Процедура списания основных средств в бухгалтерском учете

13.07.2018

Основные случаи выбытия объектов основных средств, предусмотренные бухгалтерским законодательством, заключаются в :

а) продаже (реализации) объекта основных средств физическому или юридическому лицу;

б) списании объекта основных средств в случае морального и/или физического износа;

в) передаче объекта основных средств в виде вклада в уставный капитал других организаций;

г) ликвидации объекта основных средств при авариях, стихийных бедствиях и иных чрезвычайных ситуациях;

д) безвозмездной передаче объекта основных средств физическому или юридическому лицу в соответствии с договором дарения.

Полное или частичное списание объекта ОПФ оформляется актом на списание основных средств или автотранспортных средств по форме N ОС-4 или N ОС-4а соответственно. Акты такого рода выписываются по факту выбытия объекта ОПФ на основании приказа руководства предприятия [7].

При этом напомним, что с 1 января 2013 г. формы первичных учетных документов, содержащиеся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, не являются обязательными к применению (Информация Минфина России N ПЗ-10/2012 "О вступлении в силу с 1 января 2013 г. Федерального закона от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете").

Документ составляется в двух экземплярах, поскольку первый из них передается в бухгалтерию организации, а второй остается у лица, ответственного за сохранность основных средств, так как служит основанием для сдачи на склад и реализации оставшихся в результате списания запчастей, материалов, металлолома и т.д. В акте ОС-4 отражается стоимость материальных ценностей, оставшихся после списания объекта основных средств. Поэтому на основании второго экземпляра формы N ОС-4 (ОС-4а) завскладом приходуются ценности, полученные от списания основного средства, что фиксируется в накладных по форме N М-4 и/или N М-35 [7].

Информация из акта N ОС-4 (N ОС-4а) переносится в инвентарную карточку по форме N ОС-6или инвентарную книгу по форме N ОС-6б [7]. В бухгалтерском учете на основании указанных и некоторых сопутствующих документов выполняются следующие проводки:

Дебет 91 Кредит 01

- списана на расходы организации остаточная стоимость выбывшего объекта основных средств.

Дебет 91 Кредит 01

- списана остаточная стоимость ликвидируемого основного средства.

Дебет 94 Кредит 01

- списана остаточная стоимость поврежденного основного средства.

Дебет 02 Кредит 01

- списана сумма амортизации по выбывшему основному средству.

Дебет 91 Кредит 94

- списана на расходы организации стоимость недостающих и испорченных объектов основных средств (при условии, что виновники неизвестны).

Дебет 73 Кредит 94

- списана на виновников сумма ущерба от недостачи и почти ценностей (при условии, что виновники известны и вина их доказана судом).

Дебет 94 Кредит 98

- списана на доходы будущих периодов разница между рыночной ценой и остаточной стоимостью выбывшего основного средства.

Дебет 98 Кредит 91

- списана на доходы организации стоимость задолженности в части, погашенной ее виновником.

Задать вопрос или заказать пособие можно тут

С уважением к вашему бизнесу,

Сушонкова Елена

Уже в продаже электронное методическое пособие "Все об уточненной налоговой декларации" автора Сушонковой Елены

Узнай, как правильно исправить ошибки в налоговых декларациях

Уже в продаже электронное методическое пособие "Все о счетах-фактурах" автора Сушонковой Елены

Узнай, как правильно исчислить налог на добавленную стоимость без ошибок в счетах-фактурах

Подписывайтесь на нас:

ВК Facebook Дзен Одноклассники Teletype

Список всех публикаций блога вы найдёте на главной странице канала

Материал подготовлен с использованием системы КонсультантПлюс

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ

Отражение в бухучете приобретения объектов основных средств по договорам купли-продажи