Как помочь ребенку войти в режим после лета?

Все мы тяжело входим в рабочий ритм после отпуска. А теперь представьте, если каково детям с их тремя месяцами каникул? Вполне естественно, что ученик отвыкает от школы, даже если любит учиться. Чтобы не отбить желание и не потерять месяц, хорошо бы помочь ребенку вернуться в ритм.

Что происходит с ребенком за каникулы?

Он погружается в отдых и сбивается с учебного режима. Ребенок может позже ложиться и вставать, отвыкнуть от чтения и письма. И может не выполнить домашние задания на лето.

Но страшнее именно сбой режима. За то, чтобы человек вовремя просыпался и ложился, отвечают циркадные ритмы. Их сложно полностью сбить за каникулы, но сдвиг режима даже на пару часов создаст сложности в сентябре. Чем старше ученик, тем сложнее ему будет приспособиться к учебному году.

Зачем помогать ребенку входить в режим?

Если ребенку не помочь, он может сильно надорваться на старте учебного года. Это приведет или к болезням или к плохим оценкам в сентябре. А если это пятый, девятый или одиннадцатый класс, то «плохой» месяц может быть роковым.

К тому же стресс от нового учебного года может сбить мотивацию к учебе. Даже если у ребенок ставил цель хорошо учиться, он может обесценить ее: зачем учиться, если это так тяжело? Поэтому хорошо, если учитель создаст особые условия для ребят — хотя бы в первую недели учебы, а лучше весь сентябрь.

Как может помочь ребенку учитель?

Начинать уроки с повторения пройденного. За лето дети могли забыть даже базовые вещи, на которых строится учебный предмет. Хорошо, если учеба начинается с повторения и обсуждения пройденного. Так даже взрослым легче въезжать в материал.

Завершите каникулы на уроках. Ребенку нужно помочь с «перевариванием» впечатлений от каникул. Необязательно писать сочинение «Как я провел лето», но можно предложить ребятам сделать проект, связанный с предметом и летними переживаниями. Например, учитель истории может попросить ребят рассказать о своих путешествиях и создать для каждого места историческую справку.

Больше занимательного, чем назидательного. Не каждый учитель умеет и любит устраивать из уроков шоу. Но чтобы конкурировать со всем остальным контентом, который дети летом впитывали в неограниченных количествах, лучше постараться.

Чему могут научить детей любые значимые взрослые?

Настройка режима. Предложить расписать свой день по часам. Так они поймут на что тратят время, увидят, какие у них есть обязательные дела и второстепенные. Ещё лучше, проконтролировать, чтобы ребенок уходил спать вовремя: в 1-4 классах дети должны спать не менее 10 часов, в 5-8 — не менее 9, в 9-11 — не менее 8.

Важное — сначала. За каникулы ребята могли забыть о том, как выполнять важные, но не самые приятные дела. В психологии и тайм-менеджменте есть прием «съесть лягушку». Сначала нужно сделать неприятное, но важное дело, а потом переходить к более приятным делам. Так будет работать принцип вознаграждения.

Медленный «въезд» в учебу. Даже если ребята горят учиться и узнавать новое, тормозите их. Нервная система может не выдержать такого резкого переключения. Не нужно давать много заданий, не стоит поощрять выполнение проектов без сна и отдыха.

Физические нагрузки. Будет здорово, если даже на уроках ребята будут проводить разминку. Можно выполнять гимнастические упражнения, а можно минуту глубоко дышать перед уроком. Адреналина в крови станет меньше, кислорода больше — так ребята успокоятся и настроятся на урок.

Когда нужно подключаться родителям?

Если ребенок снова проспал школу, спит на уроках или уже неделю не может собраться, то стоит подключаться родителям: поменять режим с летнего на учебный, добровольно-принудительно вовремя укладывать ребенка спать, не давать ему перегружаться, но и не давать лениться. Возможно, даже на первое время отменить секции.