Что делать после 9 класса?

13.07.2018

Остаться в школе

За

Школьные педагоги лучше готовят к ЕГЭ, чем репетиторы. Скорее всего выпускникам девятых классов рано или поздно захочется получить высшее образование — для этого придется сдавать ЕГЭ. Школьные учителя не всегда лучше репетиторов знают свой предмет, но готовиться к экзаменам лучше в рамках учебного процесса, а не параллельно работе или другой учебе.

Не нужно привыкать к новым учебным группам. В десятый класс пойдет хотя бы половина ребят: они знают друг друга, поддерживают и даже если ссорятся, то могут так или иначе найти общий язык. Привыкать к новым условиях — отдельный стресс. Чтобы с ним справиться, нужны дополнительные силы.

Занятости для ребят больше, чем в колледжах и дома. В школах есть внеурочная деятельность, заведующий воспитательной работой помогает организовать досуг. Родителям не нужно думать, чем занимается ребенок после учебы.

Против

Нет времени на работу. Если после девятого класса ребенок уже хочет зарабатывать, школа — не самый лучший вариант. С подготовкой к ЕГЭ не остается свободного времени, учителя не поддерживают работающих учеников.

Если нет интереса к предметам — нет смысла учиться. Ребенку, который устал от физики и литературы и хочет стать парикмахером, не стоит мешать. Профессия поможет в будущем, даже если через несколько лет захочется сменить и ее.

Педагоги готовят к ЕГЭ, но не всегда готовят к взрослой жизни. Учителя не всегда помогают стать самостоятельными, могут поддерживать действия по алгоритму, лишать творческого начала. Не факт, что педагоги в колледжах будут поддерживать эти способности, но профессиональный путь больше подойдет тем, кто устал быть ребенком.

Пойти в колледж

За

Ребенок получит профессию. Часто с этой профессией можно не только зарабатывать деньги, но и двигаться дальше. Оператор вычислительной техники может вырасти в программиста, парикмахер сможет увлечься дизайном. В колледже выпускник сможет уже на втором курсе пройти практику и понять, тем он увлекся или нет.

Студенты получают особый статус и стипендию. Этих денег не хватит на самостоятельную, но психологически сделает ученика крепче. «Мне платят за учебу как за работу. Я должен учиться лучше и получать больше стипендии» — хорошая установка. К тому же у студента иной психологический статус — он становится взрослей и наследует поколениям студентов, живущих интересной жизнью.

Студенты больше общаются между собой. И здесь речь о студентах разных колледжей. В СУЗе больше шансов перезнакомиться с ребятами со всего города и выстроить настоящую взрослую дружбу.

Против

Не все специальности хороши. Профессия продавца вряд ли будет востребованной через пару лет. Есть рабочие специальности, которые не будут нужны в будущем из-за роботизации.

Больше возможностей пойти по скользкой дорожке. Несовершеннолетний студент получает больше доступа к нелегальным развлечениям. При этом он не до конца готов противостоять соблазнам, например, употреблению ПАВ. Значит родителям придется включать больший контроль.

Хуже готовят к ЕГЭ. В колледжах почти не занимаются подготовкой к ЕГЭ. Студенту придется нанимать репетитора, если он хочет в дальнейшем поступать в непрофильный вуз.

Пойти в лицей при вузе

За

Ученик часто получается не только среднее полное образование, но и профессию. Например, выпускники лицеев при технических вузах могут работать лаборантами или операторами вычислительной техники.

Легче поступить в вуз и учиться в нем. В вузовских лицеях учителями часто работают вузовские преподаватели. Хотя условия поступления часто одинаковы для всех, способным ученикам проще учиться дальше. Они уже знают требования профессоров и готовы к новым условиям.

В лицеях царит университетская атмосфера. Преподаватели транслируют университетские ценности и ученики быстрее «всрастают» в роли студентов. Больше творчества, больше свободы, больше уважения к личности — так обстоят дела не во всех, но многих вузовских лицеях.

Против

Учиться тяжело. В лицеях при вузах кроме обычных уроков есть факультативы, семинарские занятия и другие новые формы занятий. Если у ребенка нет особого интереса к учебе, лучше выбрать другой вариант.

Коррупция со стороны педагогов. Преподаватели могут завести любимчиков и готовить их к поступлению в вузы. В том числе, брать за это дополнительные деньги. Администрации лицеев пытаются бороться с конфликтами интересов, но получается не у всех.

Ребенку придется заниматься по заранее выбранному профилю. Как правило, этот профиль изменить нельзя: если поступил в математический класс, трудно перейти в филологический. Это не значит, что придется поступать на факультет, соответствующий профилю. Но учиться без интереса будет сложно.

Пойти работать

За

Работа приносит деньги. Если ребенок освоит сложную рабочую профессию, например, ювелира, или быстро выучится на программиста или дизайнера, то сможет зарабатывать больше выпускников вузов.

Работа приносит опыт. И не только узкоспециальный : на работе придется общаться с людьми, нести ответственность за свои действия, работать на результат.

Работа делает взрослым. Трудно считать себя ребенком, если приносишь домой зарплату. Это и плюс и минус — родителям, которые хотят подольше нянчить своих детей, будет сложно смириться с работающим ребенком.

Против

Ребенка сложней контролировать. В том числе, из-за того, что он перестает быть ребенком. К тому же на него будет влиять гораздо больше людей, чем в школе.

Нет подготовки к ЕГЭ. Если выпускник захочет через пару лет поступать в вуз, ему придется изучать многие предметы заново. Чтобы не забыть школьную программу, придется самому постоянно изучать новое.

Коллеги могут быть зациклены на семье и рутине. Соученики в школе более мотивированы, а работать придется и с взрослыми, которые устали от постоянного труда и не вдохновлены на обучение и развитие.