Риски доначисления земельного налога в отношении санитарно-защитной зоны завода

Описание ситуации: В декабре 2016 г. на основании представленных документов Филиал ФГПУ "ФКП Росреестра" внес сведения о границе санитарно-защитной зоны Общества в государственный кадастр недвижимости.

Вопрос: Можно ли считать, что расположенные в пределах данных границ земельные участки находятся в пользовании Общества? Возможны ли претензии налоговых органов в части доначисления земельного налога по установленным санитарно-защитным зонам?

Ответ: Прежде всего отметим, что Общество не обязано уплачивать земельный налог, если оно не является собственником земельного участка, к которому относится санитарно-защитная зона, или не обладает им на праве постоянного (бессрочного) пользования.

Данный вывод в первую очередь следует из положений п. 1 ст. 388 НК РФ, согласно которому земельный налог уплачивается организациями только в отношении тех земельных участков, которые принадлежат им на праве собственности или постоянного (бессрочного) пользования.

При этом необходимо учитывать, что в соответствии с п. 1 ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.

Учитывая это, Пленум ВАС РФ в своем Постановлении от 23.07.2009 N 54 "О некоторых вопросах, возникших у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием земельного налога" указал, что плательщиком земельного налога является лицо, которое в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним указано как обладающее правом собственности, правом постоянного (бессрочного) пользования либо правом пожизненного наследуемого владения на соответствующий земельный участок. Обязанность уплачивать земельный налог возникает у такого лица с момента регистрации за ним одного из названных прав на земельный участок, то есть внесения записи в реестр, и прекращается со дня внесения в реестр записи о праве иного лица на соответствующий земельный участок.

Данное положение необходимо применять с учетом того, что согласно п. 4 ст. 8Федерального закона от 29.11.2004 N 141-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты..." в случае отсутствия в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним информации о существующих правах на земельные участки плательщики по земельному налогу определяются на основании государственных актов, свидетельств и других документов, удостоверяющих права на землю и выданных физическим или юридическим лицам до вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", которые в соответствии с законодательством имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре.

Учитывая изложенное, Общество будет признаваться плательщиком земельного налога в отношении земельного участка, занимаемого санитарно-защитной зоной, только если в ЕГРП имеется запись о регистрации за ней права собственности или права постоянного (бессрочного) пользования на этот земельный участок или при наличии у нее правоустанавливающего документа, выданного до 31.01.1998 и подтверждающего наличие у нее соответствующего права на данный участок.

При отсутствии таких прав на земельный участок под санитарно-защитной зоной организация не должна признаваться по нему плательщиком земельного налога.

Аналогичная позиция отражена в письме Минфина РФ от 23.04.2009 N 03-05-05-02/24, а также в Определении ВАС РФ от 20.03.2008 N 3696/08 и других судебных актах.

Для полной уверенности в том, что площадь санитарно-защитной зоны не включена в границы земельного участка, принадлежащего Обществу, рекомендуем изучить всю правоустанавливающую документацию на земельный участок принадлежащий заводу (как выданную Росреестром, так и иных документов, выданных до 31.01.1998 (при их наличии)).

Вопрос о рисках доначисления земельного налога возник в связи с тем, что в декабре 2016 г. Обществом из органа кадастрового учета были получены следующие документы:

- письмо Филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", согласно которому служба уведомляет завод о том, что сведения о границе санитарно-защитной зоны Общества внесены в государственный кадастр недвижимости;

- Карта (план) "Граница санитарно-защитной зоны Общества, в которой содержатся сведения об объекте землеустройства (объект определен как санитарно-защитная зона без отдельного кадастрового номера, указана площадь без описания границ), указаны также сведения о заказчике и исполнителе землеустроительных работ.

Проанализировав указанные документы, по вопросу риска доначисления земельного налога, считаем необходимым отметить следующее.

Во-первых, из представленных документов (письмо органа кадастрового учета и карта-план границ санитарно-защитной зоны) не усматривается, что земельный участок под санитарно-защитной зоной находится у завода на праве собственности или каком-либо ином праве, являющимся основанием для исчисления земельного налога в соответствии со ст. 388 НК РФ. Более того, как следует из представленных документов, у земельного участка под санитарно-защитной зоной отсутствует свой самостоятельный кадастровый номер.

Иными словами, участок под санитарно-защитной зоной не имеет четких границ и не состоит на кадастровом учете как полноценный самостоятельный участок, в связи с чем, по нашему мнению, сам по себе не может выступать объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 НК РФ.

Еще раз отметим, что в целях исключения налоговых рисков Обществу необходимо убедиться, что спорная санитарно-защитная зона не включена в границы земельного участка завода в соответствии с имеющимися правоустанавливающими документами (например, свидетельство о праве собственности на земельный участок или иные документы, оформленные до 01.01.1998, согласно которым земельный участок передан в собственность Общества, а также план границ участка).

Во-вторых, по смыслу Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" и других подзаконных нормативных актов (например, Модельный экологический кодекс для государств - участников Содружества Независимых Государств (общая часть)) санитарно-защитная зона является специальной территорией с особым режимом использования. По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации промышленного объекта.

Вместе с тем данные обстоятельства не означают, что земельный участок под санитарно-защитной зоной автоматически должен принадлежать на праве собственности или ином праве, перечисленном в п. 1 ст. 388 НК РФ, промышленному предприятию.

Более того, не исключены случаи, когда на участке под санитарно-защитной зоной расположены строения, принадлежащие сторонним организациям и гражданам, отдельные земельные участки состоят на кадастровом учете и находятся в собственности сторонних лиц.

Установление подобной информации путем соответствующих запросов в Росреестр или из публичной кадастровой карты в будущем поможет Обществу усилить свою позицию об отсутствии обязанности по уплате земельного налога в отношении указанной территории.

В-третьих, необходимо отметить, что с 02.01.2017 вступил в силу Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", который регулирует отношения, возникающие в связи с осуществлением государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, а также в связи с ведением Единого государственного реестра недвижимости и предоставления сведений, содержащихся в нем (далее - Федеральный закон N 218-ФЗ).

В соответствии с п. 5 ст. 1 Федерального закона N 218-ФЗ государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права.

Согласно п. 2 ст. 7 Единый государственный реестр недвижимости представляет собой свод достоверных систематизированных сведений в текстовой форме (семантические сведения) и графической форме (графические сведения) и состоит из:

1) реестра объектов недвижимости (кадастр недвижимости);

2) реестра прав, ограничений прав и обременений недвижимого имущества (реестр прав на недвижимость);

3) реестра сведений о границах зон с особыми условиями использования территорий (реестр границ);

4) реестровых дел;

5) кадастровых карт;

6) книг учета документов.

В кадастр недвижимости вносятся основные и дополнительные сведения об объекте недвижимости (ст. 8 Федерального закона N 218-ФЗ).

В реестр прав на недвижимость вносятся сведения о правах, об ограничениях прав и обременениях объектов недвижимости, о сделках с объектами недвижимости, если такие сделки подлежат государственной регистрации в соответствии с федеральным законом, а также дополнительные сведения, внесение которых в реестр прав на недвижимость не влечет за собой переход, прекращение, ограничения прав и обременение объектов недвижимости (ст. 9 Федерального закона N 218-ФЗ).

В реестр границ вносятся сведения о зонах с особыми условиями использования территорий, территориальных зонах, территориях объектов культурного наследия, территориях опережающего социально-экономического развития, зонах территориального развития в Российской Федерации, об игорных зонах, о лесничествах, лесопарках, об особо охраняемых природных территориях, особых экономических зонах, охотничьих угодьях (ст. 10 Федерального закона N 218-ФЗ).

Отметим, что карта-план территории является одним из документов, на основании которого осуществляется государственный кадастровый учет (подп. 7 п. 2 ст. 14 Федерального закона N 218-ФЗ).

По нашему мнению, представленные письмо органа кадастрового учета и карта-план границ санитарно-защитной зоны свидетельствуют о том, что сведения о границе санитарно-защитной зоны Общества внесены именно в реестр границ как составную часть Единого государственного реестра недвижимости (а не сведения о правах на конкретный земельный участок).

Таким образом, по нашему мнению, письмо органа кадастрового учета и карта-план границ подтверждают, что в ЕГРН внесены сведения о зоне с особыми условиями использования территории, а не сведения о правах на конкретный земельный участок, в связи с чем считаем, что основания для уплаты земельного налога в отношении земельного участка под санитарно-защитной зоной у Общества отсутствуют.

Задать вопрос или заказать пособие можно тут

С уважением к вашему бизнесу,

Сушонкова Елена

Уже в продаже электронное методическое пособие "Все об уточненной налоговой декларации" автора Сушонковой Елены

Узнай, как правильно исправить ошибки в налоговых декларациях

Уже в продаже электронное методическое пособие "Все о счетах-фактурах" автора Сушонковой Елены

Узнай, как правильно исчислить налог на добавленную стоимость без ошибок в счетах-фактурах

Подписывайтесь на нас:

ВК Facebook Дзен Одноклассники Teletype

Список всех публикаций блога вы найдёте на главной странице канала

Материал подготовлен с использованием системы КонсультантПлюс

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ

ФНС РФ разъяснила, как исчислить земельный налог при владении участком неполный налоговый период

Изменился вид разрешенного использования земельного участка. Что с налогом на землю?

Изменился вид разрешенного использования земельного участка. Что с налогом на землю?