10 советов сценаристу от режиссеров монтажа

10 советов сценаристу от режиссеров монтажа 

История кинематографа знает множество примеров, когда монтаж уже готового фильма спасал – либо топил его в прокате. «История игрушек» от Pixar, «Звездные войны» - эти, теперь уже классические фильмы, при первом студийном просмотре выглядели как полное разочарование. 

И это повод для сценаристов присмотреться к работе режиссеров монтажа, чтобы добавить к себе в копилку несколько инструментов из их арсенала. Потому что монтаж отвечает на такие вопросы, как: 

Когда начинать и заканчивать сцену; 

Какое количество диалогов использовать; 

Какие эмоции показывать;

С чьей точки зрения; 

Что нам говорят перемещения между сценами. 

Кен Миямото, сценарный аналитик и скрипт-доктор Sony Pictures, приводит следующие 10 советов для тех, кто хочет извлечь максимальную пользу из искусства монтажа – в применении к сценарной работе. 

1. Когда НЕ делать переходы 

Конечно, правило «не управлять камерой в описании сцены» давно всем известно, однако иногда правила можно – и нужно – нарушать. 

Сцена повешения в фильме «12 лет рабства» (2013, реж. Стив Маккуин) длится примерно полторы минуты, и это вечность – для монтажной фразы. Но она придает картине невероятную энергию. 

Сценарист может добиться сходного эффекта, если добавит несколько строчек, описывающих тонкие детали происходящего. Однако этот прием не стоит применять часто, иначе сценарий раздуется еще на 130 страниц. 

2. Контролируй свое эго 

Хороший режиссер монтажа никогда не позволит своему эго встать между ним и работой. 

То же самое касается и сценариста. После того, как ты подписываешь контракт на написание сценария (или на его переписывание), тебе придется всегда проверять перед началом работы, не слишком ли торчит твое эго. Твоя задача – сделать то, что написано в контракте. 

Даже если ты пишешь сценарий по своей инициативе, отмечай это – где твое эго? Делает ли эта сцена всю историю лучше? Или ты просто кажешься себе гениальным в этот момент, и думаешь, что сцена впечатлит всякого, кто ее прочитает? Она, может, и впечатлит, но не забывай про целое. 

3. Влейся в процесс 

Фильм – это творение многих людей. Сценарист (а часто и не он) просто запускает этот процесс. 

Разработка концепции, создание сценария, его продажа, предпродакшн, кастинг, съемки, монтаж и пиар-кампания – вряд ли этот порядок изменится в ближайшие годы. Да, есть варианты, но сценаристу, так или иначе, придется вступать в коллаборацию с продюсерами, режиссерами, иными членами команды, и не всегда это будет легко (а чаще тяжело). 

Все это процесс, и в него надо влиться. 

4. Плохие идеи ведут к хорошим идеям 

Режиссеры монтажа часто сталкиваются с тем, что идеи вышестоящего начальства, особенно во время завершения проекта, кажутся им необоснованными и идущими вразрез с концепцией фильма. Однако, если они профессионалы – они находят способ заставить такие идеи работать. 

То же самое можно сказать о сценаристах. Ваш сценарий совершенно точно будет получать комментарии от тех, кто его прочитал, и не всегда они будут приятными. Иногда комментарии могут быть взаимоисключающими – особенно часто такое случается в студийных условиях. 

Не отбрасывайте такие замечания сразу. Возможно, они приведут вас к отличному сюжетному повороту. 

5. Создание сценария – это монтаж 

По-настоящему, писать сценарий вы начинаете только тогда, когда вы его переписываете, после получения фидбека. Весь вопрос в том, что нужно выкинуть, чтобы история заиграла новыми красками. 

6. Организация – это монтаж 

Выбери себе одну из множества существующих систем написания сценария – ту, что поможет тебе досконально узнать свой мир и своих героев, и предоставит к ним легкий доступ. Таблицы, система карточек, библия персонажей, что угодно, что погружает тебя в работу. 

7. Просто пиши 

Безусловно, всех интересует, как знаменитые сценаристы (писатели, врачи, певцы, кто угодно) стали такими, какими они есть. Ответ в названии этого пункта – просто делай, что должен. 

Другого секрета нет. Да, первые попытки будут ужасными, но если ты делаешь это занятие своим образом жизни – оно изменяет тебя и твой мозг. Ты становишься тем, кто знает, как это делать. 

8. Сторителлинг – это мышца 

Режиссеры монтажа – такие же сторителлеры, как и сценаристы. И навык сторителлинга, как и мышцы, прокачивается со временем – просто в этом нужна тренировка. 

Изучай, как можно построить твою историю, так, чтобы она впечатляла все больше и больше. 

9. Изучай процесс 

Новички в монтаже часто спрашивают в интернете: «Должен ли я смотреть обучающие видео на Youtube, чтобы стать профи?». 

Для сценаристов тот же вопрос звучит как: «А надо ли мне читать все эти статьи и книги, чтобы стать лучше?» 

И, казалось бы, практика должна превалировать над обучением, но правда в том, что обучение никогда не закончится. В этих профессиях нет такой точки, когда ты все уже изучил. Важно то, как ты применяешь эти знания к практике; но это не отменяет изучения специфики с разных точек зрения. 

10. Используй реакции 

Ни один режиссер монтажа, при равных условиях, не предпочтет кадр с разговором кадру, где персонаж живо на что-то реагирует. Если что-то можно показать без слов – он безжалостно выкинет диалог. 

Отсюда сценарист может вынести урок о важности реакций – не слов, а именно реакций персонажей. Меняйте описание сцены на более эмоциональное. 

Эти десять советов могут помочь вам с вашим сценарием, ведь монтаж имеет дело с визуальным искусством, как и кино в целом. Все искусства связаны друг с другом. 

Новости сценарной школы "Лига Кино"