Сущность камеральной налоговой проверки, новые основания

<100 full reads

Налоговые органы проводят налоговый контроль в форме налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, предусмотренных налоговым законодательством. Об особенностях и сущности камеральной налоговой проверки в свете всех последних изменений закона читайте в данной статье.

Сущность камеральной налоговой проверки, новые основания

Глава 14 части 1 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) носит название "Налоговый контроль". В статье 82 НК РФ закреплено, что налоговым контролем признается деятельность уполномоченных органов по контролю над соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном НК РФ.

Правовое регулирование камеральных проверок установлено статьей 88 НК РФ.

Вместе с тем на данный институт распространяются и положения статьи 87 НК РФ.

В соответствии со статьей 87 НК РФ налоговые органы проводят следующие виды налоговых проверок налогоплательщиков, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов и налоговых агентов:

- камеральные налоговые проверки;

- выездные налоговые проверки.

Целью камеральной и выездной налоговых проверок является контроль над соблюдением налогоплательщиком, плательщиком сборов или налоговым агентом законодательства о налогах и сборах.

Определения камеральной проверки НК РФ не содержит, он лишь констатирует, что в процессе ее проведения проверяется налоговая отчетность налогоплательщика.

Камеральную проверку, как представляется, можно признать основной формой проведения налогового контроля. И дело здесь не только в том, что основанием ее проведения является представление декларации, а декларация представляется многими налогоплательщиками ежемесячно. Важен тот факт, что камеральная проверка проводится без решения руководителя инспекции, что в некотором роде убыстряет процесс и сокращает количество бюрократических проволочек.

Несмотря на, казалось бы, малую трудоемкость проведения камеральных проверок по сравнению, например, с выездными налоговыми проверками, они дают ощутимую прибавку в бюджет.

Сущность камеральной налоговой проверки, новые основания

Статья 88 НК РФ регламентирует основные моменты и особенности камеральной налоговой проверки.

Итак, статьей 88 НК РФ установлено, что камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа. Специальная декларация, представленная в соответствии с Федеральным законом от 08.06.2015 N 140-ФЗ "О добровольном декларировании физическими лицами активов и счетов (вкладов) в банках и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", и (или) прилагаемые к ней документы и (или) сведения, а также сведения, содержащиеся в указанной специальной декларации и (или) документах, не могут являться основой для проведения камеральной налоговой проверки.

Отметим, что ФНС России в пункте 2.3 письма от 16.07.2013 N АС-4-2/12705 "О рекомендациях по проведению камеральных налоговых проверок" дала собственное разъяснение о том, что относится к иным документам. К ним относятся:

- ранее представленные налоговые декларации (расчеты);

- документы, полученные налоговым органом с первоначальной налоговой декларацией (расчетом) при проведении камеральной налоговой проверки уточненной налоговой декларации (расчета);

- документы, ранее полученные (составленные) в ходе выездных и камеральных налоговых проверок, иных мероприятий налогового контроля;

- документы, полученные налоговым органом при осуществлении им иных функций, законодательно отнесенных к компетенции налоговых органов (по валютному контролю, проверкам контрольно-кассовой техники, полноты учета выручки и так далее);

- решения (постановления) налоговых органов;

- заявления и сообщения, полученные от налогоплательщика и третьих лиц;

- материалы, полученные от правоохранительных и иных органов, от внебюджетных фондов, в том числе в соответствии с ведомственными соглашениями с ФНС России, региональными ведомственными соглашениями и так далее;

- иные документы и сведения, полученные на законных основаниях, в том числе указанные в методологических документах ФНС России о проведении предпроверочного анализа налогоплательщика.

Сущность камеральной налоговой проверки, новые основания

Камеральная налоговая проверка расчета финансового результата инвестиционного товарищества проводится налоговым органом по месту учета участника договора инвестиционного товарищества - управляющего товарища, ответственного за ведение налогового учета.

При представлении налоговой декларации (расчета) за налоговый (отчетный) период, за который проводится налоговый мониторинг, камеральная налоговая проверка не проводится. Однако пунктом 1.1 статьи 88 НК РФ из этого правила предусмотрен ряд исключений. В частности, налоговый орган будет вправе провести камеральную проверку отчетности, если заявляется право на возмещение НДС (акциза).

Также в числе оснований для проведения проверки установлены:

- представление уточненной отчетности, в которой уменьшена сумма налога к уплате или увеличена сумма полученного убытка по сравнению с ранее представленной отчетностью;

- досрочное прекращение налогового мониторинга;

- представление отчетности позднее 1 июля года, следующего за периодом, за который проводится налоговый мониторинг.

Такая проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета).

Камеральная проверка проводится в течение шести месяцев со дня представления иностранной организацией, состоящей на учете в налоговом органе в соответствии с пунктом 4.6 статьи 83 НК РФ, налоговой декларации по НДС (пункт 2 статьи 88 НК РФ).

Если налогоплательщик - контролирующее лицо организации или иностранное лицо в установленный срок не представит в инспекцию налоговую декларацию (расчет), то налоговый орган вправе провести камеральную налоговую проверку на основе имеющихся документов (информации) о данном налогоплательщике, а также сведений об иных аналогичных налогоплательщиках. Проверка может быть проведена в течение трех месяцев (в течение шести месяцев для иностранной организации) со дня истечения срока представления такой налоговой декларации (расчета), установленного законодательством о налогах и сборах (абзац 2 пункта 2 статьи 88 НК РФ).

Если до окончания такой проверки налогоплательщик представит налоговую декларацию, проверка прекращается и начинается новая камеральная проверка на основе представленной декларации.

Прекращение камеральной налоговой проверки означает прекращение всех действий налогового органа в отношении имеющихся у налогового органа документов (информации). При этом документы (информация), полученные налоговым органом в рамках прекращенной камеральной налоговой проверки, могут быть использованы при проведении мероприятий налогового контроля в отношении налогоплательщика (абзац 3 пункта 2 статьи 88 НК РФ).

Если камеральной налоговой проверкой выявлены ошибки в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо выявлены несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля, об этом сообщается налогоплательщику с требованием представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок (об этом подробнее смотрите письмо ФНС России от 16.07.2013 N АС-4-2/12705 "О рекомендациях по проведению камеральных налоговых проверок").

При проведении камеральной проверки уточненной декларации (расчета), в которой уменьшена сумма налога, подлежащая уплате в бюджетную систему Российской Федерации, налоговый орган вправе потребовать у налогоплательщика представить пояснения, которые обосновывают изменения показателей декларации (расчета). Данные пояснения необходимо представить в течение пяти рабочих дней.

В соответствии с абзацем 3 пункта 3 статьи 88 НК РФ в отношении декларации (расчета) с заявленной суммой убытка при проведении камеральной налоговой проверки данной декларации налоговый орган также вправе потребовать пояснений от налогоплательщика, обосновывающих размер указанного убытка.

Пояснения при проведении камеральной налоговой проверки декларации по НДС должны быть представлены в электронной форме по ТКС через оператора электронного документооборота. При представлении указанных пояснений на бумажном носителе такие пояснения не считаются представленными.

При непредставлении иностранной организацией в установленный срок декларации по НДС налоговый орган в течение 30 календарных дней со дня истечения установленного срока ее представления направляет такой организации уведомление о необходимости представления такой налоговой декларации. Форма и формат уведомления о необходимости представления налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость при оказании иностранными организациями услуг в электронной форме утверждены Приказом ФНС России от 28.09.2016 N ММВ-7-15/516@.

Налоговая декларация представляет собой письменное заявление или заявление, составленное в электронной форме и переданное по телекоммуникационным каналам связи с применением усиленной квалифицированной электронной подписи, налогоплательщика об объектах налогообложения, о полученных доходах и произведенных расходах, об источниках доходов, о налоговой базе, налоговых льготах, об исчисленной сумме налога и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты налога (пункт 1 статьи 80 НК РФ).

Согласно пункту 1 статьи 21 НК РФ налогоплательщики имеют право представлять налоговым органам и их должностным лицам пояснения по исчислению и уплате налогов, а также по актам проведенных налоговых проверок.

Таким образом, в соответствии с вышесказанным налогоплательщик представляет пояснения по исчислению налогов. При этом если камеральной налоговой проверкой выявлены ошибки в налоговой декларации, то представление налогоплательщиком по требованию налогового органа необходимых пояснений является правом налогоплательщика. Вместе с тем пункт 1 статьи 23 НК РФ устанавливает, что налогоплательщики обязаны выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах.

Именно поэтому необходимо признать, что если камеральной налоговой проверкой выявлены ошибки в налоговой декларации, то представление налогоплательщиком по требованию налогового органа необходимых пояснений является не правом, а обязанностью налогоплательщика.

Что касается представителей налогового органа в данном случае, то, проводя камеральную налоговую проверку, при возникновении сомнений относительно представленных налогоплательщиком документов налоговый орган обязан истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения, получить объяснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов (смотрите, например, постановление ФАС Московского округа от 09.04.2008 N КА-А40/86-08 по делу N А40-33760/07-118-208, постановление ФАС Московского округа от 24.07.2007, 27.07.2007 N КА-А40/7083-07 по делу N А40-71292/06-75-421).

Отметим, что, помимо пояснений к уточненной и к "убыточной" налоговой декларации (расчету), налогоплательщики вправе представить в налоговый орган выписки из регистров налогового и (или) бухгалтерского учета и (или) иные документы, подтверждающие достоверность данных, внесенных в налоговую декларацию (расчет).

Лицо, проводящее камеральную налоговую проверку, обязано рассмотреть представленные налогоплательщиком пояснения и документы. Если после рассмотрения представленных пояснений и документов либо при отсутствии пояснений налогоплательщика налоговый орган установит факт совершения налогового правонарушения или иного нарушения законодательства о налогах и сборах, должностные лица налогового органа обязаны составить акт проверки в порядке, предусмотренном статьей 100 НК РФ. Форму такого акта смотрите в Приложении N 23 к Приказу ФНС России от 08.05.2015 N ММВ-7-2/189@.

При проведении камеральной налоговой проверки налоговый орган вправе требовать у налогоплательщика-организации или у налогоплательщика - индивидуального предпринимателя представить в течение пяти дней необходимые пояснения об операциях (имуществе), по которым применены налоговые льготы, и (или) истребовать у этих налогоплательщиков документы, подтверждающие их право на такие налоговые льготы (статья 93 НК РФ).

При проведении камеральной налоговой проверки налоговый орган не вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения и документы или если представление таких документов вместе с налоговой декларацией (расчетом) не предусмотрено НК РФ.

При подаче налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, в которой заявлено право на возмещение налога, камеральная налоговая проверка проводится на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком в соответствии с НК РФ.

Налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика документы, подтверждающие правомерность применения налоговых вычетов.

В силу пункта 8.1 статьи 88 НК РФ налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика счета-фактуры, первичные и иные документы, относящиеся к операциям, сведения о которых указаны в декларации по НДС, в случаях, если:

- выявлены противоречия в сведениях об операциях, которые содержатся в декларации по НДС;

- обнаружены несоответствия сведений об операциях, которые содержатся в декларации по НДС, представленной налогоплательщиком, сведениям об указанных операциях, которые отражены в декларации по НДС, представленной в инспекцию другим налогоплательщиком или иным лицом, обязанным представлять такие декларации;

- выявлены несоответствия сведений об операциях, которые содержатся в декларации по НДС, представленной налогоплательщиком, сведениям об указанных операциях, которые отражены в журнале учета полученных и выставленных счетов-фактур, представленном в налоговый орган лицом, на которое в соответствии с главой 21 НК РФ возложена соответствующая обязанность.

Истребование документов у налогоплательщика при камеральной проверке допустимо также при проверке декларации (расчета) по налогу на прибыль организаций или НДФЛ участника договора инвестиционного товарищества. По данному основанию налоговые органы могут истребовать сведения о периоде его участия в таком договоре, о приходящейся на него доле прибыли (расходов, убытков) инвестиционного товарищества.

В случае если уточненная декларация (расчет) с уменьшенной суммой налога к уплате будет представлена по истечении двух лет со дня, установленного для подачи соответствующей декларации (расчета), налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика первичные и иные документы, подтверждающие изменение показателей декларации (расчета), и аналитические регистры налогового учета, на основании которых сформированы указанные показатели до и после их. В том числе это касается и представленной по истечении указанного срока уточненной декларации, в которой увеличена сумма полученного убытка (пункт 8.3 статьи 88 НК РФ).

Кроме того, в случаях, указанных в пункте 8.4 статьи 88 НК РФ, при камеральной проверке налоговый орган сможет запрашивать первичные и иные документы, подтверждающие возврат и правомерность вычетов. При этом повторно истребовать представленные ранее документы нельзя.

При проведении камеральной налоговой проверки декларации по НДС налоговый орган вправе истребовать у иностранной организации документы (информацию), подтверждающие, что местом оказания услуг, указанных в пункте 1 статьи 174.2 НК РФ, признается территория РФ, а также иную информацию (сведения) относительно таких услуг.

При проведении камеральной налоговой проверки расчета по страховым взносам инспекция вправе истребовать сведения и документы, которые подтверждают обоснованность отражения сумм, не подлежащих обложению взносами, а также сведения и документы, которые подтверждают обоснованность применения пониженных тарифов взносов.

При проведении камеральной налоговой проверки по налогам, связанным с использованием природных ресурсов, налоговые органы вправе помимо документов истребовать у налогоплательщика иные документы, являющиеся основанием для исчисления и уплаты таких налогов.

В случае если до окончания камеральной налоговой проверки налогоплательщиком представлена уточненная налоговая декларация (расчет) в порядке, предусмотренном статьей 81 НК РФ, камеральная налоговая проверка ранее поданной декларации (расчета) прекращается и начинается новая камеральная налоговая проверка на основе уточненной налоговой декларации (расчета). Прекращение камеральной налоговой проверки означает прекращение всех действий налогового органа в отношении ранее поданной налоговой декларации (расчета) (пункт 9.1 статьи 88 НК РФ).

Данное положение уточняет, что если в ходе проверки налогоплательщик представляет уточненную декларацию, то проверка первоначальной декларации прекращается и начинается новая камеральная проверка уточненной декларации. При этом трехмесячный срок, установленный для проведения камеральной проверки и регламентированный пунктом 2 статьи 88 НК РФ, соответственно, начинает отсчитываться с момента подачи уточненной декларации.

Отмечаем также, что в связи с данными положениями пункта 9.1 статьи 88 НК РФ документы (сведения), полученные налоговым органом в рамках прекращенной камеральной налоговой проверки, могут быть использованы при проведении мероприятий налогового контроля в отношении налогоплательщика. На этом основании можно сделать вывод, что при представлении уточненной декларации налоговые органы не должны требовать документы, которые уже подавались в инспекцию с первоначальной декларацией.

Все чаще сегодня на практике имеют распространение ситуации, когда налоговый орган в ходе камеральной налоговой проверки проводил осмотр помещения, в котором велась предпринимательская деятельность, делал обмеры и замеры или производил, например, фактически полную проверку всех первичных документов налогоплательщика, одним словом, осуществлял действия, которые были свойственны выездной налоговой проверке. Все это естественно делало процедуру камеральной проверки весьма обременительной для налогоплательщика. Также подобные ситуации подвергались неоднократной критике специалистов по налоговому праву.

С 01.01.2015 пункт 1 статьи 92 НК РФ дает право налоговым органам проводить осмотр территорий, помещений проверяемого лица, документов и предметов.

Согласно нововведениям налоговый орган сможет осуществлять осмотр в рамках не только выездной, но и камеральной проверки декларации по НДС в случаях:

- если представлена декларация с заявленной суммой налога к возмещению (пункт 8 статьи 88 НК РФ);

- если выявлены противоречия и несоответствия, отраженные в декларации по НДС, которые свидетельствуют о занижении налога к уплате или о завышении суммы налога к возмещению.

Осмотр будет проводиться на основании мотивированного постановления должностного лица налогового органа, осуществляющего проверку. Данное постановление должно быть утверждено руководителем налогового органа или его заместителем.

Задать вопрос или заказать пособие можно тут

С уважением к вашему бизнесу,

Сушонкова Елена

Уже в продаже электронное методическое пособие "Все об уточненной налоговой декларации" автора Сушонковой Елены

Узнай, как правильно исправить ошибки в налоговых декларациях

Уже в продаже электронное методическое пособие "Все о счетах-фактурах" автора Сушонковой Елены

Узнай, как правильно исчислить налог на добавленную стоимость без ошибок в счетах-фактурах

Подписывайтесь на нас:

ВК Facebook Дзен Одноклассники Telegram Teletype

Список всех публикаций блога вы найдёте на главной странице канала

Материал подготовлен с использованием системы КонсультантПлюс

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ

Налоговая инспекция обязана направить требование о представлении пояснений, если в ходе камеральной проверки выявлены ошибки

10 видео о налоговых проверках

Признание долга по неуплаченному налогу может подтверждать декларация, направленная в ФНС РФ - разъяснения

Если пояснения представлены в электронном виде, но не по формату, установленному ФНС РФ, то их можно считать представленными

10 публикаций по налоговому контролю

Из практики налогового консультирования Налоговый контроль

10 видео Налоговые споры

КАК ОБЖАЛОВАТЬ РЕШЕНИЕ НАЛОГОВОГО ОРГАНА ПО НАЛОГОВОЙ ПРОВЕРКЕ?

КАКОВ ПОРЯДОК ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ДОКУМЕНТОВ, ИСТРЕБУЕМЫХ НАЛОГОВЫМ ОРГАНОМ?

КАК ПРОВОДЯТСЯ ВЫЕЗДНЫЕ НАЛОГОВЫЕ ПРОВЕРКИ У ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ?

Возражать на акт налоговой проверки стало проще

Организацией получено требование ФНС РФ о представлении документов, в котором не указано их количество. Можно ли не отвечать?

10 видео Налоговые проверки

А вы уже получили из налоговой инспекции письмо "О прозрачном бизнесе"?

Кому налоговики теперь выписывают удвоенные штрафы

Оштрафовать за неуплату взносов по итогам отчетного периода нельзя

Когда ФНС РФ может требовать пояснений по применению льготы по НДС на право пользования ПЭВМ?

Во сколько теперь обходятся компаниям налоговые просрочки

КАКОВ ПОРЯДОК ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ДОКУМЕНТОВ, ИСТРЕБУЕМЫХ НАЛОГОВЫМ ОРГАНОМ?

Нестыковки в первичке и договорах, из-за которых инспекторы доначисляют налоги

Как налоговики ищут схемы и дробление бизнеса на проверках упрощенцев

Что такое выездная налоговая проверка?

ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ НАЛОГОВОЕ УВЕДОМЛЕНИЕ ПРИШЛО ПОЗЖЕ УСТАНОВЛЕННОГО СРОКА И НАЛОГОВАЯ ИНСПЕКЦИЯ НАЧИСЛИЛА ПЕНИ?

Как убедить налоговую и фонды снизить штраф?

Критерии отбора плательщиков для проведения выездных налоговых проверок

Период и налоги, по которым могут проводиться выездные налоговые проверки

Процессуальные действия в период выездной налоговой проверки

Тактика поведения налогоплательщиков при проведении выездной налоговой проверки

Можно ли вернуть из бюджета недоимку на 01.01.2015г., уплаченную 29.12.2017г.?

Порядок проведения выездной налоговой проверки

Приостановление выездной налоговой проверки

Правила представления документов в процессе выездной налоговой проверки

Выемка документов при проведении выездной налоговой проверки

Доступ на территорию плательщика при выездной налоговой проверке

Осмотр помещений и инвентаризация имущества при проведении выездной налоговой проверки

Требования к акту выездной (в том числе повторной) налоговой проверки

Рассмотрение результатов и вынесение решения по результатам выездной налоговой проверки

Привлечение к ответственности по результатам выездной налоговой проверки

Обеспечительные меры при выездной налоговой проверке

10 публикаций Правила проведения выездной налоговой проверки

Налоговые проверки консолидированной группы налогоплательщиков

ФНС РФ о рекомендациях по проведению налоговых проверок

Что такое дополнительный налоговый контроль?