СТРАХОВАНИЕ НЕДВИЖИМОСТИ, ПОЛУЧЕННОЙ В АРЕНДУ: НАЛОГИ И БУХУЧЕТ

Арендодатель и арендатор могут договориться о том, что страхование арендованной недвижимости осуществляет арендатор.

Договор аренды недвижимости: что влияет на налоги и бухучет у арендатора при страховании им недвижимости

Условие договора аренды недвижимости о страховании арендатором недвижимости (информация для арендатора)

Арендодатель и арендатор могут договориться о том, что страхование арендованной недвижимости осуществляет арендатор. Такое страхование, обязанность в отношении которого вытекает из договора, не признается обязательным в смысле ст. 935 ГК РФ (п. 1 ст. 421, п. 4 ст. 935 ГК РФ).

--------------------------------

Формулировка договора в этом случае может быть следующей:

"Арендатор обязан за свой счет застраховать арендованный объект недвижимости от следующих рисков ___".

--------------------------------

НДС при страховании полученной в аренду недвижимости арендатором

Услуги по страхованию, оказываемые страховщиками на территории РФ, не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) (пп. 7 п. 3 ст. 149 НК РФ). Следовательно, налог со стоимости услуг по страхованию к уплате арендатору не предъявляется.

Налог на прибыль при страховании полученной в аренду недвижимости арендатором

Расходы на добровольное страхование арендованной недвижимости учитываются для целей налогообложения прибыли в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, в размере фактических затрат (пп. 5 п. 1 ст. 253, пп. 3 п. 1, п. 3 ст. 263 НК РФ, Письмо Минфина России от 30.01.2008 N 03-03-06/2/9).

При использовании метода начисления расходы на страхование признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором в соответствии с условиями договора страхования были перечислены или выданы из кассы денежные средства на уплату страховой премии (взноса) (п. 6 ст. 272 НК РФ).

При этом, если договор страхования заключен на срок более одного отчетного периода, сумму страховой премии (взноса), уплачиваемой как разовым платежом, так и в рассрочку, нужно распределять пропорционально количеству календарных дней действия договора в отчетном периоде и учитывать в целях налогообложения равномерно (п. 6 ст. 272 НК РФ).

В таком порядке учитываются расходы на страхование арендованной недвижимости независимо от того, у кого она арендуется (у коммерческой организации, физического лица или у государственного органа, органа местного самоуправления, казенного учреждения).

Бухучет при страховании полученной в аренду недвижимости арендатором

Расчеты со страховой компанией по страхованию арендованной недвижимости отражаются на счете 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами", субсчет 76-1 "Расчеты по имущественному и личному страхованию" (Инструкция по применению Плана счетов).

Нормативно-правовыми актами по бухгалтерскому учету не установлен порядок признания расходов на страхование. В бухгалтерском учете при отражении операций, связанных со страхованием арендованной недвижимости, по выбору организации может применяться один из нижеприведенных способов <*>. Выбранный вариант следует закрепить в учетной политике организации (п. 7.1 ПБУ 1/2008).

I способ. Уплаченную сумму страховой премии (взноса) арендатор признает в составе расходов по обычным видам деятельности единовременно на дату получения страхового полиса (т.е. на дату вступления в силу договора страхования) (п. п. 5, 7, 16, 18 ПБУ 10/99). Такой подход объясняется тем, что на дату выдачи страхового полиса страховщик не имеет задолженности перед страхователем (арендатором) в сумме страховой премии (взноса). Задолженность страховщика перед страхователем может возникнуть только после наступления страхового случая, причем в сумме страхового возмещения, а не в сумме уплаченной страховой премии (взноса).

Единовременное признание страховой премии (взноса) в составе расходов по обычным видам деятельности на дату получения страхового полиса отвечает предъявляемым к учетной политике организации требованиям осмотрительности и рациональности (п. 6 ПБУ 1/2008).

Если период страхования полученной в аренду недвижимости приходится более чем на один отчетный период, то при применении в налоговом учете метода начисления в месяце уплаты страховой премии (взноса) в бухгалтерском учете возникают вычитаемая временная разница (ВВР) и соответствующий ей отложенный налоговый актив (ОНА) <**>. Возникновение ОНА отражается в бухгалтерском учете по дебету счета 09 "Отложенные налоговые активы" и кредиту счета 68 "Расчеты по налогам и сборам". Указанные ВВР и ОНА уменьшаются (погашаются) по мере признания расходов на страхование в налоговом учете (п. п. 11, 14, 17 ПБУ 18/02).

II способ. Уплаченная сумма страховой премии (взноса) рассматривается в качестве предоплаты будущих страховых услуг. Данное мнение основано на том, что в случае досрочного прекращения договора страхования страховщик на основании п. 3 ст. 958 ГК РФ возвращает страхователю часть страховой премии. Указанный подход отражен в Толковании Р112 "Участие организации в договорах страхования в качестве страхователей" (принято Комитетом БМЦ по толкованиям 27 мая 2011 г., утверждено в итоговой редакции 30 июня 2011 г.).

В этом случае уплаченная страховая премия (взнос) расходом не признается и учитывается в составе дебиторской задолженности (п. п. 3, 16 ПБУ 10/99). Предоплата признается расходом организации по мере потребления страховых услуг, т.е. по мере истечения периода страхования (п. п. 8, 11, 13 Толкования Р112). Таким образом, часть страховой премии (взноса) учитывается в составе расходов по обычным видам деятельности ежемесячно в течение срока действия страхового полиса. Ежемесячная сумма расходов на страхование определяется исходя из страховой премии (взноса), общего срока страхования и количества дней в текущем месяце (п. п. 5, 7 ПБУ 10/99).

При применении в налоговом учете метода начисления различий между порядком признания расходов на страхование в бухгалтерском и налоговом учете не возникает.

--------------------------------

<*> Заметим: возможен еще один способ отражения в бухгалтерском учете затрат на страхование. Он заключается в следующем.

Согласно п. 65 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации затраты, произведенные организацией в отчетном периоде, но относящиеся к следующим отчетным периодам, отражаются в бухгалтерском балансе в соответствии с условиями признания активов, установленными нормативными правовыми актами по бухгалтерскому учету, и подлежат списанию в порядке, установленном для списания стоимости активов данного вида.

Действующими ПБУ не предусмотрено признание затрат в виде уплаченной страховой премии (взноса) в качестве какого-либо вида активов, т.е. возможность их учета в качестве расходов будущих периодов с использованием счета 97.

В то же время Минфин России в Письме от 12.01.2012 N 07-02-06/5 разъяснил, что в случае если произведенные организацией затраты не соответствуют условиям признания определенного актива, то такие затраты отражаются в бухгалтерском балансе как расходы будущих периодов и подлежат списанию путем их обоснованного распределения между отчетными периодами в порядке, установленном организацией (равномерно, пропорционально объему продукции и др.), в течение периода, к которому они относятся. Таким образом, исходя из изложенного для равномерного признания расходов на страхование организация может использовать счет 97. Такой способ в данном случае не рассматривается.

<**> Учетной политикой организации может быть предусмотрено, что промежуточная бухгалтерская отчетность составляется ежемесячно, т.е. отчетными периодами являются месяц, два месяца и так далее до окончания года (п. 6 ст. 3, ч. 5 ст. 13, ч. 4, 6 ст. 15 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете").

<***> Если арендованный объект недвижимости не используется в процессе производства и (или) реализации продукции, товаров (работ, услуг), то расходы на страхование недвижимости признаются прочими расходами (п. 4 ПБУ 10/99).

С уважением к вашему бизнесу,

Сушонкова Елена

ПОСЕТИТЕ НАШ ИНТЕРНЕТ-МАГАЗИН

Уже в продаже электронное методическое пособие "Все об уточненной налоговой декларации" автора Сушонковой Елены

Узнай, как правильно исправить ошибки в налоговых декларациях

Уже в продаже электронное методическое пособие "Все о счетах-фактурах" автора Сушонковой Елены

Узнай, как правильно исчислить налог на добавленную стоимость без ошибок в счетах-фактурах

Подписывайтесь на нас:

ВК Facebook Дзен Одноклассники Telegram Teletype

Список всех публикаций блога вы найдёте на главной странице канала

Материал подготовлен с использованием системы КонсультантПлюс

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ

Бухгалтерский учет затрат на компенсацию расходов на проезд работников в метро?

Какие применяются формы ведения бухгалтерского учета?

10 бухгалтерских журналов за 2018 год

Правила учета изменились: подберите выгодные формулировки учетной политики

Учет пожертвований в религиозной организации, применяющей УСН, на строительство храма

Как отражаются в бухгалтерском учете расчеты с работником по исполнительным листам?

Как отразить в учете операции по картам, если банк не сразу проводит деньги

Является ли бухгалтерская информация налоговой тайной?

Что такое система внутреннего контроля?

ПЕРЕЧИСЛЕНИЕ АРЕНДНОЙ ПЛАТЫ ПО ДОГОВОРУ АРЕНДЫ НЕДВИЖИМОСТИ