Упрощенка (доходы - расходы): расходы на канцелярские товары; на почтовые услуги; на услуги связи

Согласно подп. 17 п. 1 ст. 346.16 "упрощенцы" имеют право уменьшить полученные доходы на расходы на канцелярские товары.

По этой статье могут быть учтены затраты на приобретение любых канцелярских товаров, используемых в деятельности налогоплательщика, в частности бумаги формата А4, используемой в производственных или управленческих целях (Письмо УФНС России по г. Москве от 17.06.2005 N 18-11/3/42465).

Упрощенка (доходы - расходы): расходы на канцелярские товары; на почтовые услуги; на услуги связи

Подпункт 18 п. 1 ст. 346.16 НК РФ разрешает включать в расходы затраты на почтовые, телефонные, телеграфные и другие подобные услуги, а также на оплату услуг связи.

Перечень аналогичных расходов, которые признаются в целях налогообложения прибыли, приведен в подп. 25 п. 1 ст. 264 НК РФ. Он гораздо шире. В нем дополнительно перечислены затраты на оплату услуг вычислительных центров, расходы на услуги факсимильной и спутниковой связи, электронной почты, а также информационных систем (СВИФТ, Интернет и иные аналогичные системы).

В п. 2 ст. 346.16 НК РФ указано, что расходы, перечисленные в подп. 18 п. 1 ст. 346.16 НК РФ, принимаются применительно к порядку, предусмотренному для исчисления налога на прибыль ст. 264 НК РФ.

Поэтому возникает закономерный вопрос: можно ли включить в расходы при УСН затраты, перечисленные в подп. 25 п. 1 ст. 264 НК РФ, например на подключение и пользование Интернетом, электронной почтой, оплату городской телефонной сети за получение телефонных номеров?

Рассмотрим сначала правомерность включения в расходы оплаты телефонных номеров.

Правовые основы деятельности в области связи на территории РФ регулируются Федеральным законом от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи".

Чтобы определить, относятся ли затраты организации на оплату получения телефонных номеров к расходам на телефонные услуги, обратимся к ст. 2 Закона "О связи". В ней даны следующие определения:

- услуга связи - деятельность по приему, обработке, хранению, передаче, доставке сообщений электросвязи или почтовых отправлений;

- абонент - пользователь услуг связи, с которым заключен договор об оказании таких услуг при выделении для этих целей абонентского номера или уникального кода идентификации.

Из этих определений, по нашему мнению, следует, что выделение абоненту телефонного номера - это элемент оказания услуг телефонной связи. Ведь оказать услугу связи и получить ее без выделения номера и подключения к телефонной сети невозможно.

Упрощенка (доходы - расходы): расходы на канцелярские товары; на почтовые услуги; на услуги связи


Поэтому плата за получение (выделение) телефонных номеров должна признаваться расходами на услуги телефонной связи, поскольку фактически это означает, что организация становится пользователем услуг связи, которому выделены абонентские номера и с которым заключается договор на оказание услуг связи.

Следовательно, если расходы на оплату телефонных номеров связаны с деятельностью налогоплательщика, направленной на получение дохода, то эту оплату можно учесть в расходах на основании подп. 18 п. 1 ст. 346.16 НК РФ.

Этот вывод применим и к ситуации, когда организация приобретает "красивый", легко запоминающийся номер (Письмо Минфина России от 11.11.2011 N 03-11-06/2/159).

В подп. 18 п. 1 ст. 346.16 НК РФ, в отличие от ст. 264 НК РФ, не упомянуты и расходы на услуги информационных систем (Интернет и иные аналогичные системы).

Однако ни налоговые органы, ни Минфин России не возражают против включения в расходы услуг по пользованию Интернетом.

В Письме Минфина России от 27.03.2006 N 03-11-04/2/70 указано, что обоснованные и документально подтвержденные расходы организации на оплату услуг информационных систем, в том числе Интернета, и на обслуживание адреса электронной почты уменьшают полученные доходы в целях применения упрощенной системы налогообложения.

Аналогичного мнения придерживаются и московские налоговики (Письмо УФНС России по г. Москве от 14.09.2010 N 16-15/096615@).

Видимо, такой лояльный подход связан еще и с тем, что в ст. 80 НК РФ содержится положение об обязательной сдаче налоговой отчетности в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. А как же ее сдать в электронном виде, не подключившись к Интернету?

Поэтому, видимо, Минфин России в Письме от 02.04.2007 N 03-11-04/2/79 разъяснил, что расходы в виде абонентской платы за сдачу бухгалтерской и налоговой отчетности в электронном виде через Интернет учитываются в целях налогообложения на основании подп. 18 п. 1 ст. 346.16 НК РФ (см. также Письмо Минфина России от 09.10.2007 N 03-11-04/2/250).

* * *

Налогоплательщики-"упрощенцы" могут учитывать в расходах и затраты на оплату услуг операторов мобильной связи. Естественно, при условии, что эти услуги документально подтверждены и связаны с деятельностью, направленной на получение дохода (Письма Минфина России от 16.01.2015 N 03-11-11/807, от 11.03.2012 N 03-11-11/74).

Налоговым законодательством не определен конкретный перечень документов, подтверждающих производственный характер расходов, связанных с оплатой телефонных переговоров.

По мнению Минфина России, подтверждающими документами для признания в целях налогообложения расходов на оплату услуг сотовой связи являются (см. Письма от 16.01.2015 N 03-11-11/807, от 27.07.2006 N 03-03-04/3/15 <1>):

- утвержденный руководителем организации перечень должностей работников, имеющих право на использование сотовой связи (с указанием причин необходимости);

- договор с оператором связи на оказание услуг связи (т.е. договор должен быть заключен между организацией и оператором связи);

- детализированные счета оператора связи с расшифровкой оказанных услуг, тарифов за оказанные услуги.

--------------------------------

<1> Это разъяснение адресовано организациям - плательщикам налога на прибыль. Однако поскольку порядок признания расходов на услуги связи при УСН аналогичен порядку, применяемому при исчислении налога на прибыль, позиция Минфина России, изложенная в данном Письме, в полной мере относится и к "упрощенцам".

Упрощенка (доходы - расходы): расходы на канцелярские товары; на почтовые услуги; на услуги связи

При этом критерием экономической обоснованности затрат на приобретение услуг сотовой связи для целей налогообложения является необходимость для работника использовать сотовый телефон в служебных целях, что должно быть отражено в должностной инструкции работника.

Если таких инструкций в организации нет (а такой документ не является обязательным для всех организаций), то необходимость использования сотовой связи может быть оговорена непосредственно в трудовом договоре с конкретным работником.

При оплате междугородних разговоров будьте готовы к тому, что налоговый орган потребует от вас обоснование необходимости осуществления звонков в тот или иной город (регион).

Наличие контрагентов в этом городе, конечно же, будет служить подтверждением производственной направленности разговоров. Однако, даже если в каком-то городе никаких партнеров у вас нет, это не значит, что вы не сможете учесть в расходах стоимость звонков в эти города (см. Постановление ФАС Поволжского округа от 27.09.2007 N А12-1208/07-С60). Ведь вполне возможна ситуация, когда вы занимаетесь поиском новых партнеров или, задумываясь о расширении бизнеса, рассматриваете возможность открытия филиала и представительства в другом городе. Причин звонить в другие города может быть масса. Главное - представить необходимые объяснения и документы в ходе проведения проверки.

Задать вопрос или заказать пособие можно тут

С уважением к вашему бизнесу,

Сушонкова Елена

Уже в продаже электронное методическое пособие "Все об уточненной налоговой декларации" автора Сушонковой Елены

Узнай, как правильно исправить ошибки в налоговых декларациях

Уже в продаже электронное методическое пособие "Все о счетах-фактурах" автора Сушонковой Елены

Узнай, как правильно исчислить налог на добавленную стоимость без ошибок в счетах-фактурах

Подписывайтесь на нас:

ВК Facebook Дзен Одноклассники Teletype

Список всех публикаций блога вы найдёте на главной странице канала

Материал подготовлен с использованием системы КонсультантПлюс

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ

Упрощенка (доходы - расходы): нормирование расходов на ГСМ

Минфин РФ об учете доходов при исчислении налога при УСН

Минфин РФ об учете расходов в УСН приобретения материалов для ремонта автомобильных узлов

Упрощенка (доходы - расходы): расходы на бухгалтерские, аудиторские и юридические услуги

Упрощенка (доходы - расходы): расходы на публикацию бухгалтерской отчетности и другой информации