Интернет-зависимость: запретить или лечить?

15.05.2018

Сам по себе интернет — не плохой и не хороший. Придуман на благо, быстро стал частью нашего мира. Но неожиданно (как и любой наркотик), втянул в себя половину мирового населения — особенно детей. Хорошая новость: в ДНК не встраивается, лечить можно. Плохая новость: волшебной пилюли нет, придется поработать.

Откуда берется зависимость?

Большинство специалистов уверены: зависимость — это естественное для человека стремление к наслаждению. Мы такими рождены, так работает наше тело: когда мы испытываем наслаждение, наша лимбическая система выделяет дофамин, серотонин и норэпинефрин — молекулы счастья, которые действуют как наркотик.

Природные «наркотики», которые вырабатывает наше собственное тело, делают нас зависимыми от ситуаций, в процессе которых они выделяются.

А что с интернет?

Если интернет — уже зависимость, значит работает такая же схема — стремление к наслаждению. Что-то в сети дает большее удовольствие, чем реальность. И наше тело на это «подсаживается».

Как понять, что интернет — уже зависимость?

Да, не каждый выход в сеть стоит диагностировать как зависимость: мы живем в век «цифры», и многие вопросы удобнее решать виртуально. Когда же стоит тревожиться?

О любой зависимости говорит изменение поведения, самочувствия и перепады настроения.

Вот чек-лист (одного пункта уже достаточно, чтобы забить в набат):

  • Ребенок стал проводить в сети больше времени, чем всегда: 6 часов в неделю — уже много.
  • Ребенок прогуливает школу, перестал выходить во двор, гулять с друзьями: виртуальное общение стало для него важнее, чем реальное.
  • Плохо спит, плохо ест или наоборот — сонливый, ест больше обычного. Любое изменение привычного режима может быть симптомом.
  • Ребенок стал неадекватным, агрессивным, плаксивым, склонен к частым перепадам настроения. Конечно, это может быть признаком переходного возраста, но обратить внимание — стоит.
  • При невозможности быть в сети он тревожен, угнетён, постоянно вспоминает о делах в сети, стремится за компьютер.
  • Ребёнок не хочет рассказывать, чем занимается в сети, что ищет, во что играет.

Что делать, если интернет-зависимость есть?

Как и в случае с любой болезнью, лучше заниматься профилактикой: ставить четкие рамки, знать, что делает ребенок в сети, и увлечь реальностью, чтобы тело «подсело» на удовольствия в жизни — спорт, путешествия, домашние животные, настольные игры.

Но если зависимость уже случилась, важно взять дело под контроль: один из вариантов — поставить специальную программу «родительского контроля», с помощью которой можно контролировать всё поведение ребенка в сети и ставить ограничение по времени.

Поставьте на компьютер специальную программу, которая поможет защитить ребенка от негатива в сети, знать, где он бывает, и ставить ограничение по времени.

Совсем исключить компьютер из жизни ребенка вряд ли поможет: это часть нашей жизни, как бы мы к этому не относились. Важно дать альтернативу. Если домашние дела, обычные обязанности скучны даже вам, то почему ими должен увлекаться ребенок? Это не значит, что дела делать не надо, но должно быть в жизни ребенка что-то, что окажется интереснее сети.

А можно использовать интернет-зависимость во благо?

Можно и нужно. Например, использовать зависимость как награду за труд.

Психологи советуют такой алгоритм. Взять дело, которое надо сделать, и договориться с ребенком, что после того, как он сделает — можно поиграть или залезть в соц. сети.

Здесь важно несколько моментов:

  • Четко определить время на дело и на отдых. Правильно сформированные ожидания снимут возможный конфликт.
  • Понять и проговорить конечный результат: что именно будет считаться выполненным делом.
  • Принять эти условия обеими сторонами.