УЧЕТ И НАЛОГИ ПО АВТОМОБИЛЬНЫМ ШИНАМ

22.06.2018

Автомобильные шины относятся к наиболее изнашиваемым комплектующим транспортных средств. Необходимость их замены возникает не только при их износе или повреждении, но и при смене зимнего и летнего сезонов.
В этой статье рассмотрим классификацию автомобильных шин, особенности документооборота по их приему, отпуску и перемещению шин, а также порядок бухгалтерского учета и налогообложения.

Автомобильные шины различают по назначению, конструкции, рисунку протектора, климатическому исполнению и габаритам. По этим показателям автомобильные шины могут быть следующих видов:
- шины постоянного использования (всесезонные шины);
- шины периодической эксплуатации (зимняя и летняя резины).
Последние обладают лучшими эксплуатационными свойствами, но в целях экономии организации часто используют на автомобилях всесезонные шины, которые подлежат замене, если пробег превысил установленный заводом-изготовителем километраж для шин или произошло их повреждение.
Здесь же отметим, что шины автомобильные, автобусные, для сельскохозяйственных машин, мотоциклов и мотороллеров должны иметь сертификат, поскольку являются продукцией, подлежащей обязательной сертификации, что следует из Письма Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 29 апреля 2011 г. N А3-101-32/3615 "О продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия (в форме обязательной сертификации) в системе сертификации ГОСТ Р, с указанием нормативных документов, устанавливающих обязательные требования".

Документооборот

В первую очередь организациям следует разработать необходимые для учета и контроля автомобильных шин внутренние организационно-распорядительные документы. Такие рекомендации содержит п. 3 Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утвержденных Приказом Минфина России от 28 декабря 2001 г. N 119н (далее - Методические указания N 119н). Внутренними документами организации могут быть установлены:
- формы первичных документов по приему, отпуску и перемещению шин и порядок их заполнения, а также правила документооборота;
- перечень должностных лиц подразделений, которым доверены получение и отпуск МПЗ;
- порядок осуществления контроля рационального использования автомобильных шин.
Напомним, что Методические указания N 119н, а также иные положения по бухгалтерскому учету и методические рекомендации и указания, принятые до вступления в силу Федерального закона от декабря 2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 402-ФЗ), применяются в целях ведения бухгалтерского учета вплоть до утверждения федеральных и отраслевых стандартов, предусмотренных этим Законом (ч. 1 ст. 30 Закона N 402-ФЗ).
Документами, необходимыми для учета хозяйственных операций по движению автомобильных шин, являются:
- товарно-транспортные накладные и иные сопроводительные документы (при приемке и оприходовании автомобильных шин);
- карточка учета автомобильной шины (в процессе эксплуатации);
- ведомость (акт) на списание автомобильных шин.

Обратите внимание! В настоящее время порядок учета автомобильных шин не регулируется ни одним нормативным документом, поскольку Правила эксплуатации автомобильных шин (АЭ 001-04), утвержденные Распоряжением Минтранса России от 21 января 2004 г. N АК-9-р (далее - Правила N АЭ 001-04), прекратили действовать 31 декабря 2007 г. Между тем, исходя из Письма Минюста России от 21 сентября 2009 г. N 03-2609, Правилами N АЭ 001-04 можно руководствоваться в целях организации эксплуатации транспортных средств.


Иными словами, организациям следует либо разработать порядок учета автошин самостоятельно и утвердить его внутренним организационно-распорядительным документом, либо при разработке порядка можно воспользоваться вышеуказанными Правилами N АЭ 001-04.
В любом случае организация должна организовать учет пробега автомобильных шин. В этих целях на каждую шину, установленную на автомобиль (новую, восстановленную или с углубленным рисунком протектора) при его комплектации или во время эксплуатации, следует заводить карточку учета ее работы. Организация может самостоятельно разработать ее форму или использовать ту, которая была приведена в Приложении 12 к Правилам N АЭ 001-04.
Информация, содержащаяся в карточке учета работы шины, позволяет дать оценку ее техническому состоянию. Если шина пригодна для эксплуатации, то она не может быть снята с автомобиля или передана в утиль. Если же шина не пригодна к эксплуатации, то ее снимают, а в учетной карточке указывают пробег, причину снятия и порядок ее дальнейшего использования (в ремонт, на восстановление или в утиль).
Затем данные из карточки учета переносятся в ведомости (акты) на списание автомобильных шин, на основании которых в учете отражаются данные хозяйственные операции.
Заметим, что в Постановлении ФАС Северо-Кавказского округа от 21 июля 2010 г. по делу N А32-43572/2009 суд признал требование налогового органа о доначислении налога на прибыль, пеней, штрафа неправомерным, так как несение организацией расходов по приобретению автошин, а также наличие документальных доказательств их списания в результате осуществления предпринимательской деятельности документально подтверждены.

Бухгалтерский учет автомобильных шин

Автомобильные шины, приобретаемые организацией, по своим характеристикам и предназначению являются оборотными активами, которые в бухгалтерском учете организации отражаются как материально-производственные запасы (далее - МПЗ), следовательно, нужно руководствоваться Положением по бухгалтерскому учету "Учет материально-производственных запасов" ПБУ 5/01, утвержденным Приказом Минфина России от 9 июня 2001 г. N 44н (далее - ПБУ 5/01).
Согласно п. 2 ПБУ 5/01 в состав МПЗ принимаются активы, используемые в качестве сырья при выполнении работ, оказании услуг. Исключение составляют шины (в том числе и запасные), которые поступили в организацию вместе с приобретенными автомобилями, поскольку в этом случае шины учитываются в составе объекта основных средств.
Согласно п. 6 Положения по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01, утвержденного Приказом Минфина России от 30 марта 2001 г. N 26н (далее - ПБУ 6/01), объектом основных средств признается инвентарный объект со всеми приспособлениями и принадлежностями или отдельный конструктивно обособленный предмет, предназначенный для выполнения определенных самостоятельных функций.
Отметим еще раз, что существующие положения по бухгалтерскому учету, в том числе ПБУ 6/01 и ПБУ 5/01, применяются в целях ведения бухгалтерского учета вплоть до утверждения федеральных и отраслевых стандартов, предусмотренных Законом N 402-ФЗ, на что указывает ч. 1 ст. 30 Закона N 402-ФЗ.
Комплекс конструктивно сочлененных предметов - это один или несколько предметов одного или разного назначения, имеющие общие приспособления и принадлежности, общее управление, смонтированные на одном фундаменте, в результате чего каждый входящий в комплекс предмет может выполнять свои функции только в составе комплекса, а не самостоятельно.
Таким образом, как объект основных средств учитывается имущество или комплекс, которые могут выполнять свои функции самостоятельно. Если имущество не обладает функциональной самостоятельностью, его следует отражать в составе комплекса, который может считаться инвентарным объектом с позиций приведенных норм ПБУ 6/01.
Аналогичное положение представлено и в Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденной Приказом Минфина России от 31 октября 2000 г. N 94н (далее - Инструкция по применению Плана счетов).
В Инструкции по применению Плана счетов к счету 10 "Материалы", субсчет 10-5 "Запасные части", сказано, что автомобильные шины (покрышка, камера и ободная лента), находящиеся на колесах и в запасе при транспортном средстве, включаемые в его первоначальную стоимость, учитываются в составе основных средств.
Согласно абз. 2 п. 6 ПБУ 6/01 при наличии у объекта нескольких частей с различным сроком полезного использования каждая из них учитывается как самостоятельный инвентарный объект. Этот порядок выгоден налогоплательщику, поскольку он позволяет разделять дорогостоящее имущество на несколько объектов и сразу списывать в учете те из них, стоимость которых не превышает 40 000 руб. (или иного установленного в учетной политике организации лимита), экономя на налоге на имущество.
Но вряд ли это положение ПБУ 6/01 применимо в отношении таких объектов, как автомобильные шины, поскольку учитывать автомобиль как основное средство без колес нельзя, так как он не способен приносить доход. А это является одним из условий принятия актива к учету как объекта основных средств.
Кроме того, в п. 6 ПБУ 6/01 есть оговорка, что при наличии у одного объекта нескольких частей, сроки полезного использования которых существенно отличаются, каждая такая часть учитывается как самостоятельный инвентарный объект. При этом не указано, какой уровень существенности следует применять для разделения комплекса предметов, представляющих единое целое, на несколько инвентарных объектов, что дает право бухгалтеру решить этот вопрос по собственному усмотрению.
Поэтому организация может установить в учетной политике свой уровень существенности. Если он будет невысоким, то у организации появляются налоговые риски в отношении расчетов с бюджетом по налогу на имущество. Во избежание этого, по общей методологии учета капитальных затрат, автомобильные шины, находящиеся на колесах транспортных средств (в том числе и на запасном колесе), следует отражать в первоначальной стоимости автомобиля.
При передаче шин в эксплуатацию в бухгалтерском учете организации производится единовременное списание их стоимости на счета учета затрат (п. 93 Методических указаний N 119н). При этом все условия для признания расхода, установленные п. 16 Положения по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99, утвержденного Приказом Минфина России от 6 мая 1999 г. N 33н (далее - ПБУ 10/99), выполнены, а именно:
- расход произведен в соответствии с обычаями делового оборота;
- сумма расхода может быть достоверно определена;
- в результате установки шин на транспортное средство произошло уменьшение экономических выгод организации.
При передаче в использование автомобильные шины оцениваются одним из способов, предусмотренных п. 16 ПБУ 5/01:
- по себестоимости каждой единицы;
- по средней себестоимости;
- по себестоимости первых по времени приобретения материально-производственных запасов (метод ФИФО).

Пример (цифры условные). Организацией в феврале приобретен легковой автомобиль с зимним комплектом шин для использования в управленческих целях.
В мае того же года приобретен комплект летней резины (4 штуки) за 9440 руб., в том числе НДС 18% - 1440 руб., и установлен на автомобиль.
В бухгалтерском учете организации приобретение и отпуск автомобильных шин для установки на автомобиль отражены следующими бухгалтерскими записями с применением счетов и субсчетов:
10-5 "Запасные части";
19-3 "НДС по приобретенным материально-производственным запасам";
26 "Общехозяйственные расходы";
51 "Расчетные счета";
60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками";
68-2 "Расчеты по НДС".
Дебет 10-5 Кредит 60
- 8000 руб. - принят к учету комплект летней резины;
Дебет 19 Кредит 60
- 1440 руб. - отражена сумма НДС, предъявленного поставщиком;
Дебет 68-2 Кредит 19-3
- 1440 руб. - принята к вычету сумма НДС, предъявленного поставщиком;
Дебет 26 Кредит 10-5
- 8000 руб. - отпущены шины для установки на автомобиль;
Дебет 60 Кредит 51
- 9440 руб. - погашена задолженность перед поставщиком.

Сезонные шины, снятые с автомобиля в связи со сменой сезона, необходимо принять к учету, однако порядок отражения подобных операций не предусмотрен нормативными правовыми актами по бухгалтерскому учету. Снятые с транспортного средства и оприходованные на склад сезонные шины не относятся ни к неиспользованным материалам, ни к возвратным отходам. С одной стороны, они уже находились в эксплуатации (были использованы), а с другой - не утратили своих потребительских свойств и с началом следующего зимнего сезона вновь будут установлены на автомобиль.
Принятие к учету сезонных шин в бухгалтерском учете организации следует отражать по дебету субсчета 10-5 "Запасные части" в корреспонденции с кредитом счетов учета затрат (20 "Основное производство", 23 "Вспомогательные производства", 26 "Общехозяйственные расходы", 44 "Расходы на продажу" и другие).
Снятые с автомобилей шины, которые еще можно использовать без ремонта, учитываются по стоимости, рассчитанной с учетом износа, который определяется исходя из пробега.
Таким образом, производится уменьшение затрат на производство (или расходов на продажу) текущего отчетного периода на стоимость возвращенных на склад автомобильных шин.
Определить стоимость снятых автошин организация может самостоятельно, установив нормы эксплуатационного пробега, ориентируясь на технические характеристики соответствующих шин, а также на Временные нормы эксплуатационного пробега шин автотранспортных средств (РД 3112199-1085-02) (далее - Временные нормы). В Информационном письме Минтранса России от 7 декабря 2006 г. N 0132-05/394 было отмечено, что Временные нормы действуют без ограничения срока действия до вступления в силу соответствующих технических регламентов в части, соответствующей целям защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества; охраны окружающей среды; предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей.
Таким образом, методика определения норм пробега шин может быть использована в целях определения степени износа сезонных шин, снятых с транспортного средства.
Нормы эксплуатационного пробега шин автотранспортных средств устанавливаются организациями на основе среднестатистического пробега шин. Минтранс России предлагает использовать поправочные коэффициенты к среднестатистическим нормам пробега шины в зависимости от условий эксплуатации транспортного средства. При этом норма эксплуатационного пробега шины согласно п. 3.3 Временных норм не должна быть ниже 25% среднестатистического пробега.
Среднестатистический пробег шин российского производства для легковых автомобилей составляет приблизительно 40 000 - 45 000 км. Для шин зарубежного производства средний пробег составляет 50 000 - 55 000 км. Пробег шин грузовых автомобилей существенно выше:
- для отечественных шин он может достигать 100 000 км;
- для шин зарубежного производства - до 180 000 км.
Стоимость шин, возвращенных на склад, рассчитывается по следующей формуле:

Стоимость возвращенных на склад шин = (Норма пробега шины - Фактический пробег) / Норма пробега шины x Цена приобретения шины.

Пример (цифры условные). Используем условия предыдущего примера.
Зимние шины, снятые с автомобиля, еще можно использовать. Первоначальная стоимость каждой шины составляет 2000 руб. Норма пробега данных шин, установленная организацией, составляет 50 000 км. За период эксплуатации фактический пробег составил 20 000 км. Следовательно, стоимость каждой шины, возвращенной на склад, равна 1200 руб. ((50 000 км - 20 000 км) / 50 000 км x 2000 руб.).
В бухгалтерском учете организации необходимо сделать следующую запись:
Дебет 10-5 "Запасные части" Кредит 26 "Общехозяйственные расходы"
- 4800 руб. (1200 руб. x 4 штуки) - принят к учету комплект зимней резины, снятой с автомобиля.

Налоговый учет автомобильных шин

Приобретаемое организацией транспортное средство учитывается как единый инвентарный объект не только в бухгалтерском учете, но и в целях налогообложения прибыли организаций.
Автомобильные шины, приобретаемые отдельно от автомобиля, не включаются в состав амортизируемого имущества, а учитываются в составе расходов на содержание и эксплуатацию, ремонт и техническое обслуживание основных средств и иного имущества, а также на поддержание их в исправном (актуальном) состоянии, что следует из пп. 2 п. 1 ст. 253 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
Если осуществляется замена сезонных шин, то расходы на приобретение нового комплекта шин следует квалифицировать как материальные расходы на приобретение материалов, используемых на содержание основных средств (пп. 2 п. 1 ст. 254 НК РФ). При использовании организацией в целях налогообложения прибыли метода начисления расходы на приобретение автомобильных шин следует признавать в целях налогообложения на дату передачи их в использование, то есть на дату установки шин на автомобиль (п. 2 ст. 272 НК РФ).
Если происходит замена изношенных шин, то на основании п. 1 ст. 260 НК РФ расходы на их приобретение квалифицируют как расходы на ремонт основных средств и признают для целей исчисления налога на прибыль в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они осуществлены, в размере фактических затрат. При методе начисления расходы на ремонт основных средств признаются в качестве расхода в том отчетном периоде, в котором они были осуществлены, вне зависимости от их оплаты с учетом особенностей, предусмотренных ст. 260 НК РФ (п. 5 ст. 272 НК РФ).
Что касается сезонных шин, снятых с автомобиля и переданных на склад, в налоговом учете стоимость этих активов не отражается, поскольку сумма материальных расходов уменьшается на стоимость:
- остатков материально-производственных запасов, переданных в производство, но не использованных в производстве на конец месяца (п. 5 ст. 254 НК РФ);
- возвратных отходов (п. 6 ст. 254 НК РФ).
Остатки материально-производственных запасов оцениваются по той же стоимости, по которой они были включены в состав расходов при списании.
Шины, снятые с транспортного средства, не могут быть квалифицированы как товарно-материальные ценности, не использованные в производстве на конец месяца, поскольку они были установлены на автомобиле, а значит, использовались, изнашивались и утратили свое первоначальное состояние.
В то же время бывшие в эксплуатации шины нельзя рассматривать в качестве возвратных отходов, ведь под возвратными отходами понимаются остатки сырья и материалов, полуфабрикатов и других видов материальных ресурсов, образовавшихся в процессе производства товаров (выполнения работ, оказания услуг), частично утратившие потребительские качества исходных ресурсов и в силу этого используемые с повышенными расходами или не используемые по прямому назначению. Сезонные шины под данное определение не подпадают, следовательно, в целях налогообложения они не могут рассматриваться ни как остатки запасов, ни как возвратные отходы. Таким образом, сумма материальных расходов не уменьшается на стоимость сезонных шин, снятых с транспортного средства.
В результате при передаче снятых шин на склад и принятии их к бухгалтерскому учету между данными бухгалтерского и налогового учета образуется разница. В данном случае это налогооблагаемая временная разница, что следует из п. 12 Положения по бухгалтерскому учету "Учет расчетов по налогу на прибыль организаций" ПБУ 18/02, утвержденного Приказом Минфина России от 19 ноября 2002 г. N 114н. Налогооблагаемая временная разница приводит к возникновению отложенного налогового обязательства.

Пример. Используем условия предыдущего примера.
Поскольку в бухгалтерском учете организации стоимость автомобильных шин, сданных на склад, учитывается, а в целях налогообложения прибыли организаций не учитывается, возникает налогооблагаемая временная разница в размере 4800 руб., соответственно, отложенное налоговое обязательство составит 960 руб. и будет отражено такой записью:
Дебет 68 "Расчеты по налогам и сборам", субсчет "Расчеты по налогу на прибыль", Кредит 77 "Отложенное налоговое обязательство"
- 960 руб. (4800 руб. x 20%) - отражено отложенное налоговое обязательство.

При износе автомобильных шин у организации возникает необходимость их ремонта или замены. Ремонт и восстановление автошин могут производиться как самой организацией, так и в специализированных автосервисах.
При самостоятельном ремонте организация несет расходы на приобретение запчастей к автошинам (камер, покрышек, ободов колес, балансировочных грузов и прочих) и оплату труда рабочим, которые производят ремонт.
Межотраслевые правила по охране труда при эксплуатации промышленного транспорта (напольный безрельсовый колесный транспорт) ПОТ РМ-008-99, утвержденные Постановлением Министерством труда и социального развития Российской Федерации от 7 июля 1999 г. N 18, содержат разд. 3.7, устанавливающий требования к процессам вулканизации, шиноремонта и шиномонтажа.
Если отремонтировать автошины без специального оборудования невозможно, как правило, прибегают к услугам специализированных предприятий. В этом случае запчасти к автомашинам могут быть закуплены самостоятельно и в такой ситуации организация оплачивает автосервису только услуги по замене и установке запчастей. В противном случае стоимость запчастей будет учтена в стоимости ремонтных работ автосервиса.
При передаче шин для восстановления на шиноремонтные заводы их стоимость переносится в бухгалтерском учете на субсчет 10-7 "Материалы, переданные в переработку на сторону".
Согласно п. п. 7, 18 ПБУ 10/99 затраты по поддержанию транспортных средств в исправном состоянии являются расходами по обычным видам деятельности и признаются в том отчетном периоде, в котором они имели место, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и иной формы осуществления. При этом в бухгалтерском учете организации делается следующая запись:
Дебет счетов 20 "Основное производство", 26 "Общехозяйственные расходы" Кредит счетов 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками", 71 "Расчеты с подотчетными лицами", 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами"
- отражены затраты на ремонт автомобильных шин.
Для целей налогообложения расходы на ремонт шин можно учесть как прочие расходы, связанные с производством и реализацией.
Отметим, что в настоящее время нормативные документы, устанавливающие нормы затрат на восстановление износа и ремонт автомобильных шин, отсутствуют. Именно поэтому данные затраты являются расходами на проведение текущего ремонта, которые включаются в себестоимость продукции, работ, услуг как затраты по поддержанию основных средств в рабочем состоянии, при этом нормирование указанных расходов не предусмотрено.
Если шины имеют разрушения, не подлежащие местному ремонту или восстановлению путем наложения нового протектора, то по решению специальной комиссии, созданной на предприятии, они списываются в утиль. На склад такие шины приходуются по весу по прейскурантным ценам, по которым они сдаются на шиноремонтные заводы. В бухгалтерском учете организации шины, не подлежащие восстановлению, зачисляются на счет 10-6 "Прочие материалы".

Задать вопрос или заказать пособие можно тут

С уважением к вашему бизнесу,

Сушонкова Елена

Уже в продаже электронное методическое пособие "Все об уточненной налоговой декларации" автора Сушонковой Елены

Узнай, как правильно исправить ошибки в налоговых декларациях

Уже в продаже электронное методическое пособие "Все о счетах-фактурах" автора Сушонковой Елены

Узнай, как правильно исчислить налог на добавленную стоимость без ошибок в счетах-фактурах

Подписывайтесь на нас:

ВК Facebook Дзен Одноклассники Telegram Teletype

Список всех публикаций блога вы найдёте на главной странице канала

Материал подготовлен с использованием системы КонсультантПлюс

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ

УЧЕТ И НАЛОГИ ПО ГСМ, В ТОМ ЧИСЛЕ ТОПЛИВНЫЕ КАРТЫ И ТАЛОНЫ