового органа, принимаемых по результатам проверки. Указанный правовой механизм необходимо рассматривать в его системной связи с механизмом подачи апелляционной жалобы на решение руководителя налогового органа, изложенным в статье 101.2 НК РФ.

Решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения (за исключением решений, вынесенных по результатам рассмотрения материалов выездной налоговой проверки консолидированной группы налогоплательщиков) вступают в силу по истечении одного месяца со дня вручения лицу, в отношении которого было вынесено соответствующее решение (его представителю).

Решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, вынесенные по результатам рассмотрения материалов выездной налоговой проверки консолидированной группы налогоплательщиков, вступают в силу по истечении одного месяца со дня вручения ответственному участнику этой группы.

Решение федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения вступает в силу со дня его вручения лицу, в отношении которого было вынесено соответствующее решение (его представителю). Указанное решение в течение пяти дней со дня его вынесения должно быть вручено лицу, в отношении которого оно было вынесено (его представителю), под расписку или передано иным способом, свидетельствующим о дате получения решения этим лицом (его представителем).

В случае если указанное решение невозможно вручить или передать иным способом, свидетельствующим о дате его получения, оно направляется по почте заказным письмом по месту нахождения организации (обособленного подразделения) или месту жительства физического лица. В случае направления решения по почте заказным письмом датой его вручения считается шестой день со дня отправки заказного письма.

В случае подачи апелляционной жалобы на решение налогового органа указанное решение вступает в силу в порядке, предусмотренном статьей 101.2 НК РФ.

Апелляционная жалоба на соответствующее решение налогового органа подается в вынесший это решение налоговый орган, который обязан в течение трех дней со дня поступления указанной жалобы направить ее со всеми материалами в вышестоящий налоговый орган, при отправке апелляционной жалобы по почте днем ее представления считается дата отправки почтового отправления с описью вложения (смотрите письмо Минфина России от 27.07.2007 N 03-02-07/1-350).

Порядок, сроки рассмотрения жалобы вышестоящим налоговым органом и принятие решения по ней определяются в порядке, предусмотренном статьями 139 - 140 НК РФ, с учетом положений, установленных статьей 101.2 НК РФ.

В случае обжалования решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в апелляционном порядке такое решение вступает в силу в части, не отмененной вышестоящим налоговым органом, и в необжалованной части со дня принятия вышестоящим налоговым органом решения по апелляционной жалобе.

В случае если вышестоящий налоговый орган, рассматривающий апелляционную жалобу, отменит решение нижестоящего налогового органа и примет новое решение, такое решение вышестоящего налогового органа вступает в силу со дня его принятия.

В случае если вышестоящий налоговый орган оставит без рассмотрения апелляционную жалобу, решение нижестоящего налогового органа вступает в силу со дня принятия вышестоящим налоговым органом решения об оставлении апелляционной жалобы без рассмотрения, но не ранее истечения срока подачи апелляционной жалобы.

Также в случае обжалования такого решения в судебном порядке срок для обращения в суд исчисляется со дня, когда лицу, в отношении которого вынесено это решение, стало известно о вступлении его в силу.

Обратите внимание, что налоговым законодательством предусмотрен механизм обеспечительных мер, направленных на исполнение решения руководителя налогового органа, принимаемого по результатам проверки (в рамках данной статьи указанные механизмы не будут рассматриваться, поскольку не являются ее непосредственным предметом).

В соответствии с пунктом 10 статьи 101 НК РФ после вынесения решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе принять обеспечительные меры, направленные на обеспечение возможности исполнения указанного решения, если есть достаточные основания полагать, что непринятие этих мер может затруднить или сделать невозможным в дальнейшем исполнение такого решения и (или) взыскание недоимки, пеней и штрафов, указанных в решении (смотрите постановление ФАС Центрального округа от 25.09.2008 по делу N А68-9703/07-502/18, постановление ФАС Уральского округа от 23.03.2009 N Ф09-1442/09-С3 по делу N А07-12038/08-А-КИН).

Для принятия обеспечительных мер руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит решение, вступающее в силу со дня его вынесения и действующее до дня исполнения решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения либо до дня отмены вынесенного решения вышестоящим налоговым органом или судом.

Руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе принять решение об отмене обеспечительных мер или решение о замене обеспечительных мер в случаях, предусмотренных пунктами 10 и 11 статьи 101 НК РФ. Решение об отмене (замене) обеспечительных мер вступает в силу со дня его вынесения.

В соответствии с пунктом 14 статьи 101 НК РФ несоблюдение должностными лицами налоговых органов требований, установленных НК РФ, может являться основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом.

В соответствии со статьей 101.3 НК РФ решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения подлежит исполнению со дня его вступления в силу (смотрите, например, постановление ФАС Московского округа от 16.04.2008 N КА-А40/3094-08 по делу N А40-35653/07-142-200).

Обращение соответствующего решения к исполнению возлагается на налоговый орган, вынесший это решение. В случае рассмотрения жалобы вышестоящим налоговым органом в апелляционном порядке вступившее в силу соответствующее решение направляется в налоговый орган, вынесший первоначальное решение, в течение трех дней со дня вступления в силу соответствующего решения.

С уважением к вашему бизнесу,

Сушонкова Елена

Уже в продаже электронное методическое пособие "Все об уточненной налоговой декларации" автора Сушонковой Елены

Узнай, как правильно исправить ошибки в налоговых декларациях

Уже в продаже электронное методическое пособие "Все о счетах-фактурах" автора Сушонковой Елены

Узнай, как правильно исчислить налог на добавленную стоимость без ошибок в счетах-фактурах

Подписывайтесь на нас:

ВК Facebook Дзен Одноклассники Telegram Teletype

Список всех публикаций блога вы найдёте на главной странице канала

Материал подготовлен с использованием системы КонсультантПлюс

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ

Налоговая инспекция обязана направить требование о представлении пояснений, если в ходе камеральной проверки выявлены ошибки

10 видео о налоговых проверках

Признание долга по неуплаченному налогу может подтверждать декларация, направленная в ФНС РФ - разъяснения

Если пояснения представлены в электронном виде, но не по формату, установленному ФНС РФ, то их можно считать представленными

10 публикаций по налоговому контролю

Из практики налогового консультирования Налоговый контроль

10 видео Налоговые споры

КАК ОБЖАЛОВАТЬ РЕШЕНИЕ НАЛОГОВОГО ОРГАНА ПО НАЛОГОВОЙ ПРОВЕРКЕ?

КАКОВ ПОРЯДОК ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ДОКУМЕНТОВ, ИСТРЕБУЕМЫХ НАЛОГОВЫМ ОРГАНОМ?

КАК ПРОВОДЯТСЯ ВЫЕЗДНЫЕ НАЛОГОВЫЕ ПРОВЕРКИ У ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ?

Возражать на акт налоговой проверки стало проще

Организацией получено требование ФНС РФ о представлении документов, в котором не указано их количество. Можно ли не отвечать?

10 видео Налоговые проверки

А вы уже получили из налоговой инспекции письмо "О прозрачном бизнесе"?

Кому налоговики теперь выписывают удвоенные штрафы

Оштрафовать за неуплату взносов по итогам отчетного периода нельзя

Когда ФНС РФ может требовать пояснений по применению льготы по НДС на право пользования ПЭВМ?

Во сколько теперь обходятся компаниям налоговые просрочки

КАКОВ ПОРЯДОК ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ДОКУМЕНТОВ, ИСТРЕБУЕМЫХ НАЛОГОВЫМ ОРГАНОМ?

Нестыковки в первичке и договорах, из-за которых инспекторы доначисляют налоги

Как налоговики ищут схемы и дробление бизнеса на проверках упрощенцев

Что такое выездная налоговая проверка?

ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ НАЛОГОВОЕ УВЕДОМЛЕНИЕ ПРИШЛО ПОЗЖЕ УСТАНОВЛЕННОГО СРОКА И НАЛОГОВАЯ ИНСПЕКЦИЯ НАЧИСЛИЛА ПЕНИ?

Как убедить налоговую и фонды снизить штраф?

Критерии отбора плательщиков для проведения выездных налоговых проверок

Период и налоги, по которым могут проводиться выездные налоговые проверки

Процессуальные действия в период выездной налоговой проверки

Тактика поведения налогоплательщиков при проведении выездной налоговой проверки

Можно ли вернуть из бюджета недоимку на 01.01.2015г., уплаченную 29.12.2017г.?

Порядок проведения выездной налоговой проверки

Приостановление выездной налоговой проверки

Правила представления документов в процессе выездной налоговой проверки

Выемка документов при проведении выездной налоговой проверки

Доступ на территорию плательщика при выездной налоговой проверке

Осмотр помещений и инвентаризация имущества при проведении выездной налоговой проверки

Требования к акту выездной (в том числе повторной) налоговой проверки

Рассмотрение результатов и вынесение решения по результатам выездной налоговой проверки