Fran Bow. И девочки кровавые в глазах

Fran Bow – первая коммерческая игра шведской Killmonday Games. Крошечной независимой студии из двух человек удалось успешно собрать средства на разработку через платформу Indiegogo, выпустив на свет божий нечто… донельзя странное. Результат их трудов напоминает произведения Туве Янссон, тоже прекрасно умевшей превратить детскую сказку в натуральный готический хоррор.

Что? Fran Bow (Killmonday Games, 2015)

Что странного? Волшебная сказка про маленькую девочку, которая безумнее Безумного Шляпника.

Сон внутри сна

Трагедия, сделавшая десятилетнюю Фрэн Боу-Дагенхарт сиротой, лишила ее не только родителей, но и рассудка. Кошмары, отрыв от реальности и приступы агрессии выдали девочке билет в сумасшедший дом. Психиатрическая лечебница для детей — местечко и без того неприятное, но здешняя больница, как и полагается, скрывает за закрытыми дверями жуткие секреты. Разлученной с любимым котом мистером Полночь, девочке не остается ничего, кроме побега. Побега, который станет длинным путешествием сквозь нескончаемую череду не то порожденных больным разумом галлюцинаций, не то параллельных миров.

Приняв таблетку подозрительного лекарства, героиня из более-менее логичной, пусть и странноватой действительности ныряет в мир ужасающих видений. Динамики шелестят инфернальным шепотом, ему вторит жутковатый эмбиент, изображение плывет, мир наполняют макабрические фигуры, а персонажи превращаются в гротескные пародии на самих себя. Но стоит закрыть баночку с пилюлями, и все опять приходит в норму. В то, что эта игра считает “нормой”.

Именно манипуляции с реальностями (в определенный момент таблетки сменяет переключатель времен года, но суть та же) и отличают Fran Bow от других представителей жанра. В остальном же игровой процесс не был бы в диковинку и двадцать лет назад.

Тренажер для указательного пальца

Одноклеточная механика point-n-click, располагающая к размеренному и вдумчивому игровому процессу, истории только на пользу. Да и логика задачек (с учетом особенностей игрового мира, конечно) вполне на уровне. Топор используется именно как топор, а мышеловка — как мышеловка. Никакого сюрреализма в духе: “Соедини яблоко и курицу, а потом примени на дверь, чтобы оглушить слугу”. Беда в том, что на обратной стороне такого здравого в целом подхода притаились однотипные, шаблонные решения. Например, самый ценный предмет в арсенале маленькой девочки — острый кухонный нож, используемый раз за разом: им можно и отрезать что-нибудь ценное, и кровь пустить в случае необходимости.

Дополняют действие простейшие головоломки, подсказки к которым могут лежать буквально на одном экране с самими загадками. Если же подсказок нет, то в них обычно нет и нужды: некоторые, с позволения сказать, «загадки» не только элементарны, но и банальны, как мясо по-французски. Крестики-нолики? Минимум четырежды! Пятнашки? А как же!

И не забудьте про мини-игры! Их довольно много, есть даже пародия на Frogger и крошечный двухмерный «раннер», но при всем разнообразии не совсем понятно, зачем они вообще нужны. К счастью, их можно пропустить и не портить себе нервы. За это авторам отдельное спасибо. Перед нами ведь, в конце концов, ужасы, и пугать они должны чем-то пострашнее непроходимых мини-игр.

Маленькая живая девочка

С ядром любого хоррора — собственно, пуганием — к сожалению, тоже не все гладко. Возможно, дело в некой инфантильности, присущей всей игре. Вместо саспенса она, простодушно разведя руками, вываливает на игрока кучу расчлененных человеческих тел. Вместо тонкой игры на нервах - радостно плещет в лицо литрами забродившей кровищи. Вакханалию дополняют скримеры, необходимые игровому процессу, как симулятору свиданий — тактическая пауза. Выходит скорее грустно, чем страшно.

Несмотря на мрачность общего настроя, мисс Боу смотрит на все с детской непосредственностью, выдавая чудесные ремарки (“Побочные эффекты... Может, эффекты, влияющие на мои бока?”, “Почему у тебя мозг наружу? Там слишком тепло?”). Так на происходящее мог бы реагировать Джордж Стоббарт. Будь он безумной маленькой девочкой.

К Фрэн вообще очень быстро привязываешься: когда она делает книксен, обращаясь к кому-нибудь, или в сердцах топает ножкой, игре хочется простить все промахи. Героиня - не по-взрослому циничная Эдна из Edna & Harvey, но и не добродушная Анна из Anna’s Quest. Что-то роднит ее образ и с той, и с другой. А еще больше — со знаменитой Алисой, только не кэрролловской, а скорее из серии Alice от большого оригинала Американа Макги. Или из картин Тима Бертона. Вообще, если бы не полное отсутствие озвучки персонажей, Fran Bow можно было бы спутать с авторским мультфильмом. Уверен: эстетам понравится. А кроме них в квесты сегодня вообще мало кто играет.

***

Fran Bow - абсолютно линейное «однокнопочное» point-and-click приключение с единственной интересной игровой механикой. Да, игра не может определиться, считать себя детской страшилкой или серьезным произведением. Но, несмотря на все проблемы, у нее есть особая харизма, свой визуальный стиль и запоминающиеся персонажи. Сегодня этого вполне достаточно, чтобы порекомендовать историю о малышке Фрэн всем поклонникам жанра классических адвенчур.

Стоит играть? Да.

Стоит своих денег? Да.