Упрощенка (доходы - расходы): нормирование расходов на ГСМ

Налоговый кодекс не ограничивает размер затрат на ГСМ, учитываемых в целях налогообложения.

Однако, несмотря на это, налоговые органы на местах зачастую настаивают на том, что организации и предприниматели при определении размера затрат на ГСМ, уменьшающих налоговую базу, должны ориентироваться на Нормы расхода топлива и смазочных материалов на автомобильном транспорте, утвержденные Минтрансом России.

В настоящее время действуют Нормы, утвержденные Распоряжением Минтранса России от 14.03.2008 N АМ-23-р.

Таким образом, если вы хотите стопроцентно оградить себя от возможных претензий налоговиков, то вам придется ориентироваться на нормативы, утвержденные Минтрансом. Соответственно, в расходах будут учитываться фактически понесенные затраты на ГСМ (подтвержденные путевыми листами и чеками ККТ), но не более сумм, рассчитанных исходя из Норм, утвержденных Минтрансом России.

В то же время отметим, что в НК РФ нет никаких указаний на то, что затраты на ГСМ должны приниматься в целях налогообложения в пределах норм, установленных Минтрансом России (либо каким-нибудь иным ведомством).

Подтверждение этого вывода можно найти в решениях арбитражных судов. Например, ФАС Центрального округа признал, что Налоговым кодексом не предусмотрено нормирование расходов на ГСМ, а Нормы, утвержденные Минтрансом, носят лишь рекомендательный характер (Постановление от 04.04.2008 N А09-3658/07-29 <1>). При этом ВАС РФ не нашел оснований для пересмотра этого решения (Определение ВАС РФ от 14.08.2008 N 9586/08).

--------------------------------

<1> Судьи рассматривали спор, касающийся учета затрат в целях налога на прибыль, но выводы, сделанные в Постановлении, в полной мере применимы и к "упрощенке".

Кстати, в более свежих письмах Минфина России излагается аналогичная точка зрения.

Например, в Письме Минфина России от 30.01.2013 N 03-03-06/2/12 указано, что Налоговым кодексом РФ нормирование расходов на ГСМ не предусмотрено. При этом чиновники говорят о том, что у налогоплательщика есть право ориентироваться на Нормы, утвержденные Минтрансом.

Однако во всех разъяснениях Минфина России содержится недвусмысленный намек на то, что при определении обоснованности произведенных затрат на приобретение топлива для служебного автомобиля налогоплательщикам следует ориентироваться на Методические рекомендации "Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте", введенные в действие Распоряжением Министерства транспорта Российской Федерации от 14.03.2008 N АМ-23-р (см. Письма Минфина России от 27.01.2014 N 03-03-06/1/2875, от 03.06.2013 N 03-03-06/1/20097).

Итак, чтобы соблюсти требования ст. 252 НК РФ, вам достаточно самостоятельно установить нормативы расхода ГСМ по каждому конкретному автомобилю, используя в первую очередь данные завода-изготовителя.

При этом в зависимости от условий использования и технического состояния каждого автомобиля эти нормы могут быть скорректированы в большую или меньшую сторону. Очевидно, что при использовании автомобиля в большом городе (например, в Москве) в условиях постоянных пробок расход бензина значительно выше, чем при использовании точно такого же автомобиля для поездок по незагруженным трассам. Использование кондиционера тоже повышает расход, причем ощутимо. Разрабатывая нормы расхода ГСМ, можно учесть все эти (и не только эти) факторы, подтвердив их соответствующими расчетами.

Итогом всей этой работы может стать приказ руководителя об утверждении норм расхода топлива, масла, прочих технических жидкостей и смазочных материалов отдельно для каждого автомобиля, используемого на предприятии.

Установленные этим приказом нормы будут определять максимальный размер расходов на ГСМ, который может быть учтен в расходах в целях налогообложения. Таким образом, бухгалтер, рассчитывая сумму затрат на ГСМ, будет руководствоваться следующим подходом: в расходах будет учтена сумма фактических затрат (подтвержденная документально), но в размерах, не превышающих сумм, рассчитанных исходя из норм, установленных приказом руководителя.

При таком подходе, на наш взгляд, у налоговых органов не будет оснований для предъявления каких-либо претензий по поводу необоснованности затрат на ГСМ. Но если по факту учтенные в целях налогообложения расходы на ГСМ существенно превысят нормативы, утвержденные Минтрансом, вероятность спора, конечно же, исключить нельзя.

Задать вопрос или заказать пособие можно тут

С уважением к вашему бизнесу,

Сушонкова Елена

Уже в продаже электронное методическое пособие "Все об уточненной налоговой декларации" автора Сушонковой Елены

Узнай, как правильно исправить ошибки в налоговых декларациях

Уже в продаже электронное методическое пособие "Все о счетах-фактурах" автора Сушонковой Елены

Узнай, как правильно исчислить налог на добавленную стоимость без ошибок в счетах-фактурах

Подписывайтесь на нас:

ВК Facebook Дзен Одноклассники Telegram Teletype

Список всех публикаций блога вы найдёте на главной странице канала

Материал подготовлен с использованием системы КонсультантПлюс

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ

УПРОЩЕНКА (ДОХОДЫ - РАСХОДЫ): ОБЩИЕ ПРАВИЛА ПРИЗНАНИЯ РАСХОДОВ

Упрощенка (доходы - расходы): кассовый метод признания расходов